Бизнес портал

Проверка ФСС: что должен знать бухгалтер? Порядок проведения камеральной проверки ФСС (нюансы) Документы для выездной проверки фсс

Внебюджетные фонды в случаях, предусмотренных законодательством, проводят выездные проверки. До 2017 года на вопросы, как проводится выездная проверка ПФР и ФСС, что проверяют и как оформляют, отвечал Федеральный закон от 24 июля 2009 года . Однако с 2017 года он утратил силу, и в настоящее время соответствующий порядок регулируется нормами НК РФ. Кроме этого, в отношении порядка проверок ФСС продолжают действовать нормы Федерального закона от 24 июля 1998 года (далее - Ф. закон № 125-ФЗ). Рассмотрим этот порядок.

Проверка ФСС

Федерального закона от 24 июля 2009 года регулировала до 2017 года правоотношения по проведению и оформлению результатов выездных проверок ФСС в части, не противоречащей Федеральному закону от 24 июля 1998 года.

В настоящее время вопросы уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование на соцстрах по нетрудоспособности и материнству, а также их администрирования регулируются главой 34 НК РФ и частью первой НК РФ соответственно.

Вопросы же уплаты взносов на соцстрах по несчастным случаям и профзаболеваниям, а также их администрирования регулируются положениями главы IV.2 Ф. закона № 125-ФЗ, применяемой начиная с января 2017 года.

В соответствии с п. 3 ст. 26.14 Ф. закона № 125-ФЗ план выездных проверок ФСС (в т.ч. на 2017 год) ежегодно разрабатывают территориальные органы фонда.

Предмет проверки:

  • контроль за верностью расчетов и соблюдением страхователем сроков перечисления взносов на соцстрах;
  • при наступлении страховых случаев — правильность осуществления страхователем затрат на соответствующие выплаты.

Период проверки: год проверки плюс три года до этого.

Срок проверки:

  • в общем порядке - два месяца;
  • при наличии оснований, указанных в пункте 10 статьи 26.16 , - четыре или шесть месяцев.

Периодичность проверки: не более 1 раза в три года.

Критерии отнесения к «зоне риска» на очередной год по выездным проверкам ПФР и ФСС (критерии плана в 2017 году могут быть аналогичными, т.к. обновленная информация не публиковалась) были обозначены в Письме ПФ РФ N ТМ-30-24/13848, ФСС РФ N 02-03-08/13-2872 от 21 декабря 2010 года . В их числе:

  • наличие у страхователя затрат, осуществляемых за счет средств ФСС;
  • нарушение срока направления индивидуальных сведений;
  • применение «льгот»;
  • обнаружение расхождений в расчетах по результатам камеральных проверок (в т.ч. при отсутствии обоснования);
  • недоимка по взносам более двух отчетных периодов;
  • статус крупнейшего плательщика;
  • снижение поступлений при отсутствии изменений в численности;
  • множество корректирующих расчетов по взносам;
  • информация от налоговых органов о схемах минимизации уплаты взносов.

Очевидно, что приведенный перечень не является исчерпывающим, но он все же дает ориентировочное представление о критериях страхователей, которые могут заинтересовать территориальные органы ФСС с целью отбора и включения соответствующих лиц в план проверок на очередной год.

Что может проверить ФСС

В первую очередь территориальный орган ФСС обычно интересует обоснование затрат на выплату страхового обеспечения (далее — СО), а во вторую - правильность расчета страховых взносов и соблюдение срока их перечисления.

Поэтому на вопрос, какие документы готовить к проверке ФСС в 2017 году, ответ таков:

  • документы, подтверждающие расходы на СО;
  • документы, связанные с расчетом и перечислением взносов.

Такой вывод подтверждается, в том числе, положениями статей 26.14 , 26.16 Ф. закона № 125-ФЗ.

Конкретный же перечень документов зависит непосредственно от ситуации. Ими могут быть, в том числе:

  • первичные документы;
  • расчетно-платежные ведомости;
  • договоры;
  • акты, подтверждающие факты травматизма, и т.п.

Результаты проверки ФСС

По окончании выездной проверки проверяющие составляют акт. В зависимости от сложности акта и других обстоятельств его составление может продолжаться от одного до десяти дней.

В случае, если в ходе проверки установлено нарушение, руководитель территориального органа фонда рассматривает материалы проверки и решает, привлекать ли страхователя к ответственности, предусмотренной главой IV.3 Ф. закона № 125-ФЗ, или нет.

Начисленная к уплате задолженность либо погашается страхователем добровольно при получении требования (), либо взыскивается в порядке, предусмотренном статьей 26.6 Ф. закона № 125-ФЗ.

Страхователь, в случае если в отношении него произведено начисление страховых взносов по акту проверки ФСС, должен сделать в учете соответствующие проводки.

Доначисление взносов на соцстрах отражается в бухгалтерском учете проводкой Д-т 91, К-т 69.

ФСС России контролирует, правильно ли работодатели рассчитывают и платят:

  • взносы на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • больничные пособия;
  • взносы на страхование от несчастных случаев;
  • все виды социальных пособий;
  • компенсации за дни ухода за детьми-инвалидами и т. д.

Такой контроль сотрудники ФСС России выполняют в ходе проверок.

Об этом сказано в частях 1-2 статьи 3 и части 1 статьи 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Виды проверок и их периоды

ФСС России силами своих территориальных подразделений проводит и проверки организаций (ст. 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). И в том и в другом случае цель одна - проверить, правильно ли начислены и уплачены взносы на обязательное социальное страхование. Но вот периоды, охватываемые такими проверками, как правило, отличаются. Быстро сориентироваться во всех сроках и периодах выездной и камеральной проверки можно по сравнительной таблице .

В рамках камеральной проверки сотрудники территориального отделения фонда контролируют лишь тот период, за который организация составила и сдала расчеты по форме-4 ФСС (ч. 1 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Например, представлен расчет по форме-4 ФСС за девять месяцев 2015 года. Значит, в рамках камеральной проверки этого отчета фонд может проконтролировать, правильно ли начислены взносы только за эти девять месяцев. Хотя в ходе проверки сотрудники фонда могут использовать сведения и за другие отчетные периоды.

А вот в рамках выездной проверки сотрудники фонда могут проверить период в пределах трех календарных лет. Тех, что предшествуют году, в котором такую проверку назначили (ч. 9 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). И кстати, конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении о ее проведении (п. 3 ч. 4 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Общий порядок камеральной проверки

Камеральную проверку начнут с того дня, когда страхователь подал в ФСС России расчет по форме-4 ФСС . Длиться такая проверка может три месяца с этой даты (ч. 2 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

При проведении проверки сотрудники фонда руководствуются статьей 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Камеральную проверку проводят на территории отделения ФСС. Поэтому, кроме самого расчета, при проверке сотрудники фонда могут использовать лишь уже имеющиеся у них документы, например:

  • расчеты страховых взносов, которые были представлены ранее;
  • документы, которые страхователь подал вместе с первоначальными расчетами - речь идет о камеральной проверке уточненного расчета;
  • выписки из регистров бухгалтерского или налогового учета.

Запросить же дополнительные документы сотрудники фонда вправе, только если в сданной отчетности они выявили какие-либо ошибки или противоречия. В этом случае они могут потребовать от организации устранить эти несоответствия. А также вправе запросить письменные или устные пояснения.

О выявленных ошибках (несоответствиях) проверяющие должны сообщить плательщику. Одновременно они направят требование внести исправления в расчет. Исполнить такое требование необходимо в течение пяти рабочих дней. Срок считайте со дня, следующего за тем, когда организация получила требование: по ТКС или лично в руки. Если же требование пришло почтой, то оно считается полученным на шестой день с даты отправки, что указано в штампе. Такие правила установлены в частях 3-4 статьи 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Кроме того, в ходе камеральной проверки сотрудники ФСС России могут вызвать плательщика взносов в территориальное отделение фонда для дачи устных пояснений (п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Вызов оформляется письменным уведомлением .

Ситуация: можно ли не исполнять требование ФСС России представить письменные пояснения, если в этом документе не указаны конкретные ошибки и (или) противоречия, выявленные при камеральной проверке?

Да, можно.

