Бизнес портал

Прогрессивное и регрессивное налогообложение в современных условиях. Регрессивная система налогообложения. Прогрессивное и регрессивное налогообложение: примеры Почему пониженная ставка способна приносить высокий доход

1.3 Опыт зарубежных ученых в раскрытии основ прогрессивного и регрессивного налогообложения

Для рассмотрения идей в области прогрессивного и регрессивного налогообложения зарубежных ученых – экономистов обратимся к общим и частным теориям налогообложения. Несомненно, основоположником зарождения теорий налогообложения является экономист классической школы – Адам Смит. Его научная деятельность в данной сфере имеет огромное значение. В своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» он сформулировал основные постулаты теории налогообложения. Заслуга А. Смита заключается в том, что он сумел теоретически обосновать потребность государства в собственных финансовых ресурсах. «Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства». То есть граждане государства должны уплачивать налоги, необходимые для формирования государственных финансовых средств, которые, в свою очередь, необходимы государству для выполнения им своих функций. Вместе с тем для того чтобы налогообложение имело положительный эффект, следует соблюдать правила налогообложения. Эти правила были сформулированы А. Смитом и вошли в историю науки как «четыре принципа налогообложения Адама Смита». Самый первый принцип – это принцип справедливости – состоит в том, что каждый налогоплательщик должен участвовать в финансировании государства соразмерно со своими возможностями. При этом размер налогового платежа должен изменяться с ростом доходов индивидуума по прогрессивной шкале. «Не может быть неблагоразумия в том, чтобы богатые принимали участие в расходах государства не только пропорционально своим доходам, но и немного выше» . Налоговая система России не соответствует принципу справедливости, одному из четырех основополагающих принципов научной мысли выдающегося ученого Адама Смита. В таком случае делать вывод о её эффективности и объективности – не приходится. Примечательно, что в этом отношении Адам Смит оказывается единомышленником еще одного не менее известного ученого – Карла Маркса. Сторонниками прогрессивной теории всегда выступали ведущие сторонники социалистического переустройства общества, а Карл Маркс и Фридрих Энгельс в своем Коммунистическом Манифесте даже связывали её с уничтожением частной собственности и построением социализма. Для реализации «деспотического вмешательства в право собственности» среднего класса, К. Маркс предлагает программу «мероприятий» из десяти пунктов. Эти мероприятия будут, конечно, различны в разных странах. Однако в наиболее передовых странах могут быть почти повсеместно применены следующие меры:

  • Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов.
  • Высокий прогрессивный налог.
  • Отмена права наследования.
  • Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников.
  • Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией.
  • Централизация всего транспорта в руках государства.
  • Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.
  • Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия.
  • Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней.
  • Общественное и бесплатное воспитание всех детей . Карл Маркс считал главным злом капитализма частную собственность и капиталистическую эксплуатацию. Нельзя недооценивать тот факт, что есть разные пути, по которым частные собственники могут расходовать свою прибыль. Это определяет структуру и противоречия в обществе, от этого зависят уровень и качество жизни людей. Инструментом ограничения антиобщественных сверхвысоких доходов стала прогрессивная система налогообложения, действующая ныне в большинстве экономически развитых стран. На практике попытки установления прогрессивного обложения встречаются очень рано: во Флоренции в 1442 г., в Голландии в 1742 г., в Саксонии в 1742 г. и т. д. В то же время наши законодатели не спешат прибегнуть к такому инструменту ограничения сверхвысоких доходов, как прогрессивная ставка. Дело в том, что они их не считают антиобщественными, так как мы давно не при коммунизме живем. Тем не менее, Карл Маркс – ученый с мировым именем и его суждения о высоком прогрессивном налоге для богатых не потеряли свою значимость и сегодня.

Теоретические защитники принципа справедливости в налогообложении появляются весьма рано, к числу их принадлежали, например: Виктор Рикети маркиз де Мирабо – один из основоположников теории единого прогрессивного подоходного налога. Её суть заключалась

во взимании единой поголовной подати с изменяемого оклада по степени зажиточности плательщика. Также следует упомянуть Жана Шарля Леонарда Симонд де Сисмонди – одного из представителей теории пропорционального и прогрессивного налогообложения. Он полагал, чем богаче гражданин, тем более он обязан государству своим богатством. Друг и соратник К. Маркса – Фридрих Энгельс являлся основоположником теории радикальной социалистической направленности. Основная задача данной теории заключается в нижеследующем: целесообразно ввести прогрессивное налогообложение с целью кардинального изменения в распределении национального богатства. Теория социально-политической направленности характеризует введение прогрессивного налогообложения исходя из интересов буржуазии, так как она должна ратовать за введение прогрессивного налогообложения, поскольку оно позволяет ограничивать прирост их доходов и как следствие падение норм прибыли на капитал. Данной теории в какой-то степени придерживался в своих суждениях мыслитель Томас Гоббс . Не менее интересны еще две частные теории, а именно теория общего возмездия и теория специального возмездия. В основе первой лежит идея преимущества прогрессивного налогообложения, ориентировавшего деятельность государства в пользу обеспеченных слоев населения и необходимости соответствующего возмездия с их стороны. Вторая аргументирует необходимость прогрессии в прямых налогах как некой компенсации за невозможность её установления в косвенных налогах. К сторонникам этих теорий можно отнести известного немецкого статистика Эрнста Энгеля. Итак, у богатых остатки в бюджете на удовлетворение необходимых потребностей больше не только абсолютно, но и относительно. Между тем у бедных ничего не остается на удовлетворение культурных потребностей, не говоря о неполном удовлетворении физиологических потребностей. На основании закона Энгеля пришли к выводу, что «надо брать там, где есть большие излишки». Джон Стюарт Милль сформулировал теорию равенства жертвы, в которой он обосновал принцип прогрессивного обложения. Он считал, что каждый гражданин обязан доставлять государству определенную долю своего дохода, в виде которой он приносил бы жертву, равную жертве других граждан, с таким расчетом, чтобы по уплате налога граждане оставались в том же самом хозяйственном положении, в каком они были раньше, до уплаты. Это и есть критерий относительного равенства, в силу которого нормой обложения становится принцип, что налог должен представлять для каждого гражданина одну и ту же ценность, то есть одинаковую жертву. Немецкий экономист Адольф Вагнер является идеологом социально-политического направления, которое в прогрессивном налогообложении видело средство нивелировки имущественного неравенства. Фактически прогрессивное обложение вошло в практику под давлением рабочего класса и аграриев. Расхождение во взглядах на пропорциональное и прогрессивное обложение объясняется не только классовой принадлежностью их представителей, но и содержанием понятия платежеспособности. Представители пропорционального обложения под платежеспособностью понимали доход и имущество плательщика налога, сторонники прогрессивного обложения – такую способность уплаты, которая соизмеряется, с одной стороны, с доходам и имущественным состоянием, а с другой – с лишением и жертвою, которая должна быть одинаковой для всех плательщиков. Итак, А. Вагнер считает, что государство при обложении должно преследовать не только фискальные, но и социально-политические цели, смягчать неравенство, влиять определенным образом на распределение имуществ и доходов . Анализируя мнения вышеперечисленных ученых-экономистов, важно отметить, что прогрессивное налогообложение будет полезным для экономики страны только в том случае, если не превратиться в конфискацию доходов населения. Для более полного отражения информации по данному вопросу, необходимо отметить и критику прогрессивных ставок некоторыми учеными. Так, современные либеральные экономисты убеждены, что прогрессивный подоходный налог замедляет экономическое развитие. Современная либеральная критика прогрессивного налога выстраивается по нескольким направлениям. Во-первых, либералы считают, что прогрессивное налогообложение неприемлемо, поскольку оно резко увеличивает количество способов ухода от налогов. Во-вторых, теоретики либерализма убеждены, что прогрессивный налог мешает не столько богатым, сколько обогащающимся. Другими словами, речь идет о том, что прогрессивный налог мешает экономической инициативе, что в конечном счете оборачивается замедлением экономического развития. Высказанные одновременно, эти два аргумента очевидно противоречат друг другу. Действительно, либо прогрессивный налог способствует уходу от налогов и, таким образом, увеличивает экономическую активность, либо он ей препятствует и ведет к стагнации. Что касается регрессивного налогообложения, то его исследование как зарубежными, так и русскими учеными сводилось в основном к понятию и определению термина «регрессия». При этом экономисты многих стран выделяют всего одну основную положительную черту регрессивного налогообложения, а именно – результатом данного вида налогообложения при определенных обстоятельствах может быть абсолютное повышение собираемости налогов. Если обратиться к истории налоговой системы в России, можно проследить отрицательную тенденцию введения регрессивного налогообложения. Так, особенностью косвенного налогообложения является – регрессивный характер – чем меньше доход, тем большую его часть занимает налог. Не стоит забывать, что именно косвенные налоги вызывали наибольшее недовольство, наподобие знаменитых «соляных бунтов».

