Бизнес портал

Методика, предлагаемая Л. В. Донцовой и Н. А. Никифоровой. Рейтинговая оценка предприятия (Донцова, Никифорова) Донцовой и н а никифоровой

Рассмотрим модели банкротства предприятия, и более детально методы оценки платежеспособности предприятия.

Что такое скоринговая модель оценки предприятия?

Скоринговый подход к оценке платежеспособности предприятия заключается в анализе статистики по предприятиям по их исполнению обязательств перед кредиторами, информация о которых содержится в бюро кредитных историй. Поэтому скоринговые модели иногда в литературе называют кредитные скоринговые модели (credit- score ) или кредитные оценочные модели. Таким образом, можно сказать, что кредитные скоринговые модели – статистические модели оценки платежеспособности предприятия.

История скорингового подхода к оценке

Ранее скоринговые модели разрабатывались исключительно для оценки кредитоспособности физических лиц в целях выдачи кредитов банками. Данный подход был впервые предложен Д. Дюраном в 1941 году для классификации клиентов банков по двум классам: кредитоспособные и некредитоспособные. Для определения класса рассчитывались показатели, позволяющие сделать вывод о его риске банкротства. Баллы для скоринговых моделей рассчитываются с помощью инструмента логистической регрессии. На ее основе, к слову, также строятся logit-модели оценки риска банкротства физических лиц и предприятий.

Задача скорингового подхода оценки платежеспособности предприятия

Задача скоринговой модели оценки платежеспособности предприятия заключается в классификации его по степени финансового риска. Скоринговый подход схож с рейтинговым подходом оценки предприятия, так как в нем также присутствует рейтинг (класс) у предприятия, помимо этого присутствуют балльная оценка и присвоение рейтинга финансовым показателям.

Отличие заключается в том, что в результате присваивается рейтинг и предприятие относится к классу платежеспособности, т.е. производится помимо оценки еще и классификация. Также в результате скоринга получается рейтинг у предприятия и рейтинг у финансовых коэффициентов, описывающих предприятие.

Скоринговые модели оценки платежеспособности предприятия

Рассмотрим отечественные скоринговые модели оценки платежеспособности предприятия. Проанализируем две отечественные скоринговые модели Донцовой-Никифоровой и Савицкой. Данные модели предназначены для оценки риска банкротства отечественных предприятий. Итак, начнем.

Скоринговая модель Донцовой-Никифоровой (1999 г.)

Донцова Л.В.

Экономисты Донцова Л.В. и Никифорова Н.А. предлагают скоринговую модель оценки платежеспособности предприятия, которая позволяет отнести предприятие к одному из шести классов платежеспособности, на основании оценки шести финансовых коэффициентов.

Показатель 1 класс (балл) 2 класс (балл) 3 класс (балл) 4 класс (балл) 5 класс (балл) 6 класс (балл)
Коэффициент абсолютной ликвидности 0.25 и больше (20) 0.216 0.15(12) 0.1(8) 0.05(4) Меньше 0.05(0)
Коэффициент быстрой ликвидности 1 и больше(18) 0.9(15) 0.8
(12)
0.7(9) 0.6(6) Меньше 0.5(0)
2 и больше(16.5) 1.7(120 1.4(7.5) 1.1(3) 1(1.5) Меньше 1(0)
0.6 и больше(17) 0.54(12) 0.43(7.4) 0.41(1.8) 0.4(1) Меньше 0.4(0)
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами 0.5 и больше(15) 0.4(12) 0.3(9) 0.2(6) 0.1(3) Меньше 0.1(0)
Коэффициент обеспеченности запасов 1 и больше(15) 0.9(12) 0.8(9) 0.7(6) 0.6(3) Меньше 0.6(0)
Минимальное значение границы в баллах 100 64 50 28 18
1 класс>100 баллов Предприятие имеет хороший запас финансовой прочности
2 класс>64 баллов Предприятие имеет незначительную вероятность погашения долгов, в целом риск есть
3 класс>50 баллов Проблемное предприятие
4 класс>28 баллов Предприятие имеет высокий риск банкротства
5 класс>18 баллов Предприятие имеет очень высокий риск банкротства, меры по оздоровлению, скорее всего, не помогут
6 класс<18 баллов Предприятие финансово несостоятельно

Примечание:

В модели оценки основной упор делается на коэффициенты ликвидности (, коэффициент быстрой ликвидности, коэффициент абсолютной ликвидности), а также на коэффициенты оборачиваемости (коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, коэффициент обеспеченности запасов).