ФСС России может требовать от организации письменные пояснения, только если в отчетности есть ошибки и противоречия. В этом случае проверяющие обязаны сообщить организации о конкретных выявленных неточностях и одновременно могут потребовать письменные пояснения к ним. Об этом говорится в части 3 статьи 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Когда же ошибок и противоречий нет, у сотрудников фонда нет оснований требовать от страхователя пояснения. А если они все-таки запросили таковые без указания на конкретные ошибки и (или) противоречия, то такое требование можно не исполнять. Оно считается незаконным.

Совет: Ответить на незаконное требование фонда все же стоит. Напишите, что требовать пояснения сотрудники ФСС России могут, только если в расчете есть ошибки и противоречия (ч. 3 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). А поскольку в полученном требовании об ошибках ничего не сказано, запрос выглядит необоснованным и организация не может его исполнить.

Общий порядок выездной проверки

Выездные проверки сотрудники ФСС России проводят, руководствуясь статьей 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Такое контрольное мероприятие проходит, как правило, на территории плательщика взносов (т. е. организации-работодателя). Но есть исключение. Если у страхователя нет возможности предоставить помещение для проверки, тогда ее проведут в территориальном отделении ФСС России. Об этом сказано в части 1 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Выездная проверка начинается с того, что сотрудники фонда вручают страхователю решении о проведении проверки . В решении указывается состав проверяющих и проверяемый период, который не должен превышать трех лет (п. 4-9 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Убедитесь, что такое решение есть на руках у проверяющих. А вместе с ним проверьте и служебные удостоверения. Если таких документов у них нет, то вы вправе не пускать с проверкой на территорию организации.

С предъявленным решением надо ознакомиться и поставить свою подпись. После этого сотрудник ФСС России вручит требование о представлении документов . Кстати, если проверку проводят , то от каждого фонда должно быть свое требование. И исполнять эти требования придется по отдельности, независимо одно от другого. То есть документы нужно будет подготовить в двух экземплярах.

Выездная проверка заканчивается в тот день, когда сотрудники фонда составили справку о ее проведении. В общей сложности выездная проверка не может длиться дольше двух месяцев (ч. 11, 14 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев (ч. 11 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Основанием для продления выездной проверки до четырех и (или) шести месяцев может стать:

  • получение в ходе проверки информации, которая свидетельствует о наличии в организации нарушений законодательства о страховых взносах и требует дополнительной проверки;
  • форс-мажорные обстоятельства на территории, где проводится проверка;
  • наличие в составе проверяемой организации четырех и более обособленных подразделений;
  • непредставление (несвоевременное представление) организацией документов, необходимых для проведения выездной проверки.

Чтобы продлить срок выездной проверки, отделение ФСС России должно направить мотивированный запрос в вышестоящий орган фонда. На основе этого запроса руководитель (его заместитель) вышестоящего органа примет решение о продлении выездной проверки или откажет в таком продлении.

Такой порядок предусмотрен в части 11.2 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Виды выездных проверок

Выездные проверки бывают двух видов: плановые и внеплановые.

Плановые выездные проверки территориальные отделения ФСС России могут проводить только совместно с территориальными отделениями ПФР. План-график таких проверок на каждый отчетный период можно найти на сайте своего регионального отделения ФСС. Учтите, что в этот график могут вноситься изменения.

В ходе плановых выездных проверок сотрудники территориального отделения проверяют, правильно ли страхователи начислили и заплатили:

  • взносы на обязательное социальное страхование;
  • пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. А также верно ли расходовали средства, выделенные из ФСС «на травматизм».

По каждому из этих направлений проверяющие выносят отдельный акт.

Внепланово выездные проверки проводят лишь в определенных случаях:

  • организация находится на стадии ликвидации или реорганизации;
  • страхователь обратился за выделением средств;
  • сотрудник пожаловался на неправильный расчет пособия (ч. 3 ст. 4.7 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ).

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минздравсоцразвития России от 22 февраля 2011 г. № 19-5/10/2-1748.

Кстати, в совместных проверках помимо сотрудников фондов могут принимать участие еще и налоговые инспекторы. Их привлекают, чтобы проверить обоснованность применения пониженных тарифов страховых, если организация:

  • осуществляет деятельность в области информационных технологий ;
  • оказывает инжиниринговые услуги .

Такой порядок установлен пунктом 2 части 5 статьи 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Какие документы может требовать ФСС России при выездной проверке

ФСС России может требовать от плательщика страховых взносов копии документов, которые:

  • являются основанием для исчисления и уплаты страховых взносов;
  • подтверждают правильность расчета и уплаты страховых взносов.

Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 29 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Например, сотрудники фонда могут требовать копии:

  • расчетно-платежных ведомостей;
  • больничных листов;
  • договоров гражданско-правового характера;
  • документов, необходимых для оформления пособий;
  • табелей учета рабочего времени;
  • трудовых книжек;
  • документов о расследовании несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  • материалов специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест) и т. п.

Ситуация: может ли ФСС России при проверке признать гражданско-правовой договор ничтожным ?

Да, может.

В ходе своих проверок представители ФСС России анализируют основания, по которым производились те или иные выплаты в пользу сотрудников. При этом особенно тщательно они проверяют содержание именно гражданско-правовых договоров. Ведь выплаты по таким договорам не облагаются взносами на обязательное социальное страхование (п. 2 ч. 3 ст. 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Некоторые организации «экономят» на этой части страховых взносов и заключают со штатными сотрудниками договоры подряда. Хотя перечень работ в них пересекается с теми, что относятся к основным трудовым обязанностям этих сотрудников.

Кроме того, обжаловать решение фонда можно не только в суде, но и в вышестоящем отделении фонда.

Это следует из статьи 29 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, пунктов 1, 3 статьи 166, статьи 170 Гражданского кодекса РФ, части 4 статьи 11 Трудового кодекса РФ.

Пример признания недействительным договора подряда, заключенного со штатным сотрудником

А.С. Кондратьев работает в организации «Альфа» менеджером по трудовому договору с 2013 года. В его обязанности входит продажа и установка кондиционеров. Есть норма: не менее 50 кондиционеров в месяц. Оклад Кондратьева - 15 000 руб.

В январе 2014 года «Альфа» дополнительно заключила с ним гражданско-правовой договор. Согласно договору Кондратьев обязан выполнять работу по продаже и установке кондиционеров сверх плана. Оплата труда по гражданско-правовому договору составляет 10 процентов от оклада с каждого заказа сверх нормы.

По гражданско-правовому договору Кондратьеву выплатили:

  • 87 200 руб. в 2014 году;
  • 124 800 руб. в 2015 году.

Территориальное отделение ФСС России в 2016 году провело выездную проверку «Альфы» за 2014 и 2015 годы. Сотрудники территориального отделения фонда пришли к выводу, что отношения между организацией и Кондратьевым по гражданско-правовому договору имеют признаки трудовых (ст. 15-16, 56-59 ТК РФ):

- сотрудник по гражданско-правовому договору выполняет ту же самую работу, которая входит в его обязанности по трудовому договору;

- он подчиняется Правилам трудового распорядка.

В связи с этим проверяющие переквалифицировали гражданско-правовой договор с Кондратьевым в трудовой и доначислили страховые взносы.

С сумм, начисленных Кондратьеву по притворному гражданско-правовому договору за 2014 и 2015 годы, организации пришлось заплатить в ФСС России:

  • страховые взносы в размере 6148 руб. ((87 200 руб. + 124 800 руб.) × 2,9%);
  • штраф 1260 руб. (6148 руб. × 20%) по статье 47 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Ситуация: может ли ФСС России при проверке произвести выемку документов ?

Нет, не может.

Перечень контрольных мероприятий, которые могут проводить должностные лица ФСС России при выездной проверке, установлен в статьях 36-37 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Среди них:

  • доступ на территорию плательщика взносов;
  • истребование документов при проведении проверки.

Закон не дает сотрудникам фонда право на выемку документов. Поэтому даже если у них есть основания считать, что документы будут уничтожены, сокрыты или изменены, проводить такое мероприятие (в отличие от налоговых инспекторов) сотрудники фонда не могут.