Подводя итоги первой главы курсовой работы, обобщаем и выделяем по пунктам все полученные сведения о прогрессивном и регрессивном налогообложении. Во-первых, тот факт, что положительную оценку прогрессивному налогообложению, в своих суждениях давали ученые с мировым именем, уже говорит о многом. А именно, налоговая система любой страны косвенно построена на основополагающих принципах,

заложенных еще в период становления налогообложения. Одним из данных принципов является принцип справедливости. Чем российская налоговая система хуже налоговой системы, например, Германии? Тем, что она не соответствует принципу справедливого налогообложения. Во-вторых, опасения многих рассматриваемых нами ученых о том, что прогрессивное налогообложение может привести к торможению экономического роста в стране – совершенно напрасно для России. И вот почему – не спешат российские олигархи вкладывать свои денежные средства в развитие инновационных проектов и науку. Ведь от вложений в финансовую сферу положительный эффект виден почти сразу, а вложения в инновации требуют немалого времени до появления видимого результата. В-третьих, довольна интересна теория равенства жертвы. Отрицательный результат от взимания налога должен быть одинаковым для любого налогоплательщика, иначе это будет противоречить не только Налоговому кодексу, но и Конституции Российской Федерации. Налогоплательщики равны в своих правах и обязанностях, в таком случае, почему для одних уплата налога является незаметной, хотя и малоприятной потерей части дохода, а для других – это невосполнимая утрата денежных средств и дальнейшая невозможность нормального существования и осуществления даже первоочередных потребностей? Это существенная ошибка налогового законодательства России, которую давно пришло время исправлять.

2 Исследование наиболее эффективных методов налогообложения на современном этапе становления и развития российской экономики

2.1 Сравнительный анализ законодательной базы, регулирующей регрессивное и прогрессивное налогообложение в России и за рубежом

Прогрессивная ставка налога на доходы считается правильной во всем мире, она способствует сглаживанию в обществе неравенства и перераспределению доходов. На момент начала налоговой реформы в России существовала прогрессивная шкала ставок подоходного налога в соответствии с Законом СССР от 23.04.1990 № 1443-1 «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства». Данный закон вступил в силу с 1 июля 1990 года и в статье 8 устанавливал налоговые ставки на подоходный налог, указанные в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Налоговые ставки подоходного налога, 1990 год.

Налогооблагаемая сумма

Сумма налога

От 101 до 150 рублей

0 р. 29 коп. – 14 р. 70 коп.*

От 151 до 700 рублей

14 р. 70 коп. + 13 % с суммы, превышающей 150 руб.

От 701 до 900 рублей

86 р. 20 коп. + 15 % с суммы, превышающей 700 руб.

От 901 до 1100 рублей

116 р. 20 коп. + 20 % с суммы,

превышающей 900 руб.

От 1101 до 1300 рублей

156 р. 20 коп. + 30 % с суммы, превышающей 1100 руб.

От 1301 до 1500 рублей

216 р. 20 коп. + 40 % с суммы, превышающей 1300 руб.

От 1501 до 3000 рублей

296 р. 20 коп. + 50 % с суммы, превышающей 1500 руб.

От 3001 р. и выше

1046 р. 20 коп. + 60 % с суммы, превышающей 3000 руб.


* От 101 до 129 рублей – 29 копеек за каждый начисленный рубль; от 130 до 150 рублей – 30 копеек

При этом основными плательщиками данного налога являлись лица, которые получали легальную заработную плату. Административные и институциональные условия ведения экономической деятельности в России таковы, что для лиц с высоким уровнем доходов в условиях прогрессивной шкалы ставок использование целого ряда возможностей для уклонения от налогообложения гораздо выгоднее исполнения в полном объеме налоговых обязательств. Среди таких возможностей на момент начала налоговой реформы можно назвать трансформацию заработной платы в проценты по вкладам и страховые выплаты, маскировку доходов под корпоративные издержки, осуществление оплаты труда неучтенными наличными деньгами, и др. В результате, подоходное налогообложение носило регрессивный характер при прогрессивных налоговых ставках. Преодолеть такое положение путем повышения степени прогрессивности шкалы подоходного налога было невозможно. Вопрос о реформировании налогового законодательства встал на повестке дня еще в 1997 году, когда в Государственной Думе обсуждался проект Налогового кодекса, внесенный Правительством Российской Федерации. Практическое же воплощение реформы началось с принятием в июле 1998 года первой части Налогового кодекса. Однако собственно реформирование порядка исчисления и взимания конкретных налогов стало реализовываться по мере принятия, начиная с 2000 года, первых глав второй части Налогового кодекса. Таким образом, Федеральным законом от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» была изменена налоговая ставка на доходы физических лиц. Вторая часть Налогового кодекса РФ с 1 января 2001 года установила единую ставку налога на доходы физических лиц – 13 %, самую низкую в мировой практике налогообложения. Введение плоской шкалы налогообложения обосновывалось необходимостью повышения уровня собираемости налогов, искоренения схем сокрытия реальных зарплат, снижения количества лиц, уклоняющихся от налогов. Сторонники плоской шкалы в качестве основного аргумента достигнутого эффекта приводят цифры существенного прироста поступления по данному налогу в 2001-2002 годах, то есть сразу после принятия соответствующего закона. По данным тогда еще Министерства по налогам и сборам, ведомство было переименовано в Федеральную налоговую службу в 2004 году, в 2001 году поступления НДФЛ в казну возросли на 46,7 %. При этом, по данным Росстата, рост реальных доходов населения составил всего 8,8 %. То есть в первый год после нововведения результат был, и существенный – 37,9 %. В таблице 2.2 представлена динамика налоговых поступлений в бюджет расширенного правительства Российской Федерации по НДФЛ в 2000-2006 гг. как в реальном выражении (в ценах 1998 г.), так и в процентном отношении к ВВП.

Таблица 2.2 – Поступление НДФЛ в бюджет расширенного правительства Российской Федерации 2000-2006 гг. (в реальном выражении и в % ВВП)

Налоговые поступления в реальном выражении (трлн. р.)

Налоговые поступления в % ВВП

Возникновение и развитие налогообложения

1. Что являлось первоначальной формой налога:

а) поземельный налог;

б) поголовная подать;

в) жертвоприношение

2.В каком из древних государств уже существовала налоговая система:

а) Древняя Греция;

б) Древний Египет;

в) Древний Рим

3.В каком из древних государств уплата налогов носила добро-вольный характер:

а) Византия;

б) Древняя Русь;

в) Древняя Греция

4.Кто занимался сбором налогов в древних государствах:

а) налоговые служащие;

б) откупщики;

в) комиссия при министерстве финансов?

5.В каком из древних государств налоги не взимались в мирное время:

а) Древняя Русь;

б) Древний Египет;

в) Древний Рим

6. Какой налог являлся наиболее обременительным в Древней Руси во времена нашествия татаро-монгольского ига:

а) гербовый сбор;

б)«выход», взимаемый с каждой души мужского пола и голо-вы скота;

в) «соха»?

7. При каком российском императоре/императрице была введе-на подушевая подать:

а) Екатерине II;

б) Александре I;

в) Петре I

8.При каком российском императоре/императрице началась поэтапная отмена подушевой подати:

а) Петре I;

б) Александре III;

в) Екатерине II?

9. Какие налоги занимали наибольший удельный вес в казне Российского государства при Петре I:

а) прямые;

б) косвенные;

в) равнозначно и прямые, и косвенные?

10. Каким образом отразилась на доходной части российской казны замена винных откупов на питейные акцизы:

а) доходы не изменились;

б) доходы увеличились;

в) доходы снизились?

11. Какие налоговые преобразования были осуществлены в пе-риод правления Александра II:

а) введены питейные акцизы;

б) увеличена подушевая подать;

в) повышены ставки поземельного налога

12. Когда была отменена подушевая подать в России:

б) в XIX в.;

13. Каков вклад министра финансов СЮ. Витте в реформиро-вание системы налогообложения в России:

а) предпринята попытка практической реализации принци-па соразмерности налогообложения;

б) заменены винные откупа на питейные акцизы;

в) учреждены специальные органы, обеспечивающие конт-роль за сбором налогов?

14. Какая функция была присуща налогам в древних государ-ствах:

а) стимулирующая;

б) регулирующая;

в) фискальная

Элементы налога

1. Налог — это:

а) обязательный платеж, взимаемый с юридических и физи-ческих лиц;

б) обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с юри-дических и физических лиц;

в) обязательный индивидуальный безвозмездный платеж,

взимаемый с юридических и физических лиц в целях фор-мирования государственных финансов.