Коэффициенты Формула Расчет

Коэффициент абсолютной ликвидности

(Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения) / Краткосрочные обязательства стр.1250 / (стр.1510+стр1520)

Коэффициент быстрой ликвидности

(Оборотные активы – Запасы) / Краткосрочные обязательства (стр.1250+стр.1240) / (стр.1510+ стр.1520)

Коэффициент текущей ликвидности

Коэффициент финансовой независимости

Собственный капитал / Активы стр.1300 / стр.1600

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

(Собственный капитал – Внеоборотные активы) / Оборотные активы (стр.1300-стр.1100) / стр.1200

Коэффициент обеспеченности запасов

Коэффициент оборачиваемости запасов = Выручка от продаж / Средняя величина запасов стр.2110 / (стр.1210 нп.+стр.1210 кп.)*0.5

н.п. и к.п. – значение строки баланса на начало периода и конец периода соответственно.

Скоринговая модель Савицкой (2007 г.)

Савицкая Г.В.

Профессор Г.В. Савицкая предлагает свою скоринговую кредитную модель оценки финансового состояния предприятия. Отличие заключается в том, что в модели классификация предприятия происодит по пяти классам и для этого используются три финансовых коэффициента.

Показатель 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс
Рентабельность совокупного капитала, % 30 и выше(50 баллов) 29.9-20(49.9-35 баллов) 19.9-10(34.9-20 баллов) 9.9-1(19.9-5 баллов) Меньше 1(0 баллов)
Коэффициент текущей ликвидности 2 и больше(30 баллов) 1.99-1.7(29.9-20 баллов) 1.69-1.4(19.9-10 баллов) 1.39-1.1(9.9-1) 1 и ниже(0 баллов)
0.7 и больше(20 баллов) 0.69-0.45(19.9-10 баллов) 0.44-0.3(9.9-5 баллов) 0.29-0.2(4.9-1 баллов) Меньше 0.2(0 баллов)
Границы классов 100 баллов 99-65 64-35 34-6 0 баллов
1 класс>100 баллов Предприятие с хорошей финансовой прочностью
2 класс65-99 баллов Предприятие имеет небольшой риск невозврата долгов
3 класс35-64 баллов Проблемное предприятие
4 класс6-34 баллов Предприятие имеет высокий риск банкротства. Кредиторы рискую потерять вложенные средства
5 класс0 баллов Предприятие несостоятельно

Примечание:

Два из трех финансовых коэффициента определяют платежеспособность предприятия, где коэффициент текущей ликвидности определяет краткосрочную ликвидность, а коэффициент финансовой независимости – долгосрочную ликвидность предприятия.

Коэффициент финансовой независимости = коэффициент автономии.

Расчет финансовых коэффициентов в скоринговой модели

Коэффициенты Формула Расчет

Рентабельность совокупного капитала

Прибыль до налогообложения / Пассивы стр.2300 / стр.1700

Коэффициент текущей ликвидности

Оборотные активы / Краткосрочные обязательства стр.1200 / (стр.1510+стр.1520)

Коэффициент финансовой независимости

Собственный капитал / Активы стр.1300 / стр.1600

Резюме

Подведем итоги разбора кредитных скоринговых моделей оценки платежеспособности предприятия. Один из неоспоримых плюсов заключается в том, что данные модели были разработаны для отечественных предприятий. Одна из трудностей оценки по таким моделям заключается в большой громоздкости расчетов и зачастую непонятности в использовании балльной оценки финансовых коэффициентов. Использование их хорошо сочетать с другими методиками оценки финансового состояния.

