Бизнес портал

Субъектные элементы финансовой системы. Финансовая система, ее составные элементы и функции. Лекций по дисциплине

Понятие финансовой системы.

Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.

Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.

Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики в значительной мере обозначается ею.

Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак - это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использования фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.

Можно утверждать, что каждое звено финансовой системы является независимым её элементом, но эта самостоятельность относительна в средине единого целостного. Финансовая система - это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

Структура финансовой системы РФ.

Понятие «финансовая система» употребляется в различных значениях. Во-первых, как совокупность финансовых учреждений (институциональная структура финансовой системы) и, во-вторых, с точки зрения экономического содержания как совокупность финансовых отношений.

Само понятие «система» предполагает наличие определенных составляющих элементов и связи между ними. Структурная организация совокупности финансовых отношений позволяет упорядочить и целенаправленно управлять элементами системы, отслеживать и корректировать финансовые связи. Построение финансовой системы основывается на следующих признаках:

· Функциональном назначении той или иной группы финансовых отношений;

· Наличии определенной специфики в финансовых отношениях;

· Единстве и взаимодействии подсистем;

· Наличии специального обслуживающего аппарата;

· Наличии собственной финансовой базы.

Итак, финансовая система - это совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в жизни общества.

В зависимости от признака, закладываемого в основу построения финансовой системы, можно представить ее разное структурное понимание. Рассмотрим структуры финансовой системы Российской Федерации.

1. По фондовому признаку различают централизованные и децентрализованные финансы.

Централизованные (государственные) финансы включают:

· государственные бюджеты;

· государственные социальные внебюджетные фонды;

· государственный кредит;

· государственное страхование.

К децентрализованным финансам относят:

· финансы коммерческих предприятий и организаций;

· финансы некоммерческих организаций;

· финансы домохозяйств.

Централизованные фонды денежных средств формируются, распределяются и используются государством. Для них жестко определены источники средств, направления расходования устанавливаются на основе законодательно-правовых актов. В отношении децентрализованных финансов нет жесткого контроля за финансовыми потоками: предприятия, организации действуют по принципу хозяйственной самостоятельности, самофинансирования, ответственности, домохозяйства сами определяют структуру своих доходов и расходов. И хотя нормативное регулирование (налогообложение, контроль за законностью финансовых операций), социальное страхование присутствуют, децентрализованные финансы имеют определенную свободу и независимость.

2. По сфере финансовых отношений финансовая система РФ включает:

· финансы экономических субъектов: предприятий, организаций по секторам (коммерческий, некоммерческий), по отраслям экономики (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и др.); банковско-кредитных организаций; участников фондового рынка;

· финансы государства: федерального уровня; регионального уровня; местного (муниципального) уровня;

· фонды страхования: государственного, частного;

· финансы домохозяйств.

Финансы государства структурно можно представить следующим образом (рис. 1):

Рис. 1.

Государственные и муниципальные финансы являются частью финансовой системы РФ, охватывают часть денежных отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование государственных и муниципальных фондов денежных средств, необходимых для выполнения общественных функций и задач.

Основными функциями государства являются: создание адекватной требованиям экономики нормативно-правовой базы и контроль за выполнением законов и нормативных актов; предоставление общественных благ; поощрение свободной конкуренции и антимонопольное регулирование; защита производителей от несправедливой конкуренции; стимулирование развития новых прогрессивных технологий; защита окружающей среды; организация общественных работ; поддержка развития фундаментальной науки; поддержка культуры, искусства, образования, здравоохранения; обеспечение социальной защиты населения, социальная поддержка малообеспеченных слоев; защита прав потребителей и др.

Государственные и муниципальные финансы играют важную роль в решении социально-экономических задач. Выполняя распределительную функцию, государственные и муниципальные финансы перераспределяют финансовые ресурсы между различными регионами и муниципальными образованиями, различными отраслями экономики, производительной и непроизводительной сферами, различными социальными группами населения.

Посредством государственного и муниципального контроля отслеживается весь механизм финансовых отношений в обществе, финансовое состояние звеньев финансовой системы РФ, эффективность применяемых правительством программ социально-экономического развития и эффективность, законность деятельности самой исполнительной власти.

3. Структура финансовой системы РФ с точки зрения управления включает (рис. 2.):

· основные элементы системы (финансы государства, финансы коммерческих предприятий, организаций, финансы домохозяйств);

· вспомогательные элементы системы (финансы банковско-кредитных организаций, страховых групп, финансы участников рынка ценных бумаг).


Рис. 2.

4. Институциональная структура финансовой системы РФ состоит из разных уровней.

На федеральном уровне институциональная структура включает:

· комитеты Государственной Думы и Совета Федерации;

· Министерство финансов Российской Федерации и в его составе: Федеральную налоговую службу; Федеральную службу страхового надзора; Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Финансовую службу по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство (службу);

· Центральный банк Российской Федерации;

· Счетную палату Российской Федерации;

· Федеральную таможенную службу;

· Федеральную службу по финансам и рынкам;

· Исполнительные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.

На уровне субъектов РФ:

· комиссии по бюджету и финансам в законодательном органе, соответствующие федеральным структурам исполнительной власти;

· министерства (управления, департаменты) финансов субъекта РФ, в том числе региональные аппараты Департамента контроля Минфина России, управления казначейства Министерства финансов РФ или управления казначейства субъекта Федерации, территориальные управления Федеральной службы РФ по страховому надзору;

· главные управления Банка России субъектов Федерации;

· Федеральную налоговую службу (инспекцию) субъекта Федерации;

· Таможенную службу субъекта Российской Федерации;

· Территориальные органы Федеральной службы по финансовым рынкам;

· Региональные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.

На муниципальном уровне:

· комиссии по бюджету и финансам в представительном органе местного самоуправления;

· управления (департаменты, отделы) финансов;

· аппарат Департамента контроля Минфина России;

· городские (районные) органы (отделения) Федерального казначейства или муниципальное казначейство;

· городские (районные) управления Главного управления Банка России субъекта РФ;

· городские (районные) налоговые службы;

· счетную комиссию представительного органа местного самоуправления;

· городскую (районную) таможню.

На уровне хозяйствующих субъектов управление финансами осуществляется финансовой службой (отделом), дирекцией по финансам, департаментом финансов.