2. Какой из перечисленных элементов налогообложения не яв-ляется обязательным при установлении налога:

а) налоговая база;

б) налоговая ставка;

в) налоговые льготы

3. Налоговая ставка — это:

а) процентная величина от объекта налогообложения;

б) величина налоговых начислений на единицу налоговой базы;

в) фиксированная величина от объекта налогообложения.

4. Какой из способов уплаты налога предполагает внесение на-лога в бюджет соответствующего уровня до получения дохода:

а) у источника выплаты ;

б) по декларации;

в) когда налог исчисляется налоговым органом

5. Прогрессивное налогообложение — это:

а) уменьшение налоговой ставки с ростом налоговой базы;

б) увеличение налоговой ставки с ростом налоговой базы;

в) когда налоговая ставка не изменяется.

6. Когда плательщик и носитель налога являются одним лицом:

а) при косвенном налогообложении;

б) при прямом налогообложении;

в) никогда не являются?

7. Налоговая база — это:

а) предмет, подлежащий налогообложению;

б) стоимостная, физическая, иная характеристика объекта налогообложения;

в) период времени, по истечении которого возникает обязан-ность исчислить и уплатить налог.

8. Обязанность уплатить налог возникает, если:

а) установлена налоговая ставка и налоговый период;

б) установлены объекты налогообложения и налоговые льготы;

в) установлены налогоплательщики и все элементы налого-обложения.

Классификация налогов

1. К какому налогу следует отнести транспортный налог по уровню установления:

а) к местному;

б) федеральному;

в) региональному

2. К какому налогу следует отнести налог на прибыль в зависи-мости от принадлежности к уровню бюджета:

а) к закрепленному;

б) регулирующему;

в) налогу с процентной (пропорциональной) ставкой налога?

3. Как классифицируются налоги в зависимости от их исполь-зования:

б) на федеральные, региональные и местные;

в) общие и специальные;

а) прямые и косвенные

4. Налог на имущество физических лиц в зависимости от ставок налогообложения относится:

а) к налогу с твердой ставкой;

б) налогу с процентной прогрессивной ставкой;

в) налогу с процентной пропорциональной ставкой .

5. Земельный налог:

а) полностью зачисляется в местный бюджет;

б) распределяется между местным и федеральным бюджетом;

в) распределяется между федеральным и региональным бюд-жетом.

6. Налог на добавленную стоимость взимается:

а) с юридических лиц;

б) с физических лиц;

в) с юридических и физических лиц.

7. Как классифицируются налоги в зависимости от уровня вла-сти, устанавливающего их: а) налоги с твердой и процентной ставкой;

б) прямые и косвенные;

в) федеральные, региональные и местные

8. К какому налогу относится единый социальный налог в за-висимости от принадлежности к уровню бюджета:

а) закрепленному;

б) регулирующему;

в) налогу с твердой (регрессивной) налоговой ставкой

9. К специальным налогам относятся: правильный ответ (ЕСХН, УСН, ЕНВД)

а) налог на прибыль и налог на имущество организаций;

б) налог на доходы и имущество физических лиц;

в) транспортный налог, единый социальный налог.

10. Как классифицируются налоги в зависимости от принад-лежности к уровню бюджета:

а) прямые и косвенные;

б) общие и специальные;

в) закрепленные и регулирующие

Функции налогов

1. Регулирующая функция налогов позволяет государству:

а) обеспечивать пополняемость бюджета;

б) стимулировать предпринимательскую активность;

в) регулировать экономические процессы внутри страны.

2. С каким налогом связана дисциплинарная функция налога:

а) с единым социальным налогом;

б) с единым сельскохозяйственным налогом;

в) с единым налогом на вмененный доход

3. Какой элемент налогообложения наиболее часто использует-ся государством для реализации дестимулирующей функции:

а) налоговая льгота;

б) налоговая ставка;

в) налоговый период?

4. При реализации стимулирующей функции государство:

а) стимулирует экономический рост внутри страны;

б) контролирует эффективность финансовой деятельности

хозяйствующего субъекта;

в) контролирует пополняемость государственного бюджета.

5. Какое количество функций может быть присуще одному налогу:

а) налогу всегда присуща только одна функция;

б) налогу присущи только две функции;

в) налогу могут быть присущи и большее количество функций

6. Какие проблемы могут быть решены с использованием на-логов:

а) только экономические;

б) только социальные;

в) экономические, социальные, экологические и др.

7. Реализация стимулирующей функции налогов достигается за счет:

а) снижения налогов;

б) повышения налогов;

в) отмены налоговых льгот.

8. Какие из представленных функций налога являются осново-полагающими:

а) дисциплинарная и стимулирующая;

б) фискальная и стимулирующая;

в) регулирующая и контрольная?

9. При реализации фискальной функции государство:

а) стимулирует предпринимательскую активность;

б) обеспечивает наполняемость бюджета;

в) регулирует экономические процессы внутри страны.

10. Появление у налога дисциплинарной функции связано:

а) с необходимостью дисциплинирования налогоплательщиков;

б) с необходимостью дисциплинирования работников тамо-женных органов;

в) с необходимостью дисциплинирования работников нало-говых органов.

Налоговое бремя

1. Какой уровень налоговой нагрузки является предельным со-гласно теории налогообложения:

а) 10% доходов;

б) 80% доходов;

в) 30% доходов

2. Что отражает показатель налоговой нагрузки на экономику страны:

а) долю выручки предприятия, изымаемой в виде налогов;

б) часть ВВП страны, перераспределяемого через налоги;

в) долю прибыли предприятия, изымаемой в виде налогов ?

3. Чему равно налоговое бремя на работника:

а) ставке налога на доходы физических лиц ;

б) ставке налога на прибыль;

в) ставке единого социального налога?

4.Какой из показателей налоговой нагрузки на предприятие является наиболее достоверным:

а) отношение уплаченных налогов к выручке предприятия;

б) отношение уплаченных налогов к добавленной стоимости ;

в) отношение уплаченных налогов к вновь созданной стои-мости?

5. Какой общий недостаток присущ всем показателям, характе-ризующим налоговую нагрузку на предприятие:

а) прибыль является частью дохода предприятия ;

б) выручка включает доход предприятия, но не является им;

в) при расчете показателей налогового бремени невозможно учесть степень переложения налогов на конечного потре-бителя?

6. Какая зависимость была установлена А. Лэффером между на-логовой ставкой и налоговыми поступлениями:

а) увеличение налоговой ставки всегда приводит к росту на-логовых платежей;

б) увеличение налоговой ставки всегда приводит к сокраще-нию налоговых поступлений;

в) увеличение налоговой ставки приводит к сокращению на-логовых поступлений только в случае, если она превысила свое оптимальное значение?

7. Фактический уровень налогового бремени на экономику России составляет:

б) 30%;

в) гораздо выше 30%.

8. Согласно данным официальной статистики налоговое бремя на экономику России составляет:

а) 54,3%;

9. Показатель налоговой нагрузки на население страны отражает:

а) долю ВВП страны, перераспределяемого через налоги;

б) долю дохода работника, изымаемого в виде подоходного налога;

в) долю доходов населения, взимаемых в виде налогов.

Принципы налогообложения

1.Сколько принципов налогообложения было разработано А. Смитом:

А) 7 принципов;

Б) 4 принципа;

В) 10 принципов.

2. Почему налоговые принципы, разработанные А. Смитом, подверглись корректировке со стороны немецкого экономиста А. Вагнера:

А) не отражали интересы налогоплательщиков;

Б) не отражали интересы государства ;

В) не отражали интересы ни государства, ни налогоплательщиков.

3. какие из принципов налогообложения отражают интересы государства:

А) принцип определенности;

Б) принцип удобства;

В) принцип подвижности налогообложения.

4. В чем заключается принцип универсализации налогообложения:

А) платить налоги должно быть удобно;

Б) все граждане должны платить налоги соразмерно своим доходам;

В) не должно существовать дифференциации налогов по территориальному, национальному и другим признакам

5. В чем заключается принцип гласности налогообложения:

А) один и тот же объект должен облагаться налогом только одного вида и только один раз за установленный законодательством период;

Б) все налоговые законы должны быть официально опубликованы;

В) налоговые ставки должны стимулировать предпринимательскую активность.

6. В чем заключается принцип приоритетности налогообложения:

А) налоговые законы должны иметь преимущество перед другими законами, регулирующими налоговые отношения;

Б) налогов должно быть достаточно для покрытия государственных расходов;

В) налогоплательщикам должно быть удобно платить налоги.