Спасибо за внимание! Удачи!

Сущность этой методики заключается в классификации предприятий по степени риска исходя из фактического уровня показателей финансовой устойчивости и рейтинга каждого показателя, выраженного в баллах. В частности, в работе Л.В. Донцовой и Н.А. Никифоровой предложена следующая система показателей и их рейтинговая оценка, выраженная в баллах.

Группировка предприятий по классам в зависимости от значения финансовых показателей приведена в таблице.

Таблица - Группировка показателей по критериям рейтинговой оценки

Показатель

Границы классов согласно критериям, значение (балл)

Коэффициент абсолютной ликвидности

Коэффициент быстрой ликвидности

Коэффициент текущей ликвидности

Коэффициент финансовой независимости

Коэффициент обеспеченности СОС

Коэффициент обеспеченности запасов СК

Минимальное значение границы

I класс - предприятия с хорошим запасом финансовой устойчивости, позволяющем быть уверенным в возврате заемных средств;

II класс - предприятия, демонстрирующие некоторую степень риска по задолженности, но еще не рассматриваются как рискованные;

III класс - проблемные предприятия. Здесь вряд ли существует риск потери средств, но полное получение процентов представляется сомнительным;

IV класс - предприятия с высоким риском банкротства даже после принятия мер по финансовому оздоровлению. Кредиторы рискуют потерять свои средства и проценты;

V класс - предприятия высочайшего риска, практически несостоятельные;

VI класс - кризисные предприятия.

Методика оценки кредитоспособности Московского индустриального банка

Специалистами АКБ «Московский индустриальный банк» предложена система рейтингования заемщиков, основанная на трех индикаторах в соответствии с инструкцией «Предоставления кредитов юридическим лицам АКБ «МИБ».

Показатель

Таблица - Балльная оценка коэффициентов

Показатель

Количество баллов по категории

Общая кредитоспособность (сумма балов)

Оценка кредитоспособности

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Клиент некредитоспособен

М.: 2004. - 144 с.

Представленные в практикуме примеры, упражнения и задачи предназначены для углубленного изучения методики анализа финансовой отчетности хозяйствующих субъектов. Практикум содержит комплекс заданий, охватывающих основные теоретические и прикладные аспекты анализа типовых форм отчетности: формы №1 «Бухгалтерский баланс», формы №2 «Отчет о прибылях и убытках», формы №3 «Отчет об изменениях капитала», формы №4 «Отчет о движении денежных средств», формы №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу».

Издание адресуется преподавателям и студентам экономических вузов, работникам бухгалтерских служб, а также слушателям в системе подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров, финансовых аналитиков и аудиторов.