Финансовая система Российской Федерации в соответствии со структурным делением финансовой системы в экономически развитых странах включает следующие звенья:

· государственный бюджет;

· государственные внебюджетные фонды;

· государственный кредит;

· фонд страхования;

· фондовый рынок;

· финансово-кредитную систему;

· финансы предприятий различных форм собственности.

Финансовая система включает три основных звена: государственные финансы, финансы населения и финансы предприятия. Из этих трех звеньев главным являются финансы предприятий, ибо первые два звена формируются на их базе.
Государственные финансы состоят из двух основных элементов: государственного бюджета и внебюджетных фондов.
Государственный бюджет – это годовой план доходов и расходов государства, это деньги, которые позволяют государству выполнять экономические и социальные функции (а в последнее время и политические).
Государственный бюджет состоит из бюджета правительства и местных бюджетов (области, города, района, поселкового совета). Поэтому утверждение государственных бюджетов на очередной год всегда носит бурный характер. Правительства пытаются ущемить права регионов, а последние стремятся оставить больше средств в своем распоряжении.
Внебюджетные фонды представляют собой те денежные средства, которые аккумулируются вне системы государственного бюджета и имеют строго целевое назначение: пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.
Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В странах с развитой рыночной экономикой доходная часть бюджета на 80–90 % формируется за счет налогов с предприятий и населения.
Остальная часть поступает от использования государственной собственности, внешнеэкономической деятельности.
Структура расходной части бюджета включает в себя расходы на социально-культурные нужды (здравоохранение, просвещение, социальные пособия и др.), расходы на развитие народного хозяйства, на оборону, государственное управление.
В условиях социально-ориентированной экономики налогообложение строится на принципах обязательности уплаты, социальной справедливости и связей с получением блага.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования.
Финансовые фонды – важная составная часть общей системы денежных фондов, функционирующая в народном хозяйстве.
Фондовая форма использования финансовых ресурсов объективно предопределена потребностями расширенного воспроизводства и обладает некоторыми преимуществами по сравнению с нефондовой формой:
– позволяет теснее увязать потребности людей с экономическими возможностями общества;
– обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства;
– дает возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы и тем активнее воздействовать на производство. Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.
В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь.



Обобщение задач, возложенных на финансовую систему, дает возможность выделить следующие ее основные функции:

1 Обеспечение перемещения экономических ресурсов во времени и пространстве

2 Обеспечение управления рисками экономической деятельности

3 Обеспечение оптимальных способов осуществления расчетов, которые стимулируют обмен товарами, услугами, активами

4 Обеспечение возможности объединения финансовых ресурсов для создания крупномасштабных предприятий и обеспечения измельчения капитала любого предприятия среди значительного количества владельцев

5 Обеспечение широкого финансового информирования для возможности принятия оптимальных решений субъектами экономики

6 Обеспечение возможности кредитования экономически эффективных проектов

7 Обеспечение ликвидности финансовых активов

8 Обеспечение возможности накопления богатства и формирования сбережений

9 Обеспечение возможности осуществления финансового макрорегулирования национальной экономики

Первая функция финансовой системы нами уже упоминалась в предыдущих разделах Главная задача финансов в целом - обеспечение контролируемого осуществления всех экономических процессов, важных для пидтрима Ання жизнедеятельности и развития общества Это связано с тем, что все экономические ресурсы ограничены, и поэтому финансовая система должна способствовать их рациональному использованию На сегодня существует очень широкий сп ектр финансовых инструментов для обеспечения движения материальных ресурсов во времени и пространстве, если это необходимо Достаточно назвать некоторые из них - кредитование, лизинг, франчайзинг и т.п. Если возникают \"вузь ки мисищ \"для осуществления общественно необходимых экономических процессов, то финансовая система должна либо дать адекватные финансовые инструменты для решения проблемы, или создать ново створити нові.



Вторая функция финансовой системы призвана обеспечить рискованную, но нужную обществу экономическую деятельность Примером может служить морская торговля Прохождение груза морским путем супроводжуеть ься многими рисками, среди которых, например, риск крушения судна, риск захвата груза морскими пиратами и тд Вместе с тем, такая торговля необходима для развития как отдельных стран, так и мировой й экономики в целом Для того, чтобы были предприниматели, желающие заниматься этой деятельностью, создана соответствующая система страхования Через финансовые инструменты пострадавший может возместить убытки при ре ализации случае по поводу которого было осуществлено страхованиеування.

Третья функция финансовой системы - это платежная функция Должны присутствовать удобные способы осуществления расчетов, которые стимулируют обмен товарами, услугами, активами Например, раньше для осуществления по одорожи необходимо было возить с собой наличные и это было довольно неудобно ведь был риск стать жертвой грабителей Кроме этого путешественник должен был обменивать свою национальную валюту на валюту стран и, где он находился, и не всегда это был простой и эквивалентный обмен Современные платежные системы все указанные трудности устраняют, они позволяют одинаково легко осуществлять платежи во многих странах б ез никаких различий в процедуре и стоимости услуги Такое общую технологическую платежную инфраструктуру создано, например, в Европе Темпы интеграции европейских платежных систем существенно ускорились ь после введения евро и благодаря усовершенствованию таких платежных систем, как ТАРГЕТ (TARGET), евро (EUR01), ГСС (CLS) и СВИФТ (SWIFT) Начиная с января 2008 года в Европе для финансовых систем стран ЕС существует единое платежное пространство - единая европейская платежная система SEPA (Single Euro Payments Area) Важность этого события сравнивают с значимости введения в 2002 году единой европейской валюты SEPA можете любым физическим и юридическим лицам осуществлять переводы денежных средств в едином пространстве и прекращает деление европейского платежного рынка за национальными границами Сегодня SEPA охватывает Юэ 27 государств - членов Евросоюза, а также Норвегию, Исландию, Лихтенштейн и Швейцарию и формирует единое европейское платежное пространство с населением в 330 милл человек Ежегодно в странах Евросоюза проводится 74 млрд безналичных платежей - более трети мирового объема Введение SEPA обеспечивает явные преимущества для каждого европейского потребителя, туриста или путешественника, осуществляющих регулярные плате жи в европейских странах Польза от сокращения администрирования и ускорению платежей способствует росту экономики Европы Отдельные указанные платежные системы работают и в Украинють і в Україні.