7. В чем заключается принцип соразмерности налогообложения:

А) налоги должны служить источником покрытия государственных расходов и одновременно стимулировать экономический рост;

Б) расходы по сбору налогов не должны превышать налоговые поступления;

В) после уплаты налогов у налогоплательщика должно оставаться достаточно средств для существования.

8. В чем заключается принцип законодательной формы установления налога:

А) государство должно иметь право отменять старые и вводить новые налоги;

Б) время, место и способ уплаты налога должны быть заранее известны налогоплательщику;

В) требование об уплате налога должно следовать из закона.

9. Чьи интересы должны учитываться государством при построении эффективной системы налогообложения:

А) государства;

Б) налогоплательщиков;

В) государства и налогоплательщиков.

10. В чем заключается принцип достаточности налогообложения:

А) все граждане должны уплачивать налоги соразмерно получаемым доходам;

Б) налогов должно быть достаточно для покрытия расходов государства;

В) после уплаты налогов у граждан должно оставаться достаточно средств для существования.

11 Какой из принципов гласит, что затраты по сбору налогов не должны быть больше налоговых поступлений:

А) принцип равенства и справедливости;

Б) принцип эластичности;

В) принцип экономности.

12. Реализация принципа справедливости в большей степени достигается за счет:

А) прогрессивного налогообложения;

Б) пропорционального налогообложения;

В) регрессивного налогообложения.

Государственная налоговая политика

1. Какой из типов налоговой политики предполагает снижение налогового пресса с одновременным сокращением социальных программ:

А) политика максимальных налогов;

Б) политика разумных налогов;

В) политика высоких налогов и роста социальных программ .

2. Субъектом налоговой политики выступает:

А) государство;

Б) налогоплательщики;

В) налоговые агенты.

3. Налоговая политика относится:

А) к прямым методам государственного регулирования экономики;

Б) к косвенным методам государственного регулирования экономики;

4. В начале рыночных реформ в России проводилась:

А) политика разумных налогов;

Б) политика максимальных налогов;

В) политика высоких налогов.

5. Повышение уровня экономического развития экономики страны относится:

А) к экономическим целям налоговой политики;

Б) к международным целям налоговой политики;

В) к социальным целям налоговой политики.

Налоговый механизм

1. Налоговое регулирование - :

А) экономически обоснованная система прогнозов налоговых поступлений с учетом реальных экономических условий;

Б) система экономических мер оперативного вмешательства в ход воспроизводственных процессов.

2. Принципиальные подходы к регулированию налоговых отношений в России определяются:

Б) законами субъектов РФ, принятыми в соответствии с НК РФ;

В) законами муниципальных образований, принятыми в соответствии с НК РФ.

3. Цель налогового планирования - это:

А) уравновешивание интересов государства, хозяйствующих субъектов и граждан;

Б) анализ налоговых поступлений, определение тенденций и факторов их изменений;

В) осуществление комплекса мер, направленных на повышение собираемости налогов.

4. Какой из элементов налогообложения наиболее часто используется в регулирующих целях:

А) налоговые льготы ;

Б) налоговые ставки;

В) налоговые санкции.

НДС

1.Плательщиками НДС не признаются:

А) организации, имеющие статус юридического лица и осуществляющие производственную и коммерческую деятельность;

Б) физические лица, индивидуальные предприниматели;

В) физические лица, граждане.

2.Освобождение от обязанностей плательщика НДС предоставляется, если:

А) сумма выручки без учета НДС за полгода не превысила 2 млн. руб.;

Б) сумма выручки без учета НДС за три последовательных календарных месяца не превысила 2 млн. руб.;

В) сумма выручки без учета НДС за три последовательных календарных месяца не превысила 3 млн. руб.

3. По ставке 0% облагается:

А) реализация товаров для детей;

Б) перевозка пассажиров городским транспортом;

В) реализация товаров на экспорт.

4. Если ежемесячная выручка более 2 млн. руб., то НДС уплачивается:

А) ежеквартально;

Б) ежемесячно;

В) по истечении 181 дня.

5. К объектам налогообложения относится реализация товаров (работ, услуг):

А) на территории РФ, в том числе на безвозмездной основе, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

Б) как на территории РФ, так и за ее пределами, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

В) на территории РФ, передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти.

6. К операциям, облагаемым НДС, относятся:

А) услуги по предоставлению напрокат аудио- и видеоносителей из фондов учреждений культуры;

Б) реализация религиозной литературы;

В) передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд.

7. Перечислению в бюджет подлежит:

А) разница между полученным и уплаченным НДС;

Б) сумма НДС, полученная от покупателей;

В) сумма НДС в стоимости приобретенных товаров.

8. Расчетные ставки применяются при:

А) удержании НДС налоговыми агентами ;

Б) использовании освобождения по уплате НДС;

В) применении льгот по НДС.

9. при реализации на безвозмездной основе товаров (работ, услуг):

А) НДС не взимается;

Б) плательщиком НДС признается передающая сторона;

В) плательщиком признается получившая сторона.

10. налогообложение по ставке 10% производится при реализации следующих товаров (работ, услуг):

А) муки, хлеба, соли, сахара;

Б) строительных материалов;

В) работ (услуг) по сопровождению, транспортировке, погрузке экспортируемых из России товаров.

11. По НДС установлены следующие ставки:

Б) 0, 10, 18%;

12. Налоговым периодом по НДС признается:

А) календарный месяц;

Б) квартал;

В) квартал или месяц в зависимости от размера выручки от реализации.

13. Налоговой базой для расчета НДС при осуществлении строительно-монтажных работ для собственного потребления являются:

А) затраты налогоплательщика при осуществлении данных видов работ;

Б) стоимость материалов, используемых для данных видов работ;

В) стоимость имущества, используемого для данных видов работ.

14. Перевозка пассажиров маршрутным такси:

А) не облагается НДС;

Б) подлежит налогообложению по ставке 0%;

В) подлежит налогообложению по ставке 18%.

15. В каком случае невыгодно получать освобождение по НДС:

А) покупатели являются плательщиками НДС;

Б) покупатели получили освобождение по уплате НДС;

В) покупатели осуществляют операции, не облагаемые НДС.

16. Моментом определения налоговой базы по НДС при реализации товаров (работ, услуг) является:

А) момент отгрузки товаров (работ, услуг);

Б) момент оплаты товара (работы, услуги);

В) наиболее ранний из наступивших моментов.

17. НДС в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) подлежит вычету из бюджета при соблюдении условий:

А) только оплаты товара

Б) только оплаты и постановки на учет товара;

В) оплаты, постановки на учет, наличия счета-фактуры, использования для производства облагаемой продукции.

18. моментом возмещения суммы НДС из бюджета по авансам полученным является:

А) отгрузка товара в счет полученного аванса;

Б) получение следующего аванса;

В) реализация товара.

Налог на прибыль

1. Не являются плательщиками налога на прибыль:

а) страховые организации;

б) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения;

в) иностранные организации, имеющие доходы от источников в РФ.

2. В состав внереализационных доходов для целей налогообложения включается:

а) имущество, полученное в рамках целевого финансирования;

б) прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном периоде;

в) имущество, полученное в качестве взноса в уставный капитал организации.

3. В состав внереализационных расходов включается:

а) расходы на услуги банков;

б) единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

в) безвозмездно переданное имущество.

4. Пеня по хозяйственному договору, причитающаяся к поручению, признается доходом:

а) только на дату признания пени должником;

б) на дату получения средств на счета в банках или кассу предприятия;

в) на дату признания пени должником или судом.

5. Расходами признаются:

а) документально подтвержденные расходы организаций;

б) затраты, выраженные в денежном эквиваленте;

в) обоснованные, документально подтвержденные, экономически оправданные затраты

6. К амортизируемому имуществу относится:

а) имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб.;

б) имущество с первоначальной стоимостью более 10 000 рублей, независимо от сроков полезного использования;

в) имущество сроком полезного использования более 12 месяцев независимо от первоначальной стоимости.

7. В целях налогообложения прибыли амортизация начисляется следующими методами:

а) только линейным;

б) только нелинейным;

в) линейным либо нелинейным по выбору организации.

8. К= (1/n) *100

а) норма амортизации при линейном методе;

б) норма амортизации при нелинейном методе;

в) сумма начисленной амортизации.

9. В федеральный бюджет налог на прибыль зачисляется по ставке:

а) 6,5 % суммы налога на прибыль;

б) 17,5 % суммы налога на прибыль;

в) 13,5 % суммы налога на прибыль.

10. Налоговым периодом по налогу на прибыль признается:

а) календарный месяц;

б) квартал, полугодие, 9 месяцев;

в) календарный год.