Как подать документы по требованию ФСС России

Представить документы можно как на бумаге, так и в электронном виде. Бумажные копии нужно заверить. Для этого на них нужно сделать надпись «Верно», указать должность лица, заверившего копию, его личную подпись и расшифровку подписи (инициалы и фамилию), поставить дату заверения и печать организации. Такой порядок предусмотрен пунктом 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003, утвержденного постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст.

Заверить нужно каждую копию документа. Заверять подшивки, состоящие из копий нескольких документов, нельзя.

Документы, которые были истребованы в ходе проверки, нужно представить в течение 10 рабочих дней со дня вручения соответствующего требования (п. 4 ч. 2 ст. 28, ч. 5 ст. 37 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Внимание: если не представить документы по требованию проверяющих в течение 10 рабочих дней, то организацию или предпринимателя оштрафуют на 200 руб. за каждый неподанный документ (ст. 48 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). А ответственному сотруднику организации, в частности ее руководителю, грозит денежное наказание в размере от 300 до 500 руб. (ч. 3 ст. 15.33 КоАП РФ).

Оформление результатов проверок

Результаты камеральной и выездной проверки сотрудники фонда оформляют по-разному.

Если по итогам камеральной проверки сотрудники ФСС России не нашли ошибки, то акт проверки они не составляют и о таких результатах плательщику не сообщают. Если же есть нарушения, то проверяющие составляют акт камеральной проверки в течение 10 рабочих дней со дня ее окончания.

Для выездной проверки иначе. В последний ее день проверяющие составляют справку о проведенной проверке. Далее в течение двух месяцев с этой даты сотрудники ФСС России оформляют акт выездной проверки .

Формы актов проверок и требования к их содержанию установлены приказом ФСС РФ от 11.01.2016 N 2. О сроках и способах вручения акта проверки см. Как оформляются результаты проверок внебюджетных фондов .

Не согласны с актом проверки или его отдельными частями? Тогда в течение 15 рабочих дней со дня получения акта можете представить в территориальное отделение фонда свои письменные возражения (ч. 5 ст. 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Руководитель или заместитель руководителя территориального отделения фонда обязан сообщить плательщику взносов о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Он обязан сделать это, даже если возражений нет. Такой вывод следует из части 5 статьи 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель или заместитель территориального отделения ФСС России выносит одно из двух возможных решений:

  • о привлечении к ответственности за совершение правонарушения ;
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения .

Решение должно быть вынесено в течение 10 рабочих дней по истечении срока, отведенного на подачу возражений по акту.

Такой порядок следует из частей 1 и 8 статьи 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Решение территориального отделения фонда можно обжаловать в региональном отделении или в суде. Причем сделать это можно как одновременно, так и последовательно (ч. 2 ст. 54 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Проверочные мероприятия со стороны государственных структур и служб сегодня – рядовые и нередкие события . Тем не менее, они требуют тщательной подготовки и знания дела предпринимателями и управленцами, которым предстоит столкнуться с контролем и наблюдением.

Поскольку эти службы всегда действуют сообща, увидеть их на тех или иных проверках по отдельности нереально. У них есть общий план-график , который можно отыскать на официальном ресурсе регионального отделения ФСС http://fss.ru/ . Его они и придерживаются в процессе совершения контрольных мероприятий.

Каждый фонд стремиться включить в список план страхователей, которые представляют для него особый интерес. В итоге по 50% компаний проверка инициируется ПФР, а по 50% организаций – ФСС.

Есть несколько ключевых критериев , по которым осуществляется выбор страхователей:

  1. Расхождения в отчетной документации . Назначение выездной ревизии осуществлено в ходе камеральной проверки. К примеру, если сотрудники служб в ходе контроля обнаружат какие-то огрехи в бумагах и несоответствия, в последующем будет назначена плановая выездная проверка.
  2. Снижение заработной платы . Если в сравнении с прошлым годовым периодом в рамках организации произошло заметное снижение ФОТ, это также является поводом для ее включения в план проверочных мероприятий.
  3. Нулевой отчет . Особого внимания со стороны инспекторов заслуживают организации, которые сдают нулевые декларации. Ведь заработная плата сотрудника, который честно отработал свое время и соблюдал нормы, не может быть меньше МРОТ. Если предполагается начисленная заработная плата, должны присутствовать и взносы по страхованию.
  4. Необлагаемые денежные суммы . К таким выплатам на практике относят государственные пособия, плату лицам, временно находящимся на территории РФ, иностранным работникам. В плане есть и компании, отражающие значительные суммы по данным направлениям.
  5. Сниженные тарифы . В частности, речь идет об организациях, работающих по упрощенной схеме налогообложения. Особый риск по поступлению в план проверок имеют компании с пониженным тарифом, не подавшие документы на камеральную проверку.
  6. Наличие обязательств . Речь идет о долгах. В плане обязательно окажутся организации, которые имеют по взносам определенные недоимки. При этом ФСС интересуют как организации с долгом в 1000 рублей, так и крупные должники.
  7. Масштабность налогоплательщика . Из всего списка проверяющие структуры будут выбирать лиц, которые имеют наибольший доход (базу обложения налогами), максимальный показатель СЧП и страховой фонд.
  8. Крупные суммы расходов, финансируемые службами . Если управленец предприятия тратит много денег на сомнительные выплаты, это станет поводом навестить его в ходе планирования очередной проверки.
  9. Подходит срок проверки . Выездные мероприятия осуществляются разово в трехлетний период. Поэтому, если компания не подвергалась проверке три года подряд, сотрудники, скорее всего, назначат эту меру.

Это далеко не весь перечень критериев, по которым осуществляется отбор, но он считается основополагающим .

Что проверяет ПФР и ФСС

Есть несколько бумаг, которые нужны этим службам для проведения проверочных мероприятий. Их перечень зависит от того, какая именно структура осуществляет контроль – пенсионный фонд России или Федеральная страховая служба.

Главное, что необходимо предоставить – копии документов, выступающих в качестве оснований для исчисления и уплаты взносов по пенсиям, подтверждающих правильность расчетных мероприятий. К суммарному перечню можно отнести следующие направления :

  • документация учредительного характера;
  • приказы, связанные с учетной политикой предприятия;
  • лицензионные разрешения;
  • подтверждения расчетов по взносам;
  • отчетность бухгалтерского характера (отчетные бумаги и пояснительные записки за год, заключения аудиторов);
  • регистры бухгалтерского учета по расчетным действиям с персоналом и подотчетными лицами, что связано с социальным обеспечением и учетом денежных средств;
  • карточки, обеспечивающие проведение индивидуального учета по начисленным вознаграждениям и выплатам;
  • документация организационно-распорядительного типа, договорные соглашения и дополнительные контракты – приказы, договоры коллективного характера, трудового плана;
  • бумаги банковского и кассового характера;
  • первичные формы и разновидности, способствующие подтверждение выплат персоналу – ведомости по заработным платам, ордера, выписки;
  • документы, подлежащие индивидуальным учетным действия в рамках системы обязательного пенсионного обеспечения, включая страховые мероприятия.

Что требует ФСС

Федеральная страховая служба в ходе осуществления проверочных мероприятий может требовать от плательщика страховых взносов большого количества документов. Главное, чтобы они выступали в качестве основания для исчисления и уплаты взносов, а также обеспечивали подтверждение правильности расчетных действий.

К их перечню относят:

  • расчетно-платежные ведомости;
  • листы больничного характера;
  • гражданско-правовые соглашения;
  • бумаги, требуемые для оформления пособий;
  • табели учетных действий;
  • трудовые книги;
  • бумаги о расследовании несчастных ситуаций в рамках производственного процесса;
  • сведения о профессиональных заболеваниях;
  • материалы оценки трудовых условий.

Чтобы работать с контролирующими органами долго, эффективно и плодотворно, требуется предоставлять им все запрашиваемые документы, а также дополнения и пояснения к ним. Такой подход позволит добиться оптимальных результатов и выстроить доверительные, надежные и хорошие отношения.

Традиционно мероприятия, связанные с выездной проверкой, проводятся на территории организации . Если возможность предоставления соответствующего помещения отсутствует, тогда это делается по месту работы органов надзора.

Заниматься проведением проверки вправе только те лица, которые указаны в рамках решения. Поэтому перед предоставлением доступа к сотрудникам необходимо обеспечить сверку реквизитов с реквизитами удостоверений, имеющихся у инспекторов.