Четвертая функция финансовой системы обусловлена??необходимостью обеспечивать мобилизацию средств для выполнения общественно важных, экономически выгодных проектов Это осуществляется, например, через выпуск ценных ных бумаг, в том числе путем выпуска и продажи акций Владельцам средств предлагаются указанные ценные бумаги и вследствие осуществления ими покупки акций, они становятся совладельцами создаваемого за их счет и предприятия и получать дивиденды при условии успешной деятельности последнего Владельцы акций также могут их впоследствии продать и получить дополнительный доход от своего вложения средстветів.

Пятая функция финансовой системы - обеспечение широкого финансового информирования для возможности принятия оптимальных решений различными субъектами экономики - позволяет многим гражданам, предпринимателям предприятиям принимать более взвешенные решения в своей ежедневной деятельности и направляет средства в экономически эффективных проектов Это осуществляется через законодательно установлено обязательное обнародование определенной банковской информации, ежедневное сообщение фондовых индексов, которые являются интегральными показателями здоровья экономики, опубликования финансовых показателей предприятий, эмитирует ценные бумаги и т.д. Зная, например, рыночные процентные банковские ставки на депозиты, условия приобретения акций определенной компании, домохозяйствам легче принять решение относительно того, каким образом лучше использовать заощ ведь не средства - положить на депозит, или купить акії.

Шестая функция финансовой системы связана с обеспечением возможности кредитования экономически целесообразных проектов есть в случае, когда заемщик может в результате выполнения проекта вернуть сам креди ит, проценты за пользование кредитом, получить прибыль, финансовая система должна обеспечить возможность финансирования такого проекта за счет заемных средств Цена за пользование кредитом имеет бут и адекватной и устанавливаться рыночным способоом.

Седьмая функция финансовой системы связана с обеспечением ликвидности финансовых активов Ликвидность (английское \"liquid\" "эквивалентно \"жидкий, тикучий\") означает возможность легкой смены формы финан нсового актива зависимости от возникшей потребности, например, превращения ценных бумаг в наличные, валюты одной страны в валюту другой страны и тд В этом случае субъекты хозяйственной деятельности имеют широ кий выбор форм хранения и применения своих финансовых активов, уменьшает время и упрощает проведение хозяйственных операций, повышает их эффективностьідвищує їх ефективність.

Восьмая функция финансовой системы связана с необходимостью обеспечения возможности накопления богатства и формирования сбережений тем субъектам хозяйственной деятельности, которые эффективно работают есть финансовая система должна иметь противодействие инфляционным процессам, обеспечивать стабильность национальной денежной единицы, ее конвертируемость в другие валюты и т.д. Только в нем случае возможно финансовое пла ния, накопления необходимой суммы средств для инвестирования в экономически привлекательные проекты, поступательное экономическое развитие как отдельных субъектов хозяйственной деятельности, так и экономики государства в циломму.

Девятая функция финансовой системы связана с обеспечением возможности макрорегулирования национальной экономики с использованием финансовых рычагов Это необходимо в случае неблагоприятных внешних возмутит ень (мировые финансовые кризисы, резкий рост цен на энергоносители и тд) или внутренних экономических процессов, возникших по тем или иным причинам В этом случае финансовая система должна предоставлять набор др. инструмента для правительственного вмешательства с целью корректировки монетарной, бюджетной, налоговой, долговой, таможенной политиктики.

30. Налоговая система общества: принципы построения, функции, разновидность налогов


Совокупность финансовых отношений подразделяется на различные группы в зависимости от специфики этих отношений. Реализация этих финансовых отношений осуществляется через звенья финансовой системы. В экономической литературе рассматриваются различные подходы к определению понятия «финансовая система». Прежде чем начать рассматривать понятие «финансовая система» следует определить само понятие «система». По мнению большинства авторов, система – это целое, состоящее из совокупности единиц, взаимосвязанных и взаимозависимых. Система – это «некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого».

На наш взгляд, система может рассматриваться не только как целое (целостность), но и как часть целого, в том случае если данная система принадлежит к более крупной системе. Как целое система характеризуется автономностью, независимостью и связанностью её звеньев и элементов, входящих в состав звеньев. Все элементы внутри звена и все звенья внутри системы связаны между собой и взаимозависимы.

Различают несколько типов систем. Финансовая система является открытой системой, так как она взаимодействует с внешней средой (закрытые системы имеют фиксированные границы и относительно независимы от окружающей среды). Кроме того, финансовая система – это система интеграционного типа , то есть система, взаимосвязи между элементами которой являются довольно тесными (различают ещё суммативные системы со слабыми связями между элементами).

Финансовая система представляет собой целостность, состоящую из некоторых единиц (звеньев). В учебной и научной финансовой литературе даются разные определения финансовой системы. В основном финансовую систему рассматривают с двух позиций: как совокупность определённых сфер и звеньев финансовых отношений и как совокупность финансовых учреждений страны. Так, например, в учебнике «Финансы, денежное обращение и кредит» под редакцией В.К. Сенчагова и А.И. Архипова сказано: «Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер или звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве». По мнению В.М. Родионовой финансовую систему образуют взаимосвязанные сферы и звенья финансовых отношений. В учебном пособии А. Балабанова и И. Балабанова рассматривается понятие финансовой системы государства, как совокупности денежных отношений, функционирующих в государстве. Кроме того, последние считают, что финансовую систему можно рассматривать и как совокупность финансовых (финансово-кредитных) учреждений страны. Эту точку зрения поддерживают также П.И. Вахрин, А.С. Нешитой и др. Известный американский экономист Дж. К. Ван Хорн так же считает, что «Финансовая система состоит из целого ряда учреждений и рынков, предоставляющих свои услуги фирмам, гражданам, а также правительствам». Некоторые авторы рассматривают финансовую систему как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

На наш взгляд, первый подход является более правомерным. Финансы рассматриваются как система определённых экономических отношений, которым присущи специфические признаки, позволяющие считать данные отношения финансовыми. Однако наличие общих, присущих всем финансовым отношениям признаков, не исключает существование различий между группами финансовых отношений. Именно эти различия обусловливают существование нескольких сфер финансовых отношений, реализуемых через звенья финансовой системы в их взаимосвязи и взаимозависимости.

Финансовая система представляет собой совокупность звеньев и элементов финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение общественного продукта, формирование распределение и использование фондов денежных средств, денежных доходов и накоплений государства, хозяйствующих субъектов и населения.