Формат: djvu

Размер: 2,35 Мб

Скачать: yandex.disk

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
Раздел 1. АНАЛИЗ ФОРМЫ №1 «БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС» 4
Контрольные вопросы по разделу 1 4
1.1. Общая оценка структуры имущества предприятия и его источников поданным баланса 5
Практические задания по параграфу 1.1 8
1.2. Анализ ликвидности бухгалтерского баланса и оценка платежеспособности предприятия 11
Практические задания по параграфу 1.2 16
1.3. Оценка вероятности несостоятельности (банкротства) предприятия 18
Практические задания по параграфу 1.3 22
1.4. Определение характера финансовой устойчивости предприятия. Расчет и оценка по данным баланса финансовых коэффициентов рыночной устойчивости 25
Практические задания по параграфу 1.4 28
1.5. Классификация финансового состояния предприятия по сводным критериям оценки бухгалтерского баланса 30
Практические задания по параграфу 1.5 33
Раздел 2. АНАЛИЗ ФОРМЫ № 2 «ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ» 35
Контрольные вопросы по разделу 2 35
2.1. Общая оценка деловой активности организации. Расчет и анализ финансового цикла 36
Практические задания по параграфу 2.1 40
2.2. Анализ уровня и динамики финансовых результатов по данным отчетности 41
Практические задания по параграфу 2.2 43
2.3. Анализ влияния факторов на прибыль 46
Практические задания по параграфу 2.3 48
2.4. Факторный анализ рентабельности организации 49
Практические задания по параграфу 2.4 53
Раздел 3. АНАЛИЗ ФОРМЫ №3 «ОТЧЕТ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ КАПИТАЛА» 57
Контрольные вопросы по разделу 3 57
3.1. Оценка источников финансирования активов 57
Практические задания по параграфу 3.1 59
3.2. Анализ состава и движения собственного капитала. Оценка чистых активов 62
Практические задания по параграфу 3.2 63
Раздел 4. АНАЛИЗ ФОРМЫ №4 «ОТЧЕТ О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ» 65
Контрольные вопросы по разделу 4 65
4.1. Анализ движения денежных средств по данным отчетности 65
Практические задания по параграфу 4.1 69
Раздел 5. АНАЛИЗ ФОРМЫ №5 «ПРИЛОЖЕНИЕ К БУХГАЛТЕРСКОМУ БАЛАНСУ» 72
Контрольные вопросы по разделу 5 72
5.1. Анализ движения заемных средств 73
Практическое задание по параграфу 5.1 73
5.2. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности 75
Практические задания по параграфу 5.2 76
5.3. Анализ амортизируемого имущества 81
Практические задания по параграфу 5.3 84
5.4. Анализ движения средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений 87
Практические задания по параграфу 5.4 90
Раздел 6. ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ОТЧЕТНОСТИ 93
Контрольные вопросы по разделу 6 93
6.1. Анализ консолидированной отчетности 94
Практические задания по параграфу 6.1 97
Приложения 101
Литература 142

Учитывая многообразие финансовых процессов, множественность показателей финансового состояния, различия в уровне критических оценок, складывающуюся степень отклонения от них фактических значений коэффициентов и возникающих в связи с этим сложностей в общей оценке финансового положения организации, рекомендуется проводить рейтинговую оценку финансового состояния.

Сущность такой методики заключается в классификации организаций по уровню финансового риска, то есть любая анализируемая организация может быть отнесена к определенному классу в зависимости от "набранного" количества баллов, исходя из фактических ее финансовых коэффициентов.

1-й класс - это организации с абсолютной финансовой устойчивостью и абсолютно платежеспособные, чье финансовой состояние позволяет быть уверенными в своевременном выполнении обязательств в соответствии с договорами. Это организации, имеющие рациональную структуру имущества и его источников, и, как правило, довольно прибыльные.

2-й класс - это организации с нормальным финансовым состоянием. Их финансовые показатели в целом находятся очень близко к оптимальным, но по отдельным коэффициентам допущено некоторое отставание. У этих организаций, как правило, неоптимальное соотношение собственных и заемных источников финансирования, сдвинутое в пользу заемного капитала. При этом наблюдается опережающий прирост кредиторской задолженности по сравнению с приростом других заемных источников, а также по сравнению с приростом дебиторской задолженности. Обычно это рентабельные организации.

3-й класс - это организации, финансовое состояние которых можно оценить как среднее. При анализе бухгалтерского баланса обнаруживается слабость отдельных финансовых показателей. У них либо платежеспособность находится на границе максимально допустимого уровня, а финансовая устойчивость нормальная, либо наоборот - неустойчивое финансовое состояние из-за преобладания заемных источников финансирования, но есть некоторая текущая платежеспособность. При взаимоотношениях с такими организациями вряд ли существует угроза потери средств, но выполнение обязательств в срок представляется сомнительным.



4-й класс - это организации с неустойчивым финансовым состоянием. При взаимоотношениях с ними имеется определенный финансовый риск. У них неудовлетворенная структура капитала, а платежеспособность находится на нижней границе допустимых значений. Прибыль у таких организаций, как правило, отсутствует вовсе или очень незначительная, достаточная только для обязательных платежей в бюджет.

5-й класс - это организации с кризисным финансовым состоянием. Они неплатежеспособны и абсолютно неустойчивы с финансовой точки зрения. Эти предприятия убыточные.