11. Норматив по представительским расходам в целях налогообложения прибыли составляет:

а) 1 % выручки;

б) 4 % фонда оплаты труда;

в) 10 % выручки.

12. В целях исчисления налога на прибыль судебные расходы и арбитражные сборы относятся к:

а) прочим расходам, связанным с производством и реализацией;

б) внереализационным расходам;

в) расходам, не учитываемым в целях налогообложения.

13. Расходы на сертификацию продукции и услуг в целях налогообложения:

а) принимаются в размере фактических расходов;

б) принимаются в пределах норматива, установленного региональными органами власти;

в) не принимаются в расходы.

14. Кассовый метод определения доходов и расходов имеют право применять организации, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превысили за каждый квартал:

а) 3 млн. руб.;

б) 5 млн. руб.;

в) 1 млн. руб..

15. Признание доходов и расходов по методу начисления происходит:

а) в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место быть;

б) в том отчетном (налоговом) периоде, когда они имели место быть и произведена оплата;

в) в том отчетном (налоговом) периоде, когда произведена оплата.

16. Налоговая база уменьшается на суммы убытков предыдущих периодов:

а) фактически понесенных убытков в размере налоговой базы текущего года;

б) фактически понесенных убытков, но не более 50 5 налоговой базы текущего года;

в) фактически понесенных убытков, но не более 30 % налоговой базы текущего года.

17. По налогу на прибыль установлены следующие ставки в зависимости от вида дохода:

а) 24,20,15,10,6 %;

б) 24,18,15,0 %;

в) 20,9,10,0,15 %.

18. Квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль имеют право уплачивать:

а) все организации;

б) все организации, у которых за предыдущие четыре квартала доход от реализации не превысил в среднем 1 млн. руб.;

в) все организации, у которых за предыдущие четыре квартала доход от реализации не превысил в среднем 3 млн. руб.

19. Ежемесячные авансовые платежи налога на прибыль уплачиваются в бюджет:

а) до 10-го числа каждого месяца;

б) до 15-го числа каждого месяца;

в) до 28-го числа каждого месяца.

20. Доходы, полученные российской организацией от источников за пределами страны, при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль:

а) учитываются в полном объеме с учетом расходов;

б) не учитываются;

в) учитываются в полном объеме с учетом расходов, но сумма налога уменьшается на размер налога, уплаченного за границей.

НДФЛ

1. Налоговым резидентом РФ признается физическое лицо:

а) фактически находящееся на ее территории и получающее доход в общей сложности более 183 дней в календарном году;

б) фактически находящееся на ее территории и получающее доход в общей сложности менее 183 дней в календарном году;

в) гражданин РФ.

2. Плательщиками налога на доходы физических лиц признаются:

а) граждане РФ;

б) граждане РФ, проживающие на территории государства более 100 дней;

в) физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в России.

3. Если по каждому виду полученных налогоплательщиком доходов установлены разные ставки, то налоговая база определяется по:

а) максимальной ставке;

б) средней ставке;

в) каждому виду доходов отдельно.

4. Если по решению суда или иных органов, по распоряжению налогоплательщика из его дохода производят удержания, то такие удержания:

а) уменьшают налогооблагаемую базу;

б) не уменьшают налогооблагаемую базу;

в) уменьшают налогооблагаемую базу при наличии иждивенцев у налогоплательщика.

5. Не подлежат налогообложению доходы физических лиц в виде процентов, полученных по вкладам в иностранной валюте на территории РФ, если ставка:

а) не превышает 5%;

б) не превышает 6%;

в) не превышает 9%.

6. Расходы на содержание студента, имеющего семью:

а) не уменьшают налогооблагаемую базу родителей, если он проживает отдельно от родителей;

б) уменьшают налогооблагаемую базу каждого из родителей;

в) уменьшают налогооблагаемую базу каждого из родителей, если жена также является студенткой.

7. Налоговый вычет в размере 600 руб. распространяется у налогоплательщиков на каждого ребенка в возрасте:

а) до 18 лет;

б) до 24 лет;

в) до 18 лет, а также на каждого студента дневной формы обучения в возрасте до 24 лет.

8. Лечение физического лица было оплачено за счет средств работодателя. Социальный налоговый вычет:

а) предоставляется налогоплательщику;

б) не предоставляется налогоплательщику;

в) предоставляется налогоплательщику в размере 50% стоимости лечения.

9. При продаже жилого дома имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной от продажи, если дом находился в собственности налогоплательщика:

а) менее трех лет;

б) пять лет и более;

в) более трех лет.

10. Если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет не был использован полностью, то его остаток:

а) не может быть перенесен на последующие налоговые периоды;

б) может быть перенесен на последующие десять налоговых периода;

в) может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования.

11. Налоговая ставка в размере 35% установлена в отношении следующих доходов:

а) получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ;

б) получаемых в натуральном выражении;

в) рассчитанных в виде материальной выгоды от экономии за пользование заемными средствами.

12. Уплата налога, доначисленного по декларации, уплачивается индивидуальным предпринимателем:

в) в течение 15 дней после даты, установленной для подачи декларации.

13. Налоговую декларацию не обязаны представлять в налоговый орган:

а) индивидуальные предприниматели;

б) физические лица, получающие выигрыши;

в) физические лица, претендующие на социальные вычеты.

14. Налоговая ставка в размере 13% установлена в отношении доходов:

а) только гражданин РФ;

б) налоговых резидентов РФ, кроме выигрышей, призов, дивидендов, сумм экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств;

в) только иностранных граждан.

15. Налоговый период по налогу на доходы физических лиц установлен как:

а) календарный месяц;

б) календарный квартал;

в) календарный год.

16. Система ставок по налогу на доходы физических лиц:

а) пропорциональная;

б) прогрессивная;

в) регрессивная.

17. Стоимость квартиры, подаренная родителями дочери:

а) подлежит налогообложению;

б) подлежит налогообложению, но только в части, превышающей 1 млн. руб.;

в) не подлежит налогообложению.

18. Доходы от экономии за пользование заемными средствами возникают у физического лица, если:

а) проценты, под которые выданы заемные средства, более 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ;

б) проценты, под которые выданы заемные средства, менее 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ;

в) проценты, под которые выданы заемные средства, равны 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

19. Ограничение по социальному вычету на благотворительность составляет:

а) 35% суммы от суммы заявленного дохода физического лица;

б) 25% суммы от суммы заявленного дохода физического лица

в) 605 суммы от суммы заявленного дохода физического лица.

20. Размер социального вычета на образование при обучении ребенка на дневной форме обучения в возрасте до 24 лет составляет:

а) в размере фактических затрат, но не более 35 000 руб.;

б) в размере фактических затрат, но не более 50000 руб.;

в) в размере фактических затрат.

21. сколько раз в течение года индивидуальные предприниматели уплачивают авансовые платежи по налогу на доходы физических лиц:

в) 3 раза.

22. По какой ставке облагаются доходы от источников на территории России, полученные нерезидентами РФ:

б) 30%;

Акцизы

1. Плательщиками акциза признаются:

а) только организации, производящие операции с подакцизными товарами;

б) организации и индивидуальные предприниматели, производящие операции с подакцизными товарами;

в) организации и индивидуальные предприниматели, производящие операции с подакцизными товарами, а также лица, осуществляющие перемещение товара через таможенную границу РФ.

2. Подакцизными товарами являются:

а) парфюмерно-косметическая продукция;

б) табачные изделия;

в) препараты ветеринарного назначения.

3. Свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, выдается:

а) только организациям, осуществляющим производство и оптовую реализацию нефтепродуктов;

б) организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство и оптовую реализацию нефтепродуктов;

в) организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, оптовую и розничную реализацию нефтепродуктов.

4. Твердые ставки акцизов исчисляются:

а) в % к стоимости;

б) в абсолютной сумме + % к стоимости;

в) в абсолютной сумме.

5. Свидетельство при совершении операций с нефтепродуктами выдается:

а) налоговыми органами;

б) Министерством финансов РФ;

в) таможенными органами.

6. Основным требованием для получения свидетельства при совершении операций с нефтепродуктами является:

а) наличие мощностей по производству нефтепродуктов;

б) наличие мощностей по производству, хранению и отпуску нефтепродуктов;

в) наличие мощностей по хранению нефтепродуктов.

7. Налоговым периодом признается:

а) квартал;

б) календарный месяц;

в) календарный год.

8. Получение свидетельства при осуществлении операций с нефтепродуктами является:

а) добровольным;

б) принудительным.

9. Не облагаются акцизами:

а) автомобили отечественного производства;

б) алкогольная продукция;

в)парфюмерно-косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти.