Позиция авторов представляющих финансовую систему как совокупность финансовых (финансово-кредитных) звеньев представляется неправомерной. Под финансово-кредитными звеньями в этом случае, как правило, понимаются центральные и региональные финансовые и кредитные органы: Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное Казначейство, Центральный Банк России и др. Эти учреждения являются органами управления звеньями финансовой и кредитной систем и их следует рассматривать в качестве субъектов управления системами, а не выделять как отдельное звено.

Дискуссионные вопросы состава финансовой системы

В экономической литературе дискутируются не только вопросы определения понятия «финансовая система», но и её состав. Практически все авторы включают в состав финансовой системы такие звенья, как общегосударственные финансы и финансы хозяйствующих субъектов . Спорным является вопрос об отнесении к составным частям финансовой системы таких звеньев, как страхование, местные финансы, финансы населения (домашних хозяйств), фондового рынка. Кроме того, нет единства во мнениях о том, какие группы финансовых отношений можно выделить в качестве звеньев финансовой системы, а какие считать их элементами (подсистемами).

На наш взгляд, к звеньям финансовой системы следует отнести три звена, отражающих следующие группы финансовых отношений: государственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов и местные финансы, с выделением внутри них определённых элементов. К государственным финансам следует отнести, в первую очередь, государственный бюджет, а также государственные внебюджетные фонды и государственный кредит. В звено «Финансы хозяйствующих субъектов» входят финансы предприятий, осуществляющих коммерческую деятельность, а также финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность. К местным финансам относятся местные бюджеты, отношения, связанные с выпуском, обращением и погашением ценных бумаг, выпускаемых местными органами власти и другие отношения займа.

На рисунке 11 схематично изображено наше видение структуры финансовой системы.

Однако в экономической литературе рассматриваются и другие мнения по поводу звеньев и элементов, входящих в финансовую систему, правомерность которых вызывает сомнение.

Государственный бюджет Государственные внебюджетные фонды Государственный кредит (займ)

Рис. 11. Финансовая система России

Вряд ли можно согласиться с выделением такого звена финансовой системы как фондовый рынок. В учебнике под ред. д.э.н., проф. Н.Ф. Самсонова сказано: « Финансовая система Российской Федерации включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности. Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы, это общегосударственные финансы и финансы хозяйствующих субъектов» При выделении фондового рынка в качестве отдельной составной части финансовой системы возникает вопрос о выделении и других составных частей, представляющих собой сегменты финансового рынка, то есть валютного рынка, страхового рынка, кредитного рынка. Финансовый рынок представляет собой систему определённых финансовых отношений, связанных с посредничеством перераспределению временно свободных денежных средств, он способствует бесперебойному формированию финансовых ресурсов и их эффективному инвестированию. Финансовые отношения, реализующиеся на фондовом рынке, находят своё отражение в других звеньях финансовой системы. Так, например, отношения, связанные с обращением государственных ценных бумаг представляют собой часть отношений, реализуемых через государственный кредит. Отношения на рынке корпоративных ценных бумаг реализуются через звено «Финансы хозяйствующих субъектов».

Специфичными среди других групп финансовых отношений являются страховые отношения. Однако, на наш взгляд, это не является аргументом в пользу выделения в качестве отдельной составной части финансовой системы такого её звена, как «Фонды имущественного и личного страхования». Страховые фонды создаются как на общегосударственном уровне, так и на уровне организаций, наряду с другими фондами денежных средств. Многие из этих фондов являются специфичными и служат для удовлетворения определённых потребностей общества или хозяйствующих субъектов. Общегосударственные страховые фонды рассматриваются на уровне общегосударственных финансов в таком элементе финансовой системы как «Внебюджетные фонды», а страховые отношения предприятий, учреждений и организаций – в звене «Финансы хозяйствующих субъектов». Если «Фонды имущественного и личного страхования» выделять в качестве отдельного звена финансовой системы, то, следуя этой логике, необходимо выделить и фонды, соответствующие другим отраслям страхования, то есть «Фонды страхования ответственности», «Фонды страхования предпринимательских рисков», «Фонды социального страхования». Страховые организации, действующие в России, занимаются многими видами страховой деятельности и действуют на коммерческой основе, покрывая свои расходы за счёт получаемых доходов. Они вступают в финансовые взаимоотношения с другими предприятиями, организациями и учреждениями. Эти взаимоотношения реализуются через такое звено финансовой системы как «Финансы хозяйствующих субъектов».

Интересным представляется взгляд на финансовую систему проф. П.С. Никольского. По его мнению, финансовая система состоит из трёх составных частей, из которых только одна представляет собой некоторые из звеньев, рассмотренных выше. Вторая часть включает совокупность централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, присущих сферам и звеньям финансовых отношений. Формы финансовых отношений и фонды денежных средств образуют материальный объект. Третья часть представляет собой финансовый аппарат, выступающий управляющим субъектом этого материального объекта.

Такой подход к составу финансовой системы, безусловно, является оригинальным, но, на наш взгляд, его нельзя признать правомерным. В первой части финансовой системы проф. Никольский П.С. выделяет общегосударственные финансы, в первую очередь, государственный бюджет и финансы отраслей народного хозяйства. Вторая часть, по его мнению, состоит из централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Однако вряд ли можно не согласиться с тем, что бюджет также является централизованным фондом денежных средств государства. Поэтому получается, что он входит в обе части финансовой системы. То же можно сказать и о других централизованных фондах. Кроме того, централизованные и децентрализованные фонды денежных средств представляют собой материально-вещественное воплощение финансов и неправомерно разделять финансы (общегосударственные и финансы предприятий) и фонды денежных средств по отдельным звеньям финансовой системы.

С подходом Никольского П.С. схожа трактовка состава финансовой системы Н.Н. Назарова и М.И. Канкуловой. Эти авторы также выделяют в составе финансовой системы финансовый аппарат, финансовые фонды и финансы (как совокупность отношений по образованию и использованию бюджетов, внебюджетных и страховых фондов). Кроме того, они выделяют в составе финансовой системы четвёртое звено – финансовую политику, включая в неё принципы управления, финансовое прогнозирование, финансовое планирование, финансовое регулирование, финансовый контроль, финансовое законодательство и финансовый анализ.

Схематично состав финансовой системы в трактовке разных авторов представлен в таблице 17.


Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики, отдельных финансовых институтов и населения для выполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.
Для финансовых систем присущие определенные специфические черты, а именно:
-для каждого звена финансовых систем характерные свойственные ей методы мобилизации средств для создания фондов финансовых ресурсов и направления их использования;
-относительная самостоятельность звеньев финансовой системы, то есть каждая из них имеет собственную специфическую сферу применения;
-тесная взаимосвязь и взаимная обусловленность между звеньями финансовой системы, то есть каждое звено может успешно функционировать только при совершенстве и эффективности системы в целом
-финансовая система государства может быть эффективной только тогда, когда налажена и законодательно закрепленная деятельность каждого ее звена;
-каждое звено финансовой системы может разделяться на меньшие подразделения в зависимости от факторов, что влияют на организацию финансов, в первую очередь на формирование и использование фондов финансовых ресурсов
Разделение финансовой системы на отдельные звенья - явление объективно, обусловленное потребностями экономического развития. Структура финансовой системы динамическая и не может рассматриваться в статическом виде. В процессе экономического развития она может дополняться или некоторые ее звенья могут отмирать.
Следовательно, финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики, финансовых институтов, домохозяйств для финансового обеспечения социальных и экономических потребностей общества в целом, хозяйственных структур, отдельных граждан.
Государственная финансовая система развитых стран включает такие звенья: государственный бюджет, местные финансы, специальные внебюджетные фонды и финансы государственных корпораций.
Основным элементом финансовой системы является государственный бюджет. По своему материальному содержанию он является главным централизованным фондом средств государства, через который перераспределяется до 40% национального дохода страны.
Основным способом наполнения государственного бюджета являются налоги. На их доля приходится от 70 до 90% общей суммы доходов бюджета. В странах с развитой рыночной экономикой за государственным бюджетом закрепленные такие налоги, как подоходный налог корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость, пошлины.
Из государственного бюджета средства расходуются на военные мероприятия, вмешательство в экономику, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты развивающимся странам.
Вторым элементом финансовой системы являются местные финансы, которые включают местные бюджеты, финансы муниципальных предприятий и автономные местные фонды. Основную роль играют местные бюджеты.
Доходы местных бюджетов формируются преимущественно из второстепенных (местных) налогов и сборов. Среди расходов местных бюджетов большую долю занимают расходы на социальные мероприятия. Местные бюджеты как преимущественно дефицитные получают необходимые средства в виде субсидий и кредитов из государственного бюджета.
Третьим элементом финансовой системы являются внебюджетные специальные фонды. В странах с развитой рыночной экономикой это фонды национального страхования, которые образуются за счет страховых взносов работников предприятий и дотаций из государственного бюджета. Средства таких фондов используются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, в случаях потери кормильца, выплаты по временной неработоспособности, безработице.
Финансовую систему Украины образуют определенные звенья финансовых отношений (рис. 4).


Ведущим звеном финансовой системы являются финансы предпринимательских структур. Они состоят из финансов производственной и непроизводственной сфер.
Финансы производственной сферы разделяют на две группы:
-в зависимости от формы собственности: на государственные, акционерные, коллективные, индивидуальные, арендные, общие;
-в зависимости от вида деятельности: на машиностроение, строительство, транспорт, сельское хозяйство и тому подобное.
Финансы непроизводственной сферы разделяются на финансы образования, охраны здоровья, культуры, науки, обороны и других отраслей. Характерной особенностью создания и использования фондов и финансовых ресурсов в этом случае является наличие, рядом с собственными источниками, бюджетного финансирования.
Государственные финансы можно определить как совокупность фондов финансовых ресурсов общегосударственного назначения. По своей структуре это очень сложное и многоплановое звено финансовой системы. Государственные финансы охватывают: государственный и местные бюджеты; централизованные и децентрализованные фонды целевого назначения; финансы предприятий и организаций государственной и коммунальной форм собственности; государственный кредит; государственное личное и имущественное страхование.
Ведущее место в государственных финансах принадлежит бюджетам разных уровней, которые объединяются в сведенном бюджете государства. Сводный бюджет - это совокупность всех бюджетов государства, входящих в бюджетную систему. Структура бюджетной системы определяется Конституцией Украины. В ней и в Законе о бюджетных правах закрепляются права государства и местных органов власти и управления на утверждение своих бюджетов, на дифференцирование доходов и расходов между разными звеньями бюджетной системы, порядок их составления и утверждение.
Бюджет это форма планомерного накопления и использования средств для обеспечения функций, осуществляемых органами государственной власти, регионального и местного самоуправления. Такое накопление средств происходит в отраслях производства, поэтому предприятия всех форм собственности являются ведущим звеном в создании финансов государства, поскольку финансы предприятий опосредствуют денежные отношения, которые возникают при создании и использовании денежных доходов для формирования основных и оборотных фондов, расчетов с государством через систему налогов и обслуживания круговорота средств предприятий и изменение форм стоимости в процессе такого круговорота. Если финансы предприятий обслуживают процесс производства общественного продукта, его распределение внутри предприятий и накопления капитала для расширенного воспроизводства и расчетов с государством через налоговую систему, то общегосударственные финансы используются для распределения и перераспределения с целью удовлетворения потребностей общегосударственного потребления через государственный и местные бюджеты и многочисленные централизованные внебюджетные фонды: социального страхования, пенсионный фонд и тому подобное.
Централизованы и децентрализованные фонды Украины целевого назначения включают Пенсионный фонд, Фонд содействия занятости, Фонд социального страхования, валютный фонд, внебюджетные фонды местных органов самоуправления. Особенность формирования этих фондов в том, что они имеют строго целевое назначение и на другие цели не используются. Так, соответственно с действующим законодательством, на Пенсионный фонд Украины возлагается задание обеспечить финансирование расходов на выплату пенсий гражданам, которым исполнилась необходимая для назначения пенсий количество лет, на выплату помощи на детей и другие мероприятия.
Государственный кредит представляет собой задолженность государства перед гражданами и хозяйственными структурами своей страны, иностранными кредиторами. Его величина свидетельствует о рациональности и эффективности финансовой политики государства и регулируется законодательством.
Страховые и резервные фонды являются совокупностью фондов финансовых ресурсов, основное назначение которых - покрыть потери, что возникли из непредвиденных причин, или финансово обеспечить мероприятия, которые не были включены в планы финансирования, но являются важными для государства.
Страховые фонды формируются за счет страховых взносов юридических и физических лиц и находятся в распоряжении страховых организаций разных форм собственности. Страховые фонды и резервы - объективное явление в экономике государства, что связано с наличием рисков в хозяйственной деятельности и общественной жизни.
Функционирование страховых и резервных фондов финансовых ресурсов обеспечивает минимизацию потери экономики государства, хозяйственных структур и отдельных граждан, связанных с фактами стихийного бедствия и непредвиденных обстоятельств. Страховые фонды могут использоваться также как инвестиционный и кредитный ресурсы в экономике до наступлению страхового случая. Резервные фонды как на уровне государства, так и на уровне хозяйственных структур способствуют повышению эффективности хозяйственной деятельности.
Финансовый рынок - звено финансовой системы, которое формирует и использует фонды финансовых ресурсов в тех случаях, когда другие звенья финансовой системы не могут действовать эффективно. Финансовый рынок включает валютный рынок, рынок кредитных ресурсов, рынок ценных бумаг и финансовых услуг.
Валютный рынок - формирование фондов финансовых ресурсов для осуществления внешнеторговых операций. Здесь имеет место обмен валюты одного государства на валюту другой.
Рынок кредитных ресурсов действует в форме привлечения временно свободных средств на инвестиционные и другие потребности. Регулируется рынок кредитных ресурсов с помощью учетной ставки национального банка.
Рынок ценных бумаг - это мобилизация средств на потребности хозяйственной деятельности путем выпуска и реализации ценных бумаг, которые являются гарантом возвращения вложенных средств и получения дохода. Все операции по реализации ценных бумаг осуществляются на фондовом рынке. Существует также внебиржевая торговля ценными бумагами.
Финансы домохозяйств являются средством создания и использования фондов финансовых ресурсов для удовлетворения личных потребностей граждан. Источником создания этих фондов является заработная плата и другие источники доходов каждого гражданина или его семьи. К доходам домохозяйств принадлежат доходы от продажи собственного капитала, земли, продукции подсобных хозяйств, доходы, полученные от сдачи в аренду имущества, проценты на капитал, вложенный в ценные бумаги и тому подобное.
К расходам домохозяйств принадлежат расходы на приобретение потребительских товаров, оплату предоставленных услуг и выполненных работ, формирования сбережений, куплю ценных бумаг и другие расходы. Домохозяйства по своей экономической сути - это хозяйственные структуры исключительного типа, деятельность которых основывается на создании и использовании фондов финансовых ресурсов