Таблица 3

Границы классов по показателям согласно критериям

№ п/п Показатель Условие снижения критерия Границы классов согласно критериям
I II III IV V
1. Коэффициент абсолютной ликвидности За каждые 0,01пункта снижения снимается по 0,3 балла 0,70 и более 14 баллов 0,69 - 0,50 от 13,8 до 10 баллов 0,49 - 0,30 от 9,8 до 6 баллов 0,29 - 0,10 от 5,8 до 2 баллов Менее 0,10 1,8 - 0 баллов
2. Коэффициент критической оценки За каждые 0,01 пункта снижения снимается по 0,2балла 1 и более баллов 0,99 - 0,80 10,8 - 7 баллов 0,79 - 0,70 6,8 - 5 баллов 0,69 - 0,60 4,8 - 3 баллов 0,59 и менее 2,8 - 0 баллов
3. Коэффициент текущей ликвидности За каждые 0,01 пункта снижения снимается по 0,3балла 1,70 - 2,0 19 баллов 1,69 - 1,50 18,7 - 13 баллов 1,49 - 1,30 12,7 - 7 баллов 1,29 - 1,00 6,7 - 1 балла 0,99 и менее 0,7 - 0 баллов
4. Коэффициент обеспеченности собственными средствами За каждые 0,01пункта снижения снимается по 0,3 балла 0,5 и более 12,5 балла 0,49 - 0,40 12,2 -9,5 балла 0,39 - 0,20 9,2 - 3,5 балла 0,19 - 0,10 3,2 - 0,5 балла Менее 0,10 0,2 баллов
5. Коэффициент капитализации За каждые 0,01 пункта повышения снимается по 0,3балла 0,70 - 1,0 17,5 -17,1 балла 1,01 - 1,22 17,0 - 10,7 балла 1,23 - 1,44 10,4 - 4,1 балла 1,45 - 1,56 3,8 - 0,5 балла 1,57 и более 0,2 до 0 баллов
6. Коэффициент финансовой независимости За каждые 0,01 пункта снижения снимается по 0,4балла 0,50 -0,60 и более 9 - 10 баллов 0,49 - 0,45 8 - 6,4 балла 0,44 - 0,40 6 - 4,4 балла 0,39 - 0,31 4 - 0,8 балла 0,30 и менее 0,4 - 0 баллов
7. Коэффициент финансовой устойчивости За каждые 0,1 пункта снижения снимается по 1 баллу 0,80 и более 5 баллов 0,79 - 0,70 4 балла 0,69 - 0,60 3 балла 0,59 - 0,50 2 балла 0,49 и менее 1 - 0 баллов
Границы классов - 100-97,6 баллов 93,5-67,6 баллов 64,4-37 баллов 33,8-10,8 баллов 7,6 и меньше баллов

1. Коэффициент абсолютной ликвидности - финансовый коэффициент, равный отношению денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к краткосрочным обязательствам (текущим пассивам). Источником данных служит бухгалтерский баланс компании аналогично, как для текущей ликвидности, но в составе активов учитываются только денежные и приравненные к ним средства:

Кал = (Денежные средства + краткосрочные финансовые вложения) / Текущие обязательства

Кал = (Денежные средства + краткосрочные финансовые вложения) / (Краткосрочные пассивы - Доходы будущих периодов - Резервы предстоящих расходов)

2. Коэффициент быстрой (срочной) - финансовый коэффициент, равный отношению высоколиквидных текущих активов к краткосрочным обязательствам (текущим пассивам). Источником данных служит бухгалтерский баланс компании аналогично, как для текущей ликвидности, но в составе активов не учитываются материально-производственные запасы так как при их вынужденной реализации убытки будут максимальными среди всех оборотных средств.

Кбл = (Текущие активы - Запасы) / Текущие обязательства

Кбл = (Краткосрочная дебиторская задолженность + Краткосрочные финансовые вложения + Денежные средства)/(Краткосрочные пассивы - Доходы будущих периодов - Резервы предстоящих расходов)

К = (А1 + А2) / (П1 + П2)

Коэффициент отражает способность компании погашать свои текущие обязательства в случае возникновения сложностей с реализацией продукции.