Всего должно присутствовать два основных решения :

  1. От руководящего специалиста или его заместителя территориального органа ПФР, оформление производится по форме №8.
  2. От руководителя или заместителя по органу ФСС РФ, форма №9.

Следует вести себя особенно внимательно в процессе проверки документов проверяющих лиц. Дело в том, что они могут быть поддельными.

Необходимо проверить все удостоверения и провести сверки. Правом на проведение наделяются только те инспекторы, имена которых прописаны в решениях. Если с документацией все в порядке, то не пустить их на территорию предприятия нельзя. Если доступ контролерам не будет обеспечен, впоследствии они составят акт препятствия и начислят штрафы.

Продолжительность осуществления мероприятий в целом не может составлять более двухмесячного периода , начиная с даты решения до момента составления справки. Проверка со стороны сотрудников фондом приостанавливается в целях получения вспомогательных сведений. Эти организации не могут проверять лицо чаще, нежели разово в три года.

Проверка, связанная с ликвидацией и реорганизацией компании, осуществляется в любое время, вне зависимости от проведения предшествующих мер . В качестве предмета проверки выступает правильность и актуальность исчисления, а также своевременность уплаты соответствующих взносов.

План ПФР и ФСС на 2018 год

На официальных ресурсах http://www.pfrf.ru/ и http://fss.ru/ можно ознакомиться с планируемыми мероприятиями на весь год. Но стоит помнить про особые критерии отбора , которых и придерживаются организации в процессе составления схемы посещений тех или иных предприятий.

Кто рискует попасть в «черный список»

  1. Фирмы, у которых присутствуют несоответствия в расчетных действиях в рамках форм РСВ-1, 4-ФСС.
  2. Компании, имеющие крупные расходы, покрываемые за счет денег ФСС.
  3. Организации, не предоставляющие в срок необходимый набор отчетных бумаг.
  4. Структуры, обеспечившие выплаты сотрудникам, если они не стали объектами обложения страховыми или пенсионными взносами.
  5. Компании, применяющие льготы на уплату СВ.
  6. Корпорации, имеющие долги в этом направлении свыше двух отчетных лет подряд.
  7. Фирмы, которые предоставили данные по суммам страховых взносов, а они сократились в сравнении с прошлым периодом.
  8. Организации, требующие неоднократного проведения корректировок.

Таким образом, если организация попадает хотя бы под несколько этих критериев, вероятность того, что эти службы захотят их навестить, увеличивается.

Оформление результатов

В последний день проверки происходит оформление соответствующей справки . Два месяца отводится на оформление акта, выступающего в качестве итога проверки и основания для привлечения к ответственности.

Если организация с данным решением не согласна, она вправе предоставить возражение и оспорить решение, приложив к письменному документу оправдательные бумаги. Материалы отправляются фондовым руководителям, которые и выносят окончательные решения.

Большой семинар по проверкам в организациях представлен ниже.

"Кадровик. Кадровое делопроизводство", 2013, N 2

ЖДЕМ ПРОВЕРКУ ИЗ ФСС

Контроль за начислением, уплатой страхователями страховых взносов на профессиональных заболеваний и расходованием этих средств производится Фондом социального страхования посредством проведения документальных выездных проверок страхователей, истребования у страхователей документов, получения от них объяснений, проверки данных учета и отчетности. Подробнее об этом - в статье.

Кому ждать проверку

Основной нормативный документ, который кадровик обязан изучить перед началом прихода проверяющих, - Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам, утв. Постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 N 82.

Проверки проводятся в соответствии с квартальными планами, которые утверждаются руководителем отделения Фонда социального страхования: управляющим, заместителем управляющего, директором филиала, заместителем директора филиала.

Чтобы быть охваченными проверкой, нужно, чтобы предприятие отвечало хотя бы одному из критериев отбора "кандидатов" на проверку.

Критерии отбора страхователей для проверки следующие:

Наличие задолженности по уплате страховых взносов и других обязательных платежей в ФСС;

Значительные расходы, произведенные страхователем по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в проверяемом периоде;

Резкое изменение сумм выплат, начисленных в пользу работников, при стабильной численности;

Нерегулярность представления страхователем расчетной ведомости по средствам ФСС.

Срок проверки конкретного страхователя устанавливается руководителем отделения ФСС и определяется с учетом множества факторов: объема подлежащих проверке расходов страхователя; численности застрахованных лиц, работающих у страхователя; отдаленности страхователя; транспортных и иных условий.

В необходимых случаях руководителем отделения ФСС могут быть назначены внеплановые проверки страхователей.

Важно знать, что в рамках проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

В случае если работодатель-страхователь по результатам камеральной проверки рекомендован для включения в план проведения документальных выездных проверок, проверке подлежат 3 календарных года, предшествующих году проведения проверки, и законченный отчетный период года, в котором проведена камеральная проверка.

Кого ждать

Проверка назначается и проводится на основании решения руководителя отделения ФСС.

Примерная форма

Фонда социального страхования

Российской Федерации

О ПРОВЕДЕНИИ ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ СТРАХОВАТЕЛЯ

Подразделения),

"__" ___________ г. N ______

__________________

(должность руководителя отделения (филиала отделения) Фонда)

_________________________

___________________________________________________________________________

1. Провести проверку ______________________________________________________

(полное наименование организации (обособленного

подразделения), Ф. И. О. физического лица)

Регистрационный номер страхователя ____________ Код подчиненности _________

ИНН _________________________________ КПП _________________________________

за период с __________ по _________________

2. В ходе проверки проверить начисление, уплату страхователем взносов

на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на

производстве и профессиональных заболеваний и расходование этих средств.

(На основании Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах

обязательного социального страхования", Федерального закона от 24.07.1998 N

125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на

производстве и профессиональных заболеваний", Постановления Правительства

Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 "Об утверждении Правил начисления,

учета и расходования средств на осуществление обязательного социального

страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных

заболеваний" и иных законодательных и нормативных правовых актов по

обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве

и профессиональных заболеваний)

3. Проверяющие: ___________________________________________________________

(фамилии, имена, отчества, занимаемые должности

___________________________________________________________________________

уполномоченных на проведение проверки должностных лиц отделения

(филиала отделения) Фонда)

__________________________________________________

(руководитель отделения (филиала отделения) Фонда)

__________________________________________________

(наименование отделения (филиала отделения) Фонда)

___________________ ______________________________

(подпись) (Ф. И. О.)

Место печати

С решением о проведении проверки ознакомлен:

_________________________________________________________

_________________________________________________________

Ф. И. О. индивидуального предпринимателя, физического лица)

(подпись) (Ф. И. О.) (дата)

В день начала проверки проверяющими предъявляется работодателю решение руководителя отделения ФСС РФ о проведении проверки. Не забудьте истребовать и служебное удостоверение!

Не удивляйтесь, если к вам пришла "двойная" проверка, так как проверка в отношении одного страхователя может проводиться одновременно по обязательному социальному страхованию и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Следует знать, что проверки проводятся как работниками контрольно-ревизионных отделов, так и иными работниками отделения, уполномоченными на проведение проверок решением руководителя (заместителя руководителя) отделения.

Как долго будет идти проверка

Выездная проверка не может продолжаться более одного месяца. Указанный срок может быть продлен до двух месяцев, а в исключительных случаях - до трех месяцев.

Срок проведения проверки исчисляется со дня предъявления страхователю решения о проведении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Датой начала проверки является день предъявления руководителю проверяемой организации (обособленного подразделения) либо его представителю решения руководителя отделения ФСС о проведении проверки. Датой окончания проверки является день подписания справки лицами, проводившими проверку.

Если возникает необходимость продлить проверку, то основания и порядок продления срока проведения проверки устанавливаются руководителем отделения ФСС.

Руководитель или заместитель руководителя отделения вправе приостановить проведение проверки. Приостановление и возобновление проведения проверки оформляются соответствующим решением руководства ФСС.

В некоторых случаях проверяющие могут прийти еще раз.

Повторной проверкой страхователя признается проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же основаниям и за тот же период.

При проведении повторной проверки может быть проверен период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной проверки.