Финансовая система включает три основных звена: государственные финансы, финансы населения и финансы предприятия. Из этих трех звеньев главным являются финансы предприятий, ибо первые два звена формируются на их базе.

Государственные финансы состоят из двух основных элементов: государственного бюджета и внебюджетных фондов.

Государственный бюджет – это годовой план доходов и расходов государства, это деньги, которые позволяют государству выполнять экономические и социальные функции (а в последнее время и политические).

Государственный бюджет состоит из бюджета правительства и местных бюджетов (области, города, района, поселкового совета). Поэтому утверждение государственных бюджетов на очередной год всегда носит бурный характер. Правительства пытаются ущемить права регионов, а последние стремятся оставить больше средств в своем распоряжении.

Внебюджетные фонды представляют собой те денежные средства, которые аккумулируются вне системы государственного бюджета и имеют строго целевое назначение: пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.

Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В странах с развитой рыночной экономикой доходная часть бюджета на 80–90 % формируется за счет налогов с предприятий и населения.

Остальная часть поступает от использования государственной собственности, внешнеэкономической деятельности.

Структура расходной части бюджета включает в себя расходы на социально-культурные нужды (здравоохранение, просвещение, социальные пособия и др.), расходы на развитие народного хозяйства, на оборону, государственное управление.

В условиях социально-ориентированной экономики налогообложение строится на принципах обязательности уплаты, социальной справедливости и связей с получением блага.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования.

Финансовые фонды – важная составная часть общей системы денежных фондов, функционирующая в народном хозяйстве.

Фондовая форма использования финансовых ресурсов объективно предопределена потребностями расширенного воспроизводства и обладает некоторыми преимуществами по сравнению с нефондовой формой:

– позволяет теснее увязать потребности людей с экономическими возможностями общества;

– обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства;



– дает возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы и тем активнее воздействовать на производство. Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Совокупность входящих в него организационных структур образует бюджетную систему. Она формируется с учетом совокупности социально-экономических, правовых, административных особенностей.Структура бюджетной системы той или иной страны зависит прежде всего от ее государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярусное построение – государственный и местный бюджет. В странах с федеральным государственным устройством (США, ФРГ, Российская Федерация) имеются промежуточные звенья – бюджеты штатов, земель, субъектов Федерации.Через бюджетную систему в целом и государственный бюджет в частности реализуются распределительная и контрольная функции бюджета.Распределительная функция предполагает концепцию формирования денежных средств в государстве через различные каналы поступления и их использование для выполнения государственных целей и функций. В некоторых странах эту функцию выполняет государственное казначейство через свои региональные органы.Контрольная функция проявляется в проведении контролирующих мер за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики. Осуществляют ее налоговые инспекции и налоговая полиция, государственные казначейства, Центральный банк и другие органы.Государственный бюджет образует централизованный фонд денежных ресурсов правительства для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, здравоохранения, образования, выплаты социальных пособий. Бюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления мер по ее стабилизации. Воздействие государства на экономику происходит путем финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и т. д.Бюджет имеет свою структуру. Структура бюджета по доходам выглядит следующим образом:



– налоги, акцизные сборы, таможенные пошлины и др.

– доходы от государственной собственности, государственных предприятий;

– поступления фондов социального страхования, пенсионного и страхового фондов;

– прочие доходы.

Основные направления расходов государственного бюджета: расходы на здравоохранение, образование, пособия, субсидии региональным властям на эти цели; расходы на поддержание конъюнктуры и экономический рост: инвестиции, дотации, осуществление целевых программ и планов; расходы на оборону; расходы на обеспечение внешней политики, займы иностранным государствам; содержание аппарата государства, милиции, юстиции и др.; платежи по государственному долгу; прочие расходы.

Расходная часть бюджета характеризует направление и цели бюджетных ассигнований для развития и регулирования экономических процессов. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер.

Безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается от банковского кредитования, которое, как правило, предполагает возвратный характер кредита.

МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ

Местное самоуправление – обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.Местные бюджеты – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.Местный бюджет – это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением которого осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

– формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

– распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

– контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти. Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тыс. городских, районных, поселковых и сельских бюджетов.

Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов.Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов РФ на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.