3. Коэффициент текущей ликвидности или коэффициент покрытия - финансовый коэффициент, равный отношению текущих (оборотных) активов к краткосрочным обязательствам (текущим пассивам). Источником данных служит бухгалтерский баланс компании (форма № 1):

Ктл = (ОА - ДЗд - ЗУ) / КО

К = (А1 + А2 + А3) / (П1 + П2)

где: Ктл - коэффициент текущей ликвидности;

ОА - оборотные активы;

ДЗд - долгосрочная дебиторская задолженность;

ЗУ - задолженность учредителей по взносам в уставный капитал;

КО - краткосрочные обязательства.

Коэффициент отражает способность компании погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счёт только оборотных активов. Чем показатель больше, тем лучше платежеспособность предприятия. Принимая во внимание степень ликвидности активов, можно предположить, что не все активы можно реализовать в срочном порядке.

4. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (СОС) показывает достаточность у организации собственных средств для финансирования текущей деятельности.

Коэффициент обеспеченности СОС = (Собственный капитал – Внеоборотные активы) / Оборотные активы

5. Коэффициент капитализации – это показатель, сравнивающий размер долгосрочной кредиторской задолженности с совокупными источниками долгосрочного финансирования, включающими помимо долгосрочной кредиторской задолженности собственный капитал организации. Коэффициент капитализации позволяет оценить достаточность у организации источника финансирования своей деятельности в форме собственного капитала.

Коэффициент капитализации рассчитывается как отношение долгосрочных обязательств к сумме долгосрочных обязательства и собственного капитала организации

6. Коэффициент финансовой независимости - финансовый коэффициент, равный отношению собственного капитала и резервов к сумме активов предприятия. Данными для его расчета служит бухгалтерский баланс организации.

Коэффициент финансовой независимости показывает долю активов организации, которые покрываются за счет собственного капитала (обеспечиваются собственными источниками формирования). Оставшаяся доля активов покрывается за счет заемных средств.

7. Коэффициент финансовой устойчивости - коэффициент равный отношению собственного капитала и долгосрочных обязательств к валюте баланса. Данными для его расчета служит бухгалтерский баланс.

Коэффициент финансовой устойчивости показывает, какая часть актива финансируется за счет устойчивых источников, то есть долю тех источников финансирования, которые организация может использовать в своей деятельности длительное время.

Коэффициент абсолютной ликвидности = А1/(П1+П2)

Коэффициент промежуточной ликвидности = (А1+А2)/(П1+П2)

Коэффициент текущей ликвидности = (А1+А2+А3)/(П1+П2)

Коэффициент мобильности = оборотные активы/валюта баланса

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (СОС) = СОС/оборотные активы

Коэффициент финансового риска (финансовый леверидж) = Заемный капитал (ЗК)/Собственный капитал (СК)

Коэффициент финансовой независимости = Собственный капитал/ Совокупный капитал

Коэффициент финансовой устойчивости = Постоянный капитал (ПК)/ СовК,

Доктор культурологии, профессор кафедры теории и истории культуры Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Образование:

1983 – Ленинградский государственный институт культуры им Н.К. Крупкой (ныне Санкт-Петербургский государственный институт культуры) по специальности «библиография и библиотековедение», присвоена квалификация «библиотекарь-библиограф».

1991 г. — окончила Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина по специальности «История и теория изобразительного искусства», присвоена квалификация Искусствовед.

2007 г. — решением Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации присуждена ученая степень Доктора культурологии.

2011 г. — Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки присвоено ученое звание Профессора по кафедре теории и истории культуры.

Дисциплины, которые ведёт преподаватель:

Повышение квалификации (последние пять лет):

2017 г. - программа повышения квалификации «Проектирование и организация учебного процесса в электронной информационно-образовательной среде вуза». 10 апреля-29 апреля 2017 г. в объеме 16 часов. РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург.