10. На подакцизные товары устанавливаются следующие виды ставок:

а) адвалорные и специфические;

б) адвалорные и комбинированные;

в) адвалорные, специфические и комбинированные.

Транспортный налог

1. Налогоплательщиками признаются:

А) физические и юридические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства;

Б) физические и юридические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства или оформлены договоры аренды транспортных средств;

В) пользователи транспортных средств.

2. Объектами налогообложения не являются:

А) мотоциклы и мотороллеры;

Б) промысловые морские и речные суда ;

В) яхты и парусные суда.

3.Налоговая база определяется:

А) в лошадиных силах и валовой вместимости в регистровых тоннах;

Б) в лошадиных силах и единицах транспортных средств;

В) в лошадиных силах, единицах транспортных средств и валовой вместимости в регистровых тоннах.

4. Налоговым периодом признается:

Б) квартал;

В) календарный год.

А) федеральным законом;

Б) законами субъектов РФ;

В) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

6. Налоговые ставки, указанные в федеральном законе, могут быть:

А) уменьшены не более чем в 5 раз;

Б) увеличены не более чем в 3 раза;

В) увеличены (уменьшены) не более чем в 5 раз.

7. Установление дифференцированных налоговых ставок с учетом срока полезного использования транспортных средств:

А) допускается;

Б) не допускается;

Допускается для некоторых видов транспортных средств.

8. Сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, исчисляют:

А) налогоплательщики самостоятельно;

Б) налоговые органы;

В) организации - самостоятельно, а для физических лиц - налоговые органы.

9. В случае регистрации (снятия с учета) транспортного средства в течение налогового периода сумма налога исчисляется:

А) за весь налоговый период;

Б) в половинном размере;

В) пропорционально времени, в течение которого транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, включая месяц регистрации.

10. Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать о такой регистрации в налоговую инспекцию в течение:

Б) 10 дней;

В) 15 дней.

11. Налоговое уведомление об уплате суммы транспортного налога вручается физическому лицу не позднее:

12. Если транспортное средство угнано в течение налогового периода и находится в розыске, налог:

А) не уплачивается;

Б) уплачивается в половинном размере;

В) уплачивается или не уплачивается в зависимости от законодательных решений субъектов РФ.

13. Если транспортное средство было зарегистрировано и снято с регистрации в течение одного месяца, транспортный налог:

А) не уплачивается;

Б) уплачивается за 1 месяц;

В) уплачивается за весь год.

Налог на игорный бизнес

1. К игорному бизнесу относится предпринимательская деятельность, связанная с извлечением доходов в виде:

а) выигрыша и основанная на риске;

б) выигрыша и платы за проведение азартных игр или пари;

выигрыша и платы за проведение азартных игр, для ведения которой не требуется лицензия.

2. Объектами налогообложения признаются:

а) игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы;

б) игровой стол, игровой автомат, бильярдный стол, касса тотализатора.

в) игровой стол, игровой автомат, бильярдный стол, касса букмекерской конторы;

3. Налогоплательщик обязан поставить на учет:

а) общее количество объектов одного вида не позднее чем за два рабочих дня до даты установки;

б) каждый объект не позднее чем за два рабочих дня после даты установки;

в) каждый объект не позднее чем за два рабочих дня до даты установки;

4. Налоговая база определяется:

а) по каждому из объектов налогообложения отдельно;

б) по объектам, действующим в первой половине налогового периода, отдельно по каждому объекту как количество соответствующих объектов;

в) по каждому объекту налогообложения отдельно как общее количество соответствующих объектов.

5. Налоговые ставки устанавливаются:

а) едиными для всей территории РФ;

б) законодательными актами субъектов РФ;

в) законодательными актами субъектов Федерации в пределах, предусмотренных федеральным законодательством .

6. Размер ставки налога дифференцирован в зависимости от:

а) количества объектов налогообложения;

б) вида объектов налогообложения;

в) места их расположения.

7. Объект налогообложения выбыл в течение налогового периода:

а) ставка налога применяется в полном размере;

б) налог не исчисляется;

в) ставка налога применяется в полном или половинном размере в зависимости от даты выбытия .

8. За нарушение налогоплательщиком требований о регистрации объектов налогообложения штрафные санкции применяются:

а) в трехкратном размере ставки налога;

б) в размере 10 тыс. руб. за каждый объект налогообложения;

в) в размере 200 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) за каждый объект налогообложения.

9. Налоговым периодом является:

а) месяц;

б) квартал;

в) 15 дней.

10. Срок уплаты налога установлен:

а) ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;

б) ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;

в) равными долями 2 раза в месяц.

10. Ставка налога с одного игрового автомата определена федеральным законодательством в пределах:

а) от 5000 до 10000 руб.;

б) от 1500 до 7500 руб.;

в) от 1500 до 4500 руб.

Земельный налог

Земельный налог является:

А) местным;

Б) региональным;

В) федеральным.

2. Плательщиками земельного налога являются:

А) организации, обладающие земельными участками на праве собственности;

Б) организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого дарения;

В) физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности.

3. Налоговой базой по земельному налогу является:

А) площадь земельных участков;

Б) рыночная стоимость земельных участков;

В) кадастровая стоимость земельных участков.

4. Налоговые ставки на земли, предоставленные сельскохозяйственным товаропроизводителям, не могут превышать:

А) 1,2% кадастровой стоимости земельных участков;

Б) 0,3% кадастровой стоимости земельных участков;

В) 5% кадастровой стоимости земельных участков.

5. Количество авансовых платежей, уплачиваемых физическими лицами в течение налогового периода, не может превышать:

6. Налоговые ставки на земли, занятые жилищным фондом, не могут превышать:

А) 1,2% кадастровой стоимости земельного участка;

Б) 1,5% кадастровой стоимости земельного участка;

В) 0,3% кадастровой стоимости земельного участка.

7. Расчет налога по земельным участкам, предоставленным под индивидуальное жилищное строительство по истечении 10 лет, осуществляется с применением коэффициента:

8. Налоговым периодом по земельному налогу признается:

А) квартал;

Б) полугодие;

В) год.

А) матери одиночки;

Б) бывшие воины-афганцы;

В) участники ВОВ.

10. Какие организации не освобождены от уплаты земельного налога:

А) общероссийские общественные организации инвалидов;

Б) религиозные организации;

В) организации, осуществляющие производство фармацевтической продукции.

Налог на имущество организаций

1. Объектом налогообложения по налогу на имущество являются:

а) основные средства;

б) земельные участки;

в) оборотные средства.

2. Предельная ставка налога на имущество:

б) 2,2%;

3. Плательщиками налога на имущество являются:

а) общероссийские общественные организации инвалидов;

б) религиозные организации;

в) российские предприятия и организации.

4. Отчетными периодами по налогу на имущество организаций признаются:

а) квартал, полугодие, 9 месяцев;

б) полугодие, 9 месяцев;

в) месяц, 2 месяца, 3 месяца и т. д.

5. Какие из организаций уплачивают налог на имущество:

а) перешедшие на упрощенную систему налогообложения;

б) переведенные на уплату единого налога на вмененный доход;

в) осуществляющие производство строительных материалов

6. Какие элементы по налогу на имущество вправе устанавливать региональные власти:

а) объекты налогообложения и ставки;

б) перечень налогоплательщиков и ставки;

в) льготы и ставки в пределах, определенных НК РФ?

7. В какие сроки подается годовая декларация по налогу на имущество:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно , а нам приятно ).