Доходная часть минимальных местных бюджетов формируется путем закрепления доходных источников на долговременной основе федеральным законом, законом субъекта РФ.

НАЛОГИ И НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

Налог – это принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. Эти сборы производятся на основе государственного законодательства.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую.Фискальная функция является основной. Используя ее, государство формирует денежные фонды.Экономическая функция предполагает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, заинтересованности производителей и предпринимателей в развитии разнообразных видов деятельности по производству товаров и услуг. Использую эту функцию налогов, государство оказывает влияние на реальный процесс производства и инвестирования капитальных вложений.

Взимание налогов основывается на использовании различных ставок налогов.

Различают следующие виды ставок: твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размера дохода;– пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном соотношении к объекту налога без учета дифференциации его величины;– прогрессивные ставки предполагают прогрессивное повышение ставки налога по мере возрастания дохода. Этот вид ставок служит инструментом изъятия средств у лиц, получающих большие доходы;– регрессивные ставки предполагают снижение налога по мере роста дохода. Эти ставки наиболее выгодны лицам, обладающим большими доходами, и наиболее обременительны для физических и юридических лиц, обладающих незначительными доходами.

Прямые налоги непосредственно уплачиваются конкретным плательщиком. Как правило, они прямо пропорциональны платежеспособности.Косвенные налоги – это обязательные платежи, включенные в цену товара или услуги. Значительную часть их образуют акцизы. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также и методов их построения образует налоговую систему. В ней устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов. Принципы налоговой системы Нейтральность налоговой системы заключается в обеспечении равных налоговых стандартов для равных налоговых плательщиков.Принцип справедливости обеспечивает возможность равноценного изъятия налоговых средств у различных категорий физических и юридических лиц, не ущемляющего интересов каждого плательщика и в то же время обеспечивающего достаточными средствами бюджетную систему.

Принцип простоты предполагает построение налоговой системы с учетом потребностей общества, возможностей государства и имеющейся базы налогообложения. При этом следует учитывать внутренние и внешние интересы государства, интересы предприятий, отраслей, регионов, граждан.

В странах с федеральным устройством при проектировании налоговой системы широко используется принцип равномерного распределения налогового бремени по отдельным регионам и субъектам Федерации.

Налоговые системы развитых стран, построенные с учетом рассматриваемых принципов, предполагают широкое применение стимулирующих льгот.

КРИВАЯ ЛАФФЕРА

Налоговая система, построенная с учетом налоговых льгот и рациональных налоговых ставок, обеспечивает действие стимулирующей функции развития производства и увеличения налоговой базы. Напротив, неоправданное увеличение ставок создает условия снижения объемов производства и «ухода» от уплаты налогов.

Примером крупномасштабных мероприятий по стимулированию общей экономической конъюнктуры может служить крупное снижение налоговых ставок в начале 80-х гг. XX в. в США. Теоретическим обоснованием этой программы стали расчеты американского экономиста А.Лаффера, доказавшего, что снижение налоговых ставок до предельной оптимальной величины способствует подъему производства и росту доходов.

Согласно рассуждениям Лаффера чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы корпораций снижает у них стимулы к капиталозатратам, тормозит научно-технический прогресс, замедляет экономический рост. Графическое отображение зависимости между доходами бюджета и динамикой налоговых ставок получило название кривой Лаффера.

Нарисунке по оси ординат отложены налоговые ставки R, по оси абсцисс – поступления в бюджет V. При увеличении ставки налога R доход государства в результате налогообложения Vувеличивается. Оптимальный размер ставки R1 обеспечивает максимальные поступления в государственный бюджет V 1. При дальнейшем повышении налогов стимулы к труду и предпринимательству падают, а при 100 %-ном налогообложении доход государства равен нулю, так как никто не хочет работать, не получая дохода. Повышение или понижение налоговых ставок оказывает тормозящее или стимулирующее воздействие и на динамику инвестиций.

Налоговая система любого государства по своей сути не статична, а довольно динамична. Это связано с изменением экономической конъюнктуры, целей и задач экономического роста.

Главным недостатком большинства действующих налоговых систем является рассмотрение отдачи каждого из налогов в статической системе, не учитывающей развития общественных отношений.

Налоговые системы развитых стран предполагают широкое применение стимулирующих льгот. Важнейшими из них являются инвестиционный налоговый кредит, ускоренная амортизация, скидка на истощение недр при добыче природных ресурсов.

Инвестиционный кредит по существу представляет косвенное финансирование государством капитальных вложений частного предпринимательства за счет освобождения от уплаты налога на период окупаемости капиталозатрат.

Он рассчитан в основном на внедрение инновационных технологий, замену устаревшего оборудования, производство конкурентоспособных изделий. Сумма льгот, рассчитанных в процентном отношении к стоимости оборудования, вычитается из суммы налога, а не из облагаемого налогом дохода. Это уменьшает стоимость вновь закупаемого оборудования на величину скидки.

При ускоренной амортизации государство разрешает списывать амортизацию в масштабах, существенно превышающих реальный износ основного капитала. По сути это не что иное как налоговая субсидия предпринимателю. Повышение амортизационных отчислений уменьшает сумму прибыли, облагаемой налогом, а это ускоряет оборот основного капитала.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

Государственный долг – неизбежное порождение дефицита бюджета, причины которого связаны со спадом производства, с ростом предельных издержек, необеспеченной эмиссией денег, возрастанием затрат по финансированию военно-промышленного комплекса, ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т. д.Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.Внутренний долг представляет собой величину задолженности своим гражданам и предприятиям. Он существует в виде суммы выпущенных и непогашенных долговых обязательств.Внешний долг – задолженность гражданам и организациям иностранных государств. Это наиболее тяжелый долг, поскольку по нему государство связано рядом целевых обязательств, с одной стороны, а с другой – в его уплату приходится рассчитываться ценными товарами и платить высокие проценты. В некоторых развивающихся странах ежегодные обязательства выплат по займам превышают все поступления от внешнеэкономической деятельности.В целом же последствия государственного долга приводят к существенному сокращению возможностей роста потребления для населения данной страны, а также увеличению налогов для оплаты растущего долга и связанных с ним процентов.При наличии значительного долга происходит перераспределение доходов различных слоев населения, а также утечка национального капитала за рубеж.С появлением долга появляется обязанность управлять им. Под этим понимается совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы государственного долга, а также по привлечению новых заемных средств. Погашение государственного долга и процентов по нему производится путем либо рефинансирования (выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов), либо конверсии и консолидации.Конверсия – изменение условий займа и размеров выплачиваемых процентов по нему или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции.В этом случае иностранным кредиторам предлагается приобрести недвижимость, участвовать в совместном вложении капитала, приватизации государственной собственности.Частные национальные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.Последствием такой конверсии является увеличение иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну финансовых ресурсов.Консолидация – изменение условий займа, связанное с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долгосрочные и среднесрочные. Такая консолидация возможна только при взаимном согласии правительств заемщика и кредитора.Обременительность государственного долга и навязывание условий при его формировании приводят к тому, что в современных условиях страны стараются перейти от политики дефицитного финансирования к бездефицитным бюджетам.