Ждать повторной проверки нужно в трех случаях:

а) когда отделение ФСС задумало проконтролировать деятельность филиала отделения ФСС, проводившего проверку;

б) в случае представления работодателем уточненной расчетной ведомости по средствам ФСС за текущий период, в которой указаны данные в меньшем (большем) размере, чем в ранее представленной расчетной ведомости;

в) когда работодатель стоит на пороге реорганизации или ликвидации.

Что будут проверять

В рамках проверки ФСС вправе проверять начисление, уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходование этих средств, а также расходование средств ФСС на обязательное социальное страхование филиалами и представительствами страхователя. При проведении самостоятельной проверки филиалов и представительств страхователя срок проверки увеличивается не более чем на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства.

Перед тем как отправиться с проверкой к работодателю проверяющие из ФСС собирают предварительную информацию о нем:

Основной вид экономической деятельности, класс профессионального риска, страховой тариф страхователя или его обособленного подразделения, его производств (подразделений), являющихся самостоятельными классификационными единицами, установленная скидка (надбавка) к страховому тарифу;

Отчетные данные по средствам ФСС, представленные страхователем за проверяемый период;

Выплаты в пользу работников, на которые начисляются страховые взносы, в том числе выплаты в пользу работающих инвалидов;

Сведения о расчетах со страхователем;

Данные о предоставленных страхователю отсрочках (рассрочках);

Номера и даты решений о признании случаев страховыми при оплате временной нетрудоспособности и дополнительных отпусков пострадавшим в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; о финансировании предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний; о финансировании проведения дополнительных и углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами; о выделении путевок на санаторно-курортное лечение пострадавшим; о финансировании иных мероприятий за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Как проходит проверка

Проверка правильности начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний начинается с ознакомления с учредительными документами организации, а также с организационно-распорядительными документами, определяющими систему оплаты труда и формы материального поощрения, а именно:

Положениями, инструкциями и решениями работодателя, регулирующими систему оплаты труда;

Штатным расписанием;

Постановлениями, приказами, распоряжениями, коллективным договором, иными решениями по организации работ, выплате заработной платы, премий, материальной помощи или иных вознаграждений;

Договорами, по которым предусмотрена выплата заработной платы или иных вознаграждений, в том числе договорами гражданско-правового характера;

Другими документами, имеющими отношение к выплатам в пользу работников.

Проверка правильности начисления страховых взносов проводится сплошным методом, то есть проверяются все документы. А потому к проверке необходимо подготовить следующие документы:

Приказы о приеме на работу;

Табели учета использования рабочего времени и расчета заработной платы;

Договоры гражданско-правового характера, по условиям которых на выплачиваемые вознаграждения начисляются страховые взносы (договор подряда, договор возмездного оказания услуг и др.);

Расчетные ведомости;

Платежные ведомости;

Лицевые счета;

Банковские и кассовые документы на предмет выплат в пользу работников (доход), не относящихся к фонду оплаты труда (материальная помощь; премии, не связанные с выполнением трудовых обязанностей; другие единовременные поощрения, включая стоимость подарков; средства на возмещение расходов работников по оплате жилья; надбавки к пенсиям, работающим на предприятии, из средств работодателя; расходы по оплате учреждениям здравоохранения услуг, оказываемых работникам за счет предприятия; оплата путевок работникам и членам их семей на экскурсии, путешествия за счет средств работодателя и др.).

Поскольку ряд работодателей-страхователей пользуются льготами по уплате страховых взносов, они обязаны подготовить к проверке документы, подтверждающие право на льготу:

Заверенные печатью организации и подписями ее руководителя и главного бухгалтера списки работающих инвалидов с указанием группы инвалидности, номера пенсионного удостоверения, номера и даты выдачи удостоверения, подтверждающего факт установления инвалидности, на каждого инвалида;

Сведения о величине выплат, начисленных в пользу работающих инвалидов;

Справки (копии справок) учреждений медико-социальной экспертизы, подтверждающие наличие инвалидности у работников-инвалидов;

Копии расчетно-платежных документов, подтверждающих суммы выплат в пользу работников, являющихся инвалидами I, II, III групп, организациями любых организационно-правовых форм;

Документы, подтверждающие наличие трудовых отношений организации с работниками-инвалидами.

Основаниями для назначения пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием являются:

Листок нетрудоспособности;

Акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 (Приложение N 1 к Постановлению Минтруда России от 24.10.2002 N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях");

Акт о случае профессионального заболевания (Приложение к Положению о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 N 967).

Если проверяется правильность оплаты отпуска на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно в связи с предоставлением застрахованному путевки на санаторно-курортное лечение вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, то будет обращаться внимание на правильность сроков предоставления отпуска, исчисление оплаты отпусков (наличие документов, подтверждающих время нахождения в пути следования к месту лечения и обратно, - заявления, копий билетов и т. п.).

Напомните бухгалтеру, чтобы заранее были найдены копия приказа ФСС РФ о предоставлении пострадавшему путевки и копия приказа страхователя о предоставлении пострадавшему отпуска.

В случае непредставления страхователем в ходе проведения проверки запрашиваемых документов проверяющий вправе истребовать необходимые для проверки документы на основании требования о представлении документов.

Примерная форма

Место штампа отделения (филиала отделения)

Фонда социального страхования

Российской Федерации

ТРЕБОВАНИЕ

О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ДОКУМЕНТОВ

___________________________________________________________________________

(наименование организации (обособленного подразделения),

Ф. И. О. индивидуального предпринимателя, физического лица)

На основании решения от ________ N ___ о проведении документальной выездной

проверки страхователя

Прошу представить к проверке следующие документы: _________________________

___________________________________________________________________________

(приводится перечень истребуемых документов)

___________________________________________________________________________

в срок до ___________ г.

Проверяющий _______________________________________________________________

(должность, Ф. И. О. лица, проводящего проверку)

_______________ ____________

(подпись) (дата)

Отметка о вручении:

_________________________________________________________

(руководитель организации (его представитель))

_________________________________________________________

(наименование организации (обособленного подразделения),

Ф. И. О. индивидуального предпринимателя, физического лица)

____________ ____________________________________________ _____________

(подпись) (Ф. И. О.) (дата)

Отметка о представлении документов ________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

(варианты заполнения: документы представлены; документы не представлены;

приводится перечень непредставленных документов)

Документы, которые были истребованы в ходе проверки, должны быть представлены страхователем в 10-дневный срок в виде заверенных должным образом копий.

В случае если страхователь не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, необходимо письменно уведомить проверяющих о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых страхователь может представить истребуемые документы.

В течение двух рабочих дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) отделения ФСС вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

Как фиксируются итоги проверки

В последний день проведения проверки проверяющие обязаны составить справку о проведенной проверке, в которой называется предмет проверки и сроки ее проведения. Справка вручается руководителю проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю.

Примерная форма

О ПРОВЕДЕННОЙ ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКЕ

"__" ___________ г. N ________

___________________________________________________________________________

(должности, Ф. И. О. лиц, проводивших проверку)

___________________________________________________________________________

(наименование отделения (филиала отделения) Фонда)

___________________________________________________________________________

с __________ по _____________ г. проведена документальная выездная проверка

___________________________________________________________________________

(наименование организации (обособленного подразделения),

___________________________________________________________________________

Ф. И. О. индивидуального предпринимателя, физического лица)

по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное

социальное страхование от несчастных случаев на производстве и

профессиональных заболеваний и расходования этих средств.

Регистрационный номер страхователя __________ Код подчиненности ___________

Код ИФНС России ___________________________________________________________

ИНН __________________________________ КПП ________________________________

ОГРН ______________________________________________________________________

Юридический адрес: ________________________________________________________

Адрес постоянного места жительства индивидуального предпринимателя

(физического лица): _______________________________________________________

за период с __________________ по ___________________

Подписи должностных лиц отделения Подпись руководителя

Фонда (филиала отделения): (его представителя):

_________________________________ ________________________________________

(наименование отделения Фонда (наименование организации (обособленного

(филиала отделения)) подразделения), Ф. И. О. индивидуального

предпринимателя, физического лица)

____________ __________________ _____________ ________________________

Экземпляр справки на ________ листах получил:

___________________________________________________________________________

(Руководитель организации (его представитель))

_________________________________________________________

(наименование организации (обособленного подразделения),

Ф. И. О. индивидуального предпринимателя, физического лица)

___________________ _____________________________________ __________

(подпись) (Ф. И. О.) (дата)

По результатам проверки организации или ее обособленного подразделения, уплачивающего страховые взносы, составляется акт проверки страхователя.