2017 г. - программа повышения квалификации «Проектирование фонда оценочных средств основной профессиональной образовательной программы высшего образования» 02 мая - 31 мая 2017 г. в объеме 16 часов. РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург.

2018 г. — Психолого-педагогические основы инклюзивного образования» для профессорско-преподавательского состава (РГПУ им. А.И. Герцена, 14-25 мая 2018).

2018 г. — «Летняя школа преподавателя -2018» (Издательство «Юрайт», 18-22 июня 2018).

2018 г. - программа повышения квалификации «Эффективное использование ИКТ в образовании» 21 ноября 2018 г. — 6 декабря 2018 г. в объеме 24 часов. Автономная некоммерческая образовательная организация «Академия дополнительного профессионального образования», Санкт-Петербург.

Членство в организациях и академические обязанности:

− Член объединенного диссертационного совета Д 999.089.02 на базе РГПУ им. А.И. Герцена и СПбГАИЖСиА им. И.Е. Репина (17.00.04 – изобразительное искусство и декоративно-прикладное искусство и архитектура; 17.00.09 – теория и история искусства).

− Член объединенного диссертационного совета Д 212.199.34. на базе РГПУ им. А.И. Герцена (24.00.01-теория и история культуры).

− Член редакционного совета научно-теоретического журнала «Общество. Среда. Развитие» (входит в перечень ВАК).

− Член редакционной коллегии журнала «Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой» (входит в перечень ВАК).

− Член редколлегии журнала «Международный журнал исследований культуры» (входит в перечень ВАК, в RSCI на платформе Web of Science)

− Член редколлегии «Журнала интегративных исследований культуры»

− Член Санкт-Петербургского союза художников (секция критики и искусствознания)

− Член Научно-образовательного культурологического общества.

Область научных интересов :

историческая культурология, история культуры России, культурная история дворцов, культурное наследие, культурная память, визуальные исследования.

Основные курсы, читаемые в РГПУ:

история культуры Раннего Нового времени.

Участие в грантах:

2016. Грант Национальной стипендиальной программы Словацкой республики для чтения лекций на кафедре европейских культурных исследований, университет Матия Бела, Банска-Быстрица, Словакия.

2013. РГНФ 13-03-14017 «Науки культуре в перспективе digital humanities» P

2011. РГНФ 11-06-16037. Культурологическая экспертиза. Теоретически модели и практический опыт. И

2011. РГНФ 11-03-12027 Создание научно-информационного ресурса «Социокультурное развитие: аналитика, прогностика» И

2010. Комитет по печати и массовым коммуникациям при правительстве Санкт-Петербурга. Публикация монографии «Чертоги власти. дворец в пространстве культуры» Р

2003. Комитет по печати и массовым коммуникациям при правительстве Санкт-Петербурга. Публикация монографии “Дворец в эпоху барокко. Опыт риторического прочтения» Р

2000-2002. Институт «Открытое общество». Проект «Дворцовый интерьер XVIII века: Россия и Европа» Р

1999. Институт «Открытое общество». Образовательный проект «История жилого интерьера» Р

Защитившиеся аспиранты и докторанты:

Малеева Е.Н. Религиозная тема в русской художественной культуре XIX века. 2008 (канд).

Бондарева В.Н. Песенный фольклор Петербургского региона: наследие традиционной культуры в контексте социокультурных трансформаций. 2009 (канд)

Матлахова М.С. Феномен бездомности в пространстве современной культуры. 2011 (канд.)

Макашева А.С. Государственные праздники в современной культуре России: рецепция исторического наследия. 2014 (канд).

Васильева А.Л. Характерный танец в петербургской балетной культуре. 2015. (канд)

Куц В.А. Русский кулачный бой в контексте традиционной и современной культуры: системно-синергетический анализ. 2015 (докт).

Блохина Е.А. «Символические практики власти и художественная культура России XVIII века». 2017 (канд)

Участие в конференциях (выборочно):

− 7-10.10. 2015. International Conference ICOM — DEMHIST-