Новая бюджетная политика находит выражение прежде всего в:

– изменениях в доходной части государственных бюджетов;

– стимулировании инвестиционной деятельности;

– расширении налоговой базы за счет роста доходов и рентабельности национальной экономики.

ВИДЫ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ

Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени.Их роль в жизнедеятельности человека определяется тем, что уровень и структура потребления населения прямо зависит от размера дохода.Доходы отдельного домохозяйства, как правило, подразделяют на четыре группы: – доход, получаемый в виде оплаты за труд, принимающий форму заработной платы;– доход, получаемый за счет использования иных факторов производства: доход от владения капиталом – процент, доход от владения землей – рента, предпринимательский доход;– трансфертные платежи: пенсия по возрасту, стипендия, дополнительные пособия (сверх заработной платы), пособие по безработице, пособия на детей и т. д.;– доходы, получаемые от занятости в неформальном секторе экономики. Натуральные доходы населения – все поступления продуктов сельского хозяйства: продуктов земледелия, скотоводства, птицеводства; различных изделий, услуг и другой продукции в натуральной форме, получаемых с приусадебных, садово-огородных участков, домашнего хозяйства, самозаготовки даров природы. Соотношение между денежными и натуральными доходами периодически меняется, но все-таки более распространенной формой доходов является денежная форма. У бедных слоев населения всегда высока доля натуральных доходов. В период ухудшения экономической обстановки в стране удельный вес натуральных доходов повышается. Важное значение для характеристики благосостояния населения имеют совокупные доходы всего населения, семьи, отдельного человека.Рост совокупных доходов при неизменных ценах и налогах свидетельствует о повышении возможностей населения для удовлетворения своих потребностей.Совокупными доходами называется весь объем жизненных средств, который поступает в распоряжение населения, включая бесплатные и льготные услуги из общественных фондов потребления. Частью совокупных доходов являются мобильные доходы, которые составляют совокупные доходы без учета услуг из общественных фондов потребления.Основные виды доходов 1. Заработная плата.

Заработная плата, или ставка заработной платы – это цена, выплачиваемая за использование труда. Xотя на практике заработная плата может принимать различную форму премий, гонораров, комиссионных вознаграждений, месячных окладов, обозначается все это одним термином «заработная плата», который будет означать ставки заработной платы в единицу времени – за час, день и т. д. Такое обозначение имеет определенные преимущество, потому что напоминает о том, что ставка заработной платы – это цена, выплачиваемая за использование единицы услуг труда.2. Прочие доходы населения:

– выплаты по государственному страхованию;

– банковские ссуды на индивидуальное жилищное строительство, хозяйственное обзаведение молодым семьям, членам потребительских товариществ;

– проценты по вкладам в сберегательных кассах, начисляемые по итогам года;

– доходы от увеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей и погашении по займам;

– выигрыши по лотереям;

– временно свободные средства, образующиеся в результате покупки товаров в кредит;

– выплаты различного рода компенсаций (увечья, ущерб и пр.).

ИСТОЧНИКИ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ

В экономической науке понятие «доход» (income) включает в себя все денежные поступления конкретного человека или домохозяйства за определенный промежуток времени (месяц, год).

Источники доходов, как правило, подразделяют на три группы: – доход, получаемый владельцем фактора производства – труда;– доход, получаемый за счет использования иных факторов производства (капитала, земли, предпринимательских способностей);– так называемые «трансфертные платежи» – т. е. доходы как результат перераспределения совокупного общественного продукта.Что касается труда, здесь все понятно. Вознаграждением за труд является заработная плата (см. предыдущий вопрос). В разных странах мира заработная плата составляет от 50 до 70 % доходов населения.Доход, получаемый за счет использования других факторов производства выражаются в виде процента, прибыли и ренты. Под экономической рентой понимается сумма, получаемая владельцем экономического ресурса сверх трансфертного вознаграждения. Экономическую ренту могут получать владельцы и земли, и труда, и капитала.Однако надо отметить, что экономическое содержание термина «рента» меняется в зависимости от уровня агрегативности. В макроэкономике, где рассматриваются составные части национального дохода, под «рентой» понимаются только рентные вознаграждения, получаемые владельцами земли и других натуральных ресурсов, имеющих жестко фиксированное суммарное предложение.Следующий вид дохода – процент или ссудный процент. Ставка ссудного процента есть цена, уплачиваемая за использование денег. Более точно, ставка ссудного процента – это количество денег, которое требуется уплатить за использование одного рубля в единицу времени (месяц, год).Под экономической прибылью понимается разница между суммарной выручкой и всеми издержками фирмы, индивидуального предпринимателя и т. п.Рассмотрим доходы как результат перераспределения совокупного общественного продукта. До того как произведенный продукт поступит в личное потребление, т. е. примет форму частных доходов, из него следует вычесть следующие статьи.

1. Фонд возмещения потребленных средств производства, т. е. стоимость потребленного постоянного капитала – амортизация.2. Фонд накопления, т. е. все возможные фонды развития производства на предприятии.3. Резервный и страховой фонды для обеспечения стабильного и непрерывного производственного процесса.4. Издержки управления – издержки на обеспечение нормального функционирования государственных и хозяйственных управленческих структур.5. Социальные фонды, направленные на удовлетворение массовых потребностей, образование, здравоохранение, культура и др. социальные фонды для удовлетворения потребностей нетрудоспособных членов общества (пенсии, пособия, стипендии).

В перечисленных со второго по пятый пунктах дается характеристика направлений распределения созданного прибавочного продукта.

Оставшаяся часть нераспределенного продукта направлена на удовлетворение частных потребностей, т. е. является доходом, распределенным между различными участниками производства.