А дальше по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель отделения ФСС выносит письменное решение о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний либо об отказе в привлечении к ответственности.

Решение о привлечении к ответственности выносится при выявлении нарушений в части неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а именно:

Нарушение установленного срока регистрации в качестве страхователя в отделении ФСС;

Нарушение установленного срока регистрации в качестве страхователя в отделении ФСС более чем на 90 дней;

Осуществление физическим лицом, заключившим трудовой договор с работником, деятельности без регистрации в качестве страхователя в отделении ФСС;

Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия);

Нарушение установленного срока представления в отделение ФСС установленной отчетности или ее непредставление.

Ясно, что решение об отказе в привлечении к ответственности выносится при отсутствии нарушений в части неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по указанному виду страхования.

В решении о привлечении к ответственности либо в решении об отказе в привлечении к ответственности указывается срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать указанное решение.

Решение о привлечении к ответственности или решение об отказе в привлечении к ответственности вступают в силу по истечении 10 рабочих дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение.

Копия решения вручается страхователю (его представителю) под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения страхователем (его представителем).

Как должен выглядеть акт

Акт составляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в отделении ФСС РФ, другой передается руководителю проверяемой организации (или ее обособленного подразделения).

Проверьте: в акте не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями лиц (руководителя проверяющей группы), проводивших проверку и подписывающих акт.

Акт структурно состоит из трех частей: вводной, описательной и итоговой.

Примерная форма

АКТ N _____________ "н/с"

документальной выездной проверки страхователя

по обязательному социальному страхованию

от несчастных случаев на производстве

и профессиональных заболеваний

___________________________________________________________________________

(наименование организации (обособленного подразделения),

Ф. И. О. индивидуального предпринимателя, физического лица)

_____________________________________________ ___________________

(наименование населенного пункта) (дата акта)

Юридический адрес: ____________________________________________________

Адрес постоянного места жительства физического лица: __________________

Регистрационный номер страхователя _________ Код подчиненности ________

Код ИФНС России _______________________________________________________

ИНН __________________________ КПП ____________________________________

ОГРН __________________________________________________________________

Расчетный (текущий) счет N ____________________________________________

___________________________________________________________________________

(наименование банка)

БИК ___________________________________________________________________

Проверяющие: __________________________________________________________

(Ф. И. О., занимаемые должности уполномоченных на проведение

___________________________________________________________________________

проверки должностных лиц, отделения (филиала отделения) Фонда)

на основании решения от ___________ N ____ проведена проверка по

вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное

страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных

заболеваний и расходования этих средств за период с _________ по _________.

Проверка проведена в соответствии с Федеральным законом от 16.07.1999 N

165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федеральным

законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от

несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний",

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 "Об

утверждении Правил начисления, учета и расходования средств на

осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев

на производстве и профессиональных заболеваний" и иными законодательными и

нормативными правовыми актами по обязательному социальному страхованию от

несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Проверка начата _______________ г., окончена ____________ г.

Должностными лицами (руководитель, главный бухгалтер либо лица,

исполняющие их обязанности) организации в проверяемом периоде являлись:

_________________________________ - _________________,

_________________________________ - _________________.

(наименование должности) (Ф. И. О.)

Установленная дата выплаты заработной платы ___________________________

Комиссия (уполномоченный) по социальному страхованию __________________

(имеется,

не имеется)

Предыдущая проверка проводилась с ________________ по ________________,

акт от ________________ N ________________________________________________.

Выявленные предыдущей проверкой недостатки и нарушения устранены (не

устранены) (в случае неустранения нарушений указывается их существо).

Расчетная ведомость по средствам Фонда представлена за периоды ________

_______________________________________________________________.

1. Настоящая проверка проведена _______________________________________

(метод проведения проверки: сплошной,

выборочный, с указанием на то, какие

вопросы проверены сплошным, какие

выборочным методом)

В ходе проверки проверены: ____________________________________________

___________________________________________________________________________

(приводится перечень проверенных первичных документов,

финансово-бухгалтерских и организационно-распорядительных документов, а

также договоров гражданско-правового характера, на основании которых

производились выплаты в пользу работников, на которые начисляются взносы на

обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и

профессиональных заболеваний)

К проверке не представлены: ___________________________________________

(приводится перечень непредставленных

документов)

2. Проведена проверка:

2.1. Начисления страховых взносов по установленному законодательством

тарифу с учетом установленной отделением Фонда скидки (надбавки).

2.2. Расходов, произведенных страхователем в счет страховых взносов на

обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и

профессиональных заболеваний.

2.3. Настоящей проверкой установлено следующее:

___________________________________________________________________________

(приводятся документально подтвержденные факты нарушений порядка

___________________________________________________________________________

начисления, уплаты и расходования средств Фонда с обязательными ссылками на

нормативные правовые акты или указание на отсутствие таких фактов)

3. Всего по результатам настоящей проверки установлено:

3.1. Недоимка в сумме ___________ рублей, в том числе:

а) неуплаченные страховые взносы в сумме ___________ рублей, из них в

результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов в Фонд

в сумме ____________ рублей;

б) расходы, не принятые к зачету в счет страховых взносов в Фонд в

сумме ___________ рублей.

3.2. Излишне начисленные страховые взносы в Фонд в сумме ______ рублей.

4. По результатам настоящей проверки предлагается:

4.1. Уплатить ________________________________________________________:

(наименование организации, Ф. И. О. физического лица)

недоимку по страховым взносам в сумме _______________ рублей;

пени на недоимку по страховым взносам в сумме _______ рублей.

Сумма недоимки по страховым взносам и пеней определяется помесячно с

учетом излишне перечисленных страхователем страховых взносов, а также

задолженности отделения (филиала отделения) Фонда.

4.2. Отразить в бухгалтерском учете и расчетной ведомости по средствам

Фонда недоимку по страховым взносам, в том числе доначисленные страховые

взносы и не принятые к зачету расходы.

4.3. Привлечь _________________________________________________________

(полное наименование организации (обособленного

подразделения), Ф. И. О. индивидуального предпринимателя,

физического лица)

к ответственности за нарушение порядка уплаты страховых взносов:

4.4. Перечислить в добровольном порядке:

Недоимку в сумме _______ руб. _______ коп. (КБК ___________________);

Пени в сумме ___________ руб. _______ коп. (КБК ___________________)

(наименование банка)

БИК ____________________;

Штрафные санкции в сумме _______ руб. _______ коп. (КБК ___________)

на расчетный (текущий) счет N __________________ __________________________

(наименование банка)

БИК ____________________.

4.5. Устранить ________________________________________________________

(приводятся предложения проверяющих по устранению

___________________________________________________________________________

выявленных нарушений)

В случае несогласия с фактами, изложенными в настоящем акте проверки, а

также с выводами и предложениями проверяющего Вы вправе представить в

течение 15 рабочих дней со дня получения настоящего акта в

___________________________________________________________________________

(наименование отделения (филиала отделения) Фонда)

письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным

положениям. При этом Вы вправе приложить к письменным возражениям или в

согласованный срок передать документы (их заверенные копии), подтверждающие

обоснованность своих возражений.

В случае неуплаты в добровольном порядке недоимки, пеней и штрафов

региональным отделением Фонда будет принято решение о привлечении

страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение

обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев

на производстве и профессиональных заболеваний.

Подписи лиц, проводивших проверку: Подпись руководителя (его

представителя):

______________________________________ __________________________________

(наименование отделения (филиала (наименование организации, Ф. И. О.

отделения) Фонда) индивидуального предпринимателя,

физического лица)

_______________ ____________________ ___________ ____________________

(подпись) (Ф. И. О.) (подпись) (Ф. И. О.)

Экземпляр акта с _________________ приложениями на __ листах получил:

(количество

приложений)

Руководитель (его представитель):

___________________________________________________________________________

(должность, наименование организации (обособленного подразделения),

Ф. И. О. индивидуального предпринимателя, физического лица)

_________________ _________________________ ______________

(подпись) (Ф. И. О.) Дата

Страхователь вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов

указанной проверки лично или через своего представителя. В этом случае

необходимо подтвердить полномочия представителя, предъявив доверенность.

Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка, не является

препятствием для рассмотрения материалов проверки.

Управляющий (заместитель) отделением: ____________________

Вводная часть акта (общие положения) представляет собой общие сведения о проводимой проверке, страхователе и должна содержать:

Номер, который присваивается акту при его регистрации в ФСС;

Наименование места проведения проверки (указывается населенный пункт, на территории которого она проводилась);

Дату подписания акта лицами, проводившими проверку;

Полное и сокращенное наименование проверяемой организации (обособленного подразделения) согласно учредительным документам;

Регистрационный номер и код подчиненности страхователя;

Код ИФНС России, в которой состоит на учете организация (обособленное подразделение);

ИНН/КПП организации (обособленного подразделения);

Основной государственный регистрационный номер (ОГРН);

Код основного вида экономической деятельности;

Размер страхового тарифа в соответствии с классом профессионального риска (указывается на каждый проверяемый год);

Установленную скидку (надбавку) к страховому тарифу;

Банковские реквизиты (расчетный счет, наименование банка, БИК);

Фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, с указанием должности и наименования отделения ФСС, который они представляют;

Дату и номер решения руководителя отделения ФСС о проведении проверки;

Указание на цель проверки: проверка правильности начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств;

Период, за который проведена проверка;

Фамилии, имена и отчества должностных лиц проверяемой организации (обособленного подразделения) - руководителя, главного бухгалтера либо лиц, исполняющих их обязанности в проверяемом периоде на основании приказа.

Акт должен быть составлен в ходе проверки либо не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке.

Обратите внимание: если в течение проверяемого периода происходили изменения в составе вышеназванных лиц, перечень этих лиц приводится одновременно с указанием периода, в течение которого эти лица занимали соответствующие должности согласно приказам, распоряжениям, протоколам собраний учредителей или другим документам о назначении и увольнении их с занимаемой должности;

Установленную дату выплаты заработной платы;

Сведения о наличии комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию;

Сведения о представлении расчетной ведомости по средствам ФСС за проверяемый период;

Сведения о методе проведения проверки по степени охвата ею первичных документов (сплошной, выборочный) с указанием на то, какие вопросы проверены сплошным, а какие - выборочным методом;

Перечень проверенных документов;

Перечень непредставленных страхователем документов (в случае неполного представления страхователем необходимых для проверки документов по запросу ФСС);

Иные сведения.

Описательная часть акта проверки содержит изложение документально подтвержденных фактов выявленных нарушений в начислении, уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходовании этих средств либо указание на отсутствие таковых.

По каждому отраженному в акте проверки факту нарушения должны быть четко изложены:

Период (месяц, год), к которому данное нарушение относится;

Оценка количественного и суммового расхождения между данными, отраженными страхователем в расчетной ведомости по средствам ФСС, и фактическими данными, выявленными при проверке первичных бухгалтерских и иных документов, а также записей в регистрах бухгалтерского учета;

Ссылки на первичные бухгалтерские документы (с указанием в случае необходимости бухгалтерских проводок по счетам и порядка отражения соответствующих операций в регистрах бухгалтерского учета) и иные доказательства, подтверждающие факт нарушения.

Соответствующие расчеты должны быть включены в акт или в приложения к нему. Однородные нарушения могут быть сгруппированы в таблицы, которые в зависимости от объема представленной в них информации включаются в текст акта либо приводятся в приложениях. При наличии приложений в описательной части акта делаются ссылки на прилагаемые материалы с указанием на то, что они являются неотъемлемой частью акта.

Обратите внимание: акт не должен содержать субъективных предположений проверяющих, не основанных на достаточных доказательствах.

Итоговая часть акта (заключение) должна содержать следующие данные (в случае их установления в ходе проверки):

Сведения о соответствии установленного класса профессионального риска основному виду экономической деятельности;

Сведения о выявленной в результате проверки недоимке по страховым взносам (из них в результате занижения страхователем облагаемой базы для начисления страховых взносов в ФСС);

Излишне понесенные расходы на обеспечение по страхованию вследствие недостоверности указанных страхователем сведений;

Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, произведенные страхователем с нарушением требований законодательных или иных нормативных правовых актов либо не подтвержденные документами в установленном порядке;

Расходы на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, на финансирование проведения углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, произведенные при отсутствии решения отделения ФСС или в нарушение такого решения, а также не подтвержденные документами о целевом использовании средств в соответствии с данными регистров бухгалтерского учета;

Сведения о суммах страховых взносов, излишне уплаченных страхователем;

Сведения о доначисленных страховых взносах;

Факты задержки страховых выплат в установленные сроки;

Расчет пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам (помесячный), с учетом произведенных страхователем расходов в счет средств ФСС, излишне уплаченных страхователем взносов и задолженности отделения ФСС страхователю;

Факты выявленных проверкой нарушений порядка уплаты страховых взносов, за совершение которых к страхователям должны быть применены штрафные санкции.

К акту проверки прилагаются:

Копия решения руководителя отделения ФСС о проведении проверки;

Приложения к акту (за исключением случаев, когда все сведения и расчеты приведены в тексте акта).

Приложения должны быть подписаны проверяющими, а также руководителем проверяемой организации (обособленного подразделения).

При наличии возражений или замечаний по акту подписывающие его должностные лица организации делают об этом оговорку перед своей подписью и представляют письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам проверки и являются их неотъемлемой частью.

При отказе руководителя проверяемой организации от подписания акта проверяющим на последней странице акта производится запись "От подписи акта отказался", заверенная подписью указанного лица.

Подписанный акт вручается руководителю организации (или руководителю обособленного подразделения), о чем на последней странице экземпляра акта, остающегося на хранении в отделении ФСС, делается запись "Экземпляр акта с приложениями на __ листах получил" за подписью руководителя организации (обособленного подразделения), получившего акт, с указанием его фамилии и инициалов, а также даты вручения акта.

Если руководитель организации уклоняется от получения акта (например, не приходит в отделение ФСС или отказывается подписать уведомление о вручении у почтальона), на последней странице акта делается запись "От получения настоящего акта уклонился", заверенная подписью проверяющего с указанием соответствующей даты. В этом случае акт направляется страхователю по почте заказным письмом или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. К экземпляру акта, остающемуся на хранении в ФСС, прилагаются документы, подтверждающие факт почтового отправления или иного способа передачи акта страхователю (его представителю). При направлении акта по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день начиная с даты его отправки.

Как оспорить акт проверки

Страхователь вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 рабочих дней со дня получения акта представить в соответствующее отделение ФСС письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом страхователь вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в вышеуказанный срок передать в ФСС документы или их заверенные копии, подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта.

В течение 10 дней по истечении срока на обжалование акта проверки руководитель (заместитель руководителя) отделения ФСС выносит решение по результатам рассмотрения акта и других материалов проверки.

Материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации. О времени и месте рассмотрения материалов проверки ФСС надлежащим образом извещает страхователя заблаговременно. В то же время неявка страхователя, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого страхователя будет признано руководителем (заместителем руководителя) отделения ФСС обязательным для рассмотрения этих материалов.

В случае неявки должностных лиц материалы проверки и представленные страхователем возражения, объяснения, другие документы рассматриваются в их отсутствие. По результатам рассмотрения материалов проверки составляется протокол.

Отметим, что возражения на акт проверки - это именно право работодателя, никто не вменяет ему в обязанность подавать возражение, даже если он не согласен с выводами инспекторов. Неиспользование работодателем своего права на представление в ФСС возражений по акту проверки не лишает его права обратиться в суд за защитой своих законных прав и интересов и не свидетельствует о его согласии с начислениями по акту.

Оговаривая правомерность представления возражений по акту проверки, законодательство не устанавливает шаблона, которым мог бы воспользоваться работодатель, кроме упоминаний о том, что такая бумага должна иметь письменную форму. Работодатель может выразить несогласие с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих. В качестве доводов необходимо будет приводить прежде всего нормы законодательства, четко и ясно указывая, по каким основаниям вы не согласны с замечаниями ревизоров.