Чтобы скачать бесплатно Тесты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Тесты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Тест, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Социальная справедливость в налогообложении часто ассоциируется с прогрессивностью подоходного налога. Мы определяем прогрессивность через долю дохода, которую человек выплачивает в виде налогов,
Доход, выплаченный в виде налогов / Заработанный доход = R/Y, (7.6)
где R - это личный подоходный налог, который выплачивает индивид, a Y- его доход до уплаты налога. Для прогрессивного налога доля дохода, выплачиваемая в качестве налога в формуле (7.6), увеличивается с ростом дохода. Подоходный налог считается регрессивным, если доля дохода, выплачиваемая в качестве налога, уменьшается с увеличением дохода. При пропорциональном налогообложении доля дохода, выплачиваемая в качестве налога, остается постоянной.
Для того чтобы удовлетворять правилу Рамсея, подоходный налог должен быть регрессивным. Мы уже видели, что если у малообеспеченного человека меньше возможностей заменить свое рабочее время досугом, чем у человека более обеспеченного, то согласно правилу Рамсея более низкий доход будет облагаться более высоким налогом.
Принципы социально справедливого налогообложения
"Пч (IV
Давайте отвлечемся от правила Рамсея и рассмотрим ситуацию, при которой отсутствует избыточное налоговое бремя, а значит, нет и потерь эффективно- сти от налогообложения. При отсутствии этих потерь мы можем сосредоточиться на цели достижения социально справедливого налогообложения.
Существует два принципа социально справедливого налогообложения - горизонтальная справедливость и вертикальная справедливость. Горизонтальное равенство, или горизонтальная справедливость, требует, чтобы люди с одинаковыми доходами и одинаковыми характеристиками (семейным положением, наличием иждивенцев) платили одинаковые налоги. Вертикальная справедливость требует, чтобы люди с разными доходами шли на одни и те же жертвы, платя налоги14. Горизонтальная справедливость подразумевает «одинаковое обращение с одинаковыми людьми» и поэтому исключает произвольную дискриминацию в области налогообложения. Вертикальная справедливость означает одинаковое отношение к неодинаковым людям.
Чтобы получить представление о вертикальной справедливости, рассмотрим индивида, который зарабатывает 2000 долл. в месяц. Этот доход можно поделить на первую часть в 1000 долл. и вторую - в 1000 долл. Допустим, государство взимает налог по ставке tl% с первой 1000 долл. и налог по ставке /2% со второй 1000 долл. Оно хочет рассматривать обе части дохода «одинаково» сточки зрения налогообложения. Ввиду уменьшающейся предельной по-лезности дохода личная выгода (полезность) от первой 1000 долл. больше, чем от второй. Если применить одинаковую налоговую ставку к обеим частям дохода, потери налогоплательщика от налога на первую часть будут больше, чем от налога на вторую.
Из этого следует, что для выравнивания уровня потерь, вызванных налогами, взимаемыми с обеих частей дохода, надо сделать налоговую ставку на первую 1000 долл. ниже, чем на вторую. Иными словами, структура подоходного налога должна быть прогрессивной.
Теперь возьмем двух людей, один из которых зарабатывает 1000 долл. в ме-сяц, а второй - 2000 долл. в месяц. Люди, тратящие одинаковый доход, получают одинаковую полезность. В связи с тем, что у этих двух людей доход разный, мы применяем правило «одинакового обращения с разными», или вертикальную справедливость, чтобы определить сумму налогов, которую должен платить каждый человек. Вертикальная справедливость требует установления прогрессивной налоговой структуры. Оба платят налог по одной ставке /, на первую часть в 1000 долл., а человек, зарабатывающий дополнительно 1000 долл., платит по более высокой ставке /2 за вторую часть в 1000 долл. Получается, что, мы имеем две «налоговые категории». Тот же принцип прогрессивности налоговых ставок распространяется и на более высокие доходы, для которых существуют дополнительные налоговые категории. Прогрессивность подоходного налога достигается путем увеличения предельных налоговых ставок применительно к различным налоговым категориям по мере роста личного дохода.
з ІГІОГ-.Г і
14 В главе 6 мы отметили, что эти принципы социальной справедливости ограничивают перераспределение доходов, которое может происходить в пользу меньшинства, если большинство за это проголосует. " v ¦ " -
Более формальное определение вертикальной справедливости прогрессивного налогообложения
Для того чтобы иным образом подтвердить, что вертикальная справедливость предполагает прогрессивный налог, следует заметить, что цель подоходного налога заключается в обложении налогом выгоды (или полезности), которую человек извлекает, расходуя свой доход. Вновь делим доход на две части. Определим выгоду (полезность) от первой части дохода как В(У,), а выгоду от второй части дохода - как В(У2). Таким образом, У{ - это первая 1000 долл. дохода, а У2- это вторая 1000 долл. Общая сумма налогов, полученная государством с двух частей дохода, равняется:
R = tlB(Yl) + t2B(YJ. :ггзн (7.7)
Для любой данной суммы налоговых поступлений R
dR = 0 = tiMB.dY, + t2MB2dY2, (7.8)
ill i"foq
где
дВ(У,)/дУ, = МВ(У,), дВ(У2)/д У2 = МВ{ Y2).
В случае, когда доход в выражении (7.8) находится на постоянном уровне, имеем: dYt = - dY2, из формулы (7.8) далее следует:
1^2 = МВ(У2)/МВ(У,). "-ммвнннявчин к. (7 9)
Поскольку предельная полезность дохода снижается с ростом дохода:
MB(Yl)>MB(Y2), (710)
в отношении любой заданной суммы налоговых поступлений, полученных от заданных личныхдоходов, из формул (7.9) и (7.10) следует, что
hТаким образом, налоговые ставки должны быть выше при более высоком уровне дохода, т.е. налоговая структура должна быть прогрессивной.

Большой вклад в развитие русской научной мысли в сфере налогообложения внес экономист Николай Иванович Тургенев. Его исследование «Опыт теории налогов» является одной из наиболее значительных научных работ первой половины XIX века, в которой содержится теоретическое исследование основ налоговой и денежной системы России того периода. По сути, это первая работа, посвященная проблемам становления налоговой политики, основ финансовой системы России. Особое значение Н. И. Тургенев придает принципу равного распределения налогов, считая, что они должны распределяться между всеми гражданами в соответствии с их доходами. Автор книги приходит к мысли о том, что налоги в ряде случаев оказывают отрицательное воздействие на общество. По его мнению, налоги влияют на уменьшение народного богатства, чинят препятствия развитию промышленности. Он подчеркивал важность качественного управления финансовой системой, способного уменьшить степень отрицательного воздействия налогообложения на население . То есть косвенного его суждения касаются прогрессивного и регрессивного налогообложения. Так как именно благодаря прогрессивным ставкам налог будет «равномерно распределяться между всеми гражданами в соответствии с их доходами», а регрессивная ставка налога поможет «уменьшить степень отрицательного воздействия налогообложения на население», потому что с её введением у граждан появится стимул к более высокому заработку, что будет способствовать экономической активности населения.

Не менее интересны мысли другого русского государственного деятеля Василия Никитича Татищева. Научное наследие В. Н. Татищева многообразно. Отечественные и зарубежные исследователи на протяжении двух последних веков уделяли и продолжают уделять внимание его научным трудам, однако его взгляды и практические меры, предпринимаемые им по совершенствованию налоговой системы в России, остаются до конца не изучены и малоизвестны как широкой читательской общественности, так и специалистам в области налогообложения. К сбору налогов Татищев относился как к государственной необходимости. «Дани с подданных в казну государственную как для учрежденных и порядочных, так для чрезвычайных расходов есть дело весьма нужное», - писал он. Но при этом считал, что размер налогов должен быть не произвольным, а экономически обоснованным. Налоговое бремя не обязательно должно увеличиваться в связи с возрастающими потребностями государства, так как при «доброй экономии» можно добиться решения насущных финансовых задач без «отягощения» народа. Татищев, как и Петр I, был сторонником равномерного распределения налогового бремени среди податного населения. Однако,

В. Н.Татищев первый из русских экономистов сформулировал требование о более совершенной организации государственных финансов и высказал мысль о необходимости учитывать в фискальной политике больше изменения в экономическом положении налогоплательщиков. В налоговой политике он рекомендовал принимать во внимание род занятий и экономическое положение населения . На сегодняшний день данная тема довольно актуальна. Прогрессивные и регрессивные ставки налогообложения можно вводить не повсеместно, а лишь для лиц, занимающихся определенной деятельностью. Например, прогрессивная шкала не будет лишней, для физических лиц, получающих свой доход в сфере добычи нефти и газа или в сфере игорного бизнеса. А главное ученый в очередной раз подтвердил значимость взимания налога в зависимости от экономического положения налогоплательщиков. Ставка НДФЛ даже в 13 % больно ударяет по доходам врача или учителя, работающих в сельской местности. Поэтому такой фактор как, получения дохода из различных источников, нельзя пускать на самотек. Необходимо на законодательном уровне принять все возможные меры с целью совершенствования налоговой системы и разрешения данной проблемы.

Несомненно, реформирование налоговой системы России в 19 веке осуществлялось благодаря идеям Витте Сергея Юльевича - выдающегося русского реформатора. С. Ю. Витте был последователем представителей классической экономической теории и прежде всего А. Смита. Поддерживая основополагающие положения налогообложения, - всеобщность, равномерность, удешевление издержек взимания налогов, взимание их в наиболее удобное время для налогоплательщиков, - обоснованные А. Смитом, он развил их и обосновал новые важные принципы. С учетом экономических реалий времени, С. Ю. Витте отмечал, что налоговая система должна отличаться продуктивностью и эластичностью, то есть быть способной доставить государству значительные и притом неизменно прогрессирующие ресурсы. Именно налоговая система, удовлетворяющая этим требованиям, способна обеспечить ресурсами постоянно растущие государственные потребности. Важно отметить, что идеальной налоговой системы нет, и можно вести речь лишь о том, как налоговая система приближается к удовлетворению этих требований. С. Ю. Витте был сторонником прогрессивного налогообложения, остро критиковал пропорциональное обложение личных доходов за несправедливое неравномерное обложение. Он подчеркивал, что обременение налогом неимущей части населения ведет часто к накоплению недоимки, которая и служит показателем неудовлетворительности оснований налоговой системы или способов ее применения. В качестве преимуществ прогрессивного обложения реформатор выделял большую продуктивность налоговой системы, достигаемую без обременения несостоятельной части населения, а также то, что крупные доходы и имущества обладают «прогрессивною экономическою силою накопления богатства» . Идеи С. Ю. Витте очень существенны в настоящее время, тем более для России. Он большое внимание уделяет несостоятельности граждан и их неспособности платить налоги. В нашей стране за 2010 год число бедных выросло на 2,3 миллиона. Согласно результатам переписи населения, за чертой бедности живут 16,1 % россиян. По мнению экспертов, эти цифры еще занижены. В случае введения прогрессивной шкалы налогообложения может появиться реальная возможность уменьшить ставку НДФЛ для этой категории лиц до 0 %. Для человека, который вынужден «считать копейки», чтобы содержать семью - это уже существенная поддержка. Ведь ему не придется отдавать те 13 % своего мизерного дохода.

Доктор экономических наук, профессор, государственный советник налоговой службы I ранга, Дмитрий Георгиевич Черник утверждает: «Если мы рассматриваем прогрессивную ставку налога, то ее введение надо обусловливать рядом законодательных актов. Прежде всего законом о контроле за доходами и расходами физических лиц. Не стоит забывать о статистике по доходам физических лиц. И только потом вводить прогрессию. Сейчас мы вообще не знаем, какие категории населения какой доход имеют. Поэтому, как только мы введем прогрессивный налог, тот, кто хоть как-то платил, сразу перестанет платить, потому что он может попасть в категорию освобожденных от уплаты налога либо под применение минимальной ставки. В таких условиях введение прогрессии неразумно. Необходимо разработать и принять законодательный акт о налоговом администрировании, который представлял бы из себя подробную регламентацию взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков. Ведь сегодня существует проблема: темпы роста возврата налогов выше темпов роста собираемости налогов. Это вопрос не законодательства, как нас пытаются убедить, а налогового администрирования. Как можно возвращать налог, который не был уплачен? Разве это нельзя проверить? Можно, если бы был подробный закон» . На самом деле Дмитрий Георгиевич безусловно прав. Все доводы, отрицающие введение прогрессии построены на одном - налогоплательщики с большими доходами уйдут в тень. Не уйдут если налоговое администрирование станет жестче. Необходимо контролировать и отслеживать доходы и расходы физических лиц, если они составляют внушительные суммы. Вполне возможно внести изменения в налоговое законодательство и более расширить полномочия в этой области как налоговых органов, так и иных органов, непосредственно работающих в данной сфере.

Вот что пишет по поводу прогрессивного налогообложения Майбуров Игорь Анатольевич: «Позиции сторонников, отстаивающих метод пропорционального либо прогрессивного обложения... непримиримы... К тому же эти споры всегда были значительно политизированы. Ведь выбор соответствующего метода обложения - это по сути реализация приоритетов того или иного класса, отражение расстановки их сил на политической арене». Эти слова отражают нашу действительность. Иначе как объяснить уже несколько отклонений законопроектов о введении прогрессивного налогообложения. Получается кому-то они невыгодны, а точнее нашему господствующему классов олигархов, среди которых немало депутатов.

Аркадий Викторович Брызгалин обосновывает введение прогрессии следующим утверждением: «Современный историк-налоговед В. М. Пушкарева справедливо отмечает: если налог возьмет шиллинг у бедняка и богатого, то первому причинит крупное лишение, а второму - нечувствительное для него. Чтобы лишение было одинаковым как для бедного, так и для богатого, необходимо последнего обложить больше не только абсолютно, но и относительно. На данном основании исследователь делает вывод, что налог должен быть не пропорциональным, а прогрессивным» . Таким образом, прогрессивное налогообложение как фактор социальной справедливости рассматривался учеными - исследователями еще со времени становления налоговой системы в России. Однако, в силу объективных причин, о которых упоминает И. А. Майбуров, введение прогрессии в налоговой системе нашей страны - дело кропотливое, требующее больших затрат как трудовых, так и финансовых ресурсов. Однако, на мой взгляд, дело вполне выполнимое, было бы желание у наших законодателей. Тем более, раз проекты законов уже поступают и не один. С такой дифференциацией в доходах населения как в России, прогрессивная шкала не просто нужна, она жизненно необходима. Раз российские олигархи не желают самостоятельно инвестировать свои немалые сбережения в экономику страны, в развитие инновационных программ - у государства есть всего один выход - забрать данные денежные средства самостоятельно. И прогрессивная ставка налогообложения придется как раз кстати.

Принципы налогообложения реализуются через методы налогообложения. Теории налогов известны четыре метода налогообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное.

При равном методе для каждого налогоплательщика установлена равная сумма налога. Примером может служить подушное обложение. В настоящее время данный вид налогообложения не применяется.

При пропорциональном – для каждого налогоплательщика установлена равная ставка налога. Другими словами, при любой величине налоговой базы (В) налоговая ставка (Т/В) остается неизменной (рис. 2.3).

Рис. 2.3.

При прогрессивном налогообложении с ростом налоговой базы (В) налоговые ставки (Т/В) возрастают. В зависимости от того, остается ли постоянным рост налоговой ставки при возрастании функции налоговой базы, увеличивается или уменьшается, говорят об ускоряющейся (а ), линейной (b ) или замедляющейся (с) прогрессии (рис. 2.4).

Рис. 2.4.

При регрессивном налогообложении с ростом налоговой базы (В) налоговые ставки (Т/В) снижаются. В зависимости от того, остается ли постоянным рост средней налоговой ставки при убывании функции налоговой базы, увеличивается или уменьшается, говорят об ускоряющейся (а), линейной (b) или замедляющейся (с) регрессии (рис. 2.5).

Рис. 2.5.

РАЗМЫШЛЯЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНО

Налоговая регрессия (дегрессия) характерна, главным образом, для косвенных налогов, в частности, для НДС, налога с продаж, акцизов. В экономическом смысле данные налоги представляют собой надбавку к цене товара, и покупатели одного и того же товара уплачивают одинаковую сумму налога. Но доля данных налогов в доходах налогоплательщика уменьшается с ростом его дохода. Регрессивный характер носят прямые реальные налоги, используемые во многих странах. Регрессивная система налогообложения, с одной стороны, обеспечивает бюджет гарантированными налоговыми поступлениями, с другой стороны, приводит к росту инфляции, спаду производства, сужению внутреннего рынка.

Покажите регрессивный характер какого-либо налога (по выбору), взимаемого по пропорциональной ставке. Ответ лучше представить в виде графика.

ПРИМЕРЫ ПРАКТИКИ

Организационно-правовые принципы построения налоговой системы Российской Федерации нашли отражение в ст. 3 НК:

  • 1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
  • 2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

  • 3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
  • 4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

  • 6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
  • 7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Соблюдение принципов налогообложения при построении налоговой системы государства призвано создавать условия мотивации деятельности хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности, стимулировать предпринимательскую деятельность и трудовую активность населения, ограничивать социально не оправданные денежные доходы отдельных граждан, осуществлять ограничение роста цен и доходов с учетом инфляционной сбалансированности, обеспечить рост и укрепление доходной базы бюджетов бюджетной системы государства.

Основными участниками налоговых правоотношений выступают налогоплательщики. НК наделяет налогоплательщиков широким перечнем прав, а также налагает на них определенный круг обязанностей. Помимо налогоплательщика, существуют такие субъекты, как налоговый агент, представитель налогоплательщика (законный и уполномоченный) и носитель налога.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания их использования налогоплательщиком.

При установлении налогов руководствуются определенными правилами или принципами налогообложения. Различают всеобщие (классические и фундаментальные) принципы налогообложения и организационно-правовые принципы построения налоговой системы. Всеобщие принципы являются основополагающими и универсальными для всех стран, они способствуют гармонизации налогообложения. Организационно-правовые принципы налогообложения являются внутринациональными, на них базируется налоговая система государства, благодаря им обеспечивается взаимодействие ее структурных элементов.

Принцип справедливого налогообложения реализуется через методы налогообложения. Исторический процесс развития налогообложения позволил сформировать четыре метода налогообложения: равное налогообложение, пропорциональное налогообложение, прогрессивное налогообложении и регрессивное налогообложение.