Примерный образец

В филиал N ____ ГУ Московское

региональное отделение ФСС РФ

от__________________________,

(наименование организации)

рег. N _____________________,

ИНН ________________________,

адрес: ______________________

ВОЗРАЖЕНИЯ

на акт проверки страхователя по обязательному

социальному страхованию от несчастных случаев

на производстве и профессиональных заболеваний

г. Москва дата _______

"___" ____________ ____ г. главным специалистом ________________ (Ф. И. О.) был составлен акт N ____ установления факта нарушения законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Согласно акту выявлено неполное представление сведений, необходимых для осуществления учета в системе обязательного социального страхования, за III квартал 2012 г.

Согласно акту с нашей организации предложено взыскать штраф за указанное нарушение в размере 20% от сумм, причитающихся за отчетный период страховых взносов в ФСС (___________ рублей).

Указанный акт получен нашей организацией "___" __________ 2012 г.

Однако вопреки установленным законам правилам подведения итогов проверки врученный генеральному директору акт не содержал всех необходимых приложений, которые позволили бы нашей организации определить, в чем состояло неполное представление сведений, необходимых для осуществления учета в системе обязательного социального страхования, за III квартал 2012 г.

В связи с изложенным выше прошу оформить акт по результатам проверки надлежащим образом и представить нам недостающие приложения.

Руководитель _______________

(подпись)

В вводной части документа целесообразно указать:

Наименование организации, индивидуального предпринимателя (полностью Ф. И. О.);

Адрес места нахождения;

Наименование инспекции, куда представляются возражения;

Фамилию, инициалы и должность инспектора, проводившего проверку;

Даты начала и окончания проверки;

Дату представления возражений.

В основной части указываются выводы контролеров, с которыми вы не согласны. Дополнительно вполне можно указать положения акта проверки, с которыми вы согласны, особенно если эти положения в чем-то подтверждают вашу позицию.

Обязательно укажите, на какой именно акт проверки составляется возражение, указав дату и номер этого документа. Формулировка при этом может быть следующей:

"В период с ____ по _____ территориальным подразделением... Фонда социального страхования была проведена выездная проверка, по результатам которой составлен акт N ___ от ____________".

Далее имеет смысл указать, против чего именно возражает работодатель, ведь это может оказаться не вывод проверяющих в целом, а лишь часть из претензий ФСС. Для более ясного понимания, с чем именно не согласен проверяемый, можно даже привести формулировки из акта проверки. Написать при этом можно следующую фразу:

"При ознакомлении с актом проверки работодателем был установлен ряд выводов, не соответствующих фактам хозяйственной деятельности за проверяемый период. В частности:...".

И только после этого можно приступать к перечислению норм и изложению позиции относительно верной трактовки происходящего.

Решая вопрос о подаче возражений, следует оценить информацию, указанную в акте. Если выявленные ошибки надуманы или основаны на каком-либо ошибочном толковании норм, подавать возражения, конечно, нужно. Если ошибки, выявленные проверкой, по существу справедливы и весомых аргументов против выводов инспекторов у вас нет, тогда стоит поискать процедурные нарушения, допущенные контролерами при проведении проверки и составлении акта (сроки проведения проверки, направление требований о представлении документов и др.).

Доказательства представляйте в виде подборок копий первичных или других документов по спорным моментам. Все ссылки на нормативно-правовые акты указывайте в скобках после доводов. Уместно сослаться и на судебную практику. Здесь тоже есть некоторые правила. Если важные для вас выводы есть в актах высших судов (Конституционного, Высшего Арбитражного или Верховного), то их, конечно, указывайте в первую очередь. Если нет - выберите те постановления федеральных арбитражных судов, которые по обстоятельствам максимально сходны с вашей ситуацией.

Библиографический список

1. Возмещение из ФСС. Когда могут потребовать лишние документы // Главная книга. 2012. N 8.

2. Мингазова Э. И. Обобщение судебной практики рассмотрения дел с участием Фонда социального страхования за 2007 - 2010 годы // Арбитражные споры. 2010. N 4.

Перечень документов,

необходимых для камеральной проверки, проводимой в соответствии c частью 1 статьи 4.7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

При обращении за возмещением средств.

1. Заявление о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения - в 2 экземплярах .

2. Справка-расчет, представляемая при обращении за выделением средств на выплату страхового обеспечения-в 2 экземплярах.

3. Копии документов , подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию (по Приказу Минздравсоцразвития РФ от 04.12.2009 г. N 951н)

4. Справка о состоянии счета с синим штампом банка (сведения по картотеке).

5. Платежные документы , подтверждающие выплаты пособий:

Заверенные копии расходных кассовых ордеров, платежных ведомостей (в случае выплаты пособий через кассу предприятия);

Банковские реестры, платежные поручения с синим штампом банка (в случае выплаты пособий через банк).

Документы для проверки страхового случая.

1.Трудовая книжка работника.

2.Трудовой договор , все дополнительные соглашения к трудовому договору.

Пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

1.Листки нетрудоспособности, расчеты пособий.

2.Заявление от работника и Приказ о предоставлении отпуска по беременности и родам.

3.Справка о постановке на учет в ранние сроки беременности.

4.Лицевой счет работника за расчетный период.

5.Табели учета рабочего времени за расчетный период.

6.Штатные расписания.

7.Расчетные ведомости по начислению заработной платы работникам организации за расчетный период.

Единовременное пособие при рождении ребенка.

1. Заявление от работника на выплату пособия.

2.Справка о рождении ребенка установленной формы, выданная органами записи актов гражданского состояния, а в случае рождения ребенка за пределами Российской Федерации - легализованный в установленном порядке документ, подтверждающий рождение ребенка, с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.

3.Справка с места работы другого родителя о неполучении пособия либо справка из органа социальной защиты населения по месту жительства ребенка о том, что другому родителю пособие не назначалось, - в случае, если один из родителей ребенка не работает (не служит) или обучается по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования, а другой родитель ребенка работает (служит).

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

1. Заявление о назначении пособия.

2.Приказ о предоставлении отпуска.

3. Свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, либо выписка из решения об установлении над ребенком опеки.

4. Свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей).

5. Справка с места работы (учебы, службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячное пособие по уходу за ребенком, а в случае, если мать (отец) ребенка не работает (не учится, не служит), справка из органов социальной защиты населения по месту жительства матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

6.Справка (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя, подтверждающую, что назначение и выплата пособия этим страхователем (страхователями) не осуществляются (в случае работы у нескольких страхователей).

7.Лицевой счет работника за расчетный период.

8.Табели учета рабочего времени за расчетный период.

9.Расчет пособия.

Пособие на погребение.

1. Заявление от лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.

2. Справка о смерти, выданная органами записи актов гражданского состояния.

3.Расходные кассовые документы, подтверждающие факт выплаты, лицу, взявшему на себя осуществить погребение умершего или документы, подтверждающие оплату стоимости услуг специализированной службе по вопросам похоронного дела на основании счета.

4.При выплате пособия на умершего несовершеннолетнего – документы, подтверждающие степень родства.

Дополнительные выходные дни по уходу за ребенком – инвалидом.

1. Заявление от работника на предоставление дополнительных выходных дней.

2.Приказ (распоряжение) о предоставлении дополнительных выходных дней.

3.Лицевой счет работника за расчетный период.

4.Табели учета рабочего времени (графики при суммированном учете рабочего времени) за расчетный период.

5.Копия справки МСЭ.

6.Документы, подтверждающие место жительства (пребывания или фактического проживания) ребенка-инвалида;

7.Свидетельство о рождении (усыновления) ребенка либо документ, подтверждающий установление опеки, попечительства над ребенком-инвалидом.

8.Справка с места работы другого родителя (опекуна, попечителя) об использовании им дополнительных выходных дней либо копии документов (трудовая книжка и т.п.), подтверждающих факт отсутствия работы у второго родителя. В случае расторжения брака между родителями ребенка – инвалида, смерти или лишения родительских прав одного из родителей и в других случаях представлять документы, подтверждающие отсутствие второго родителя (родителей) или невозможности воспитания им (ими) детей.

9.Расчет оплаты дополнительных выходных дней по уходу за ребенком – инвалидом.

10.Карточка индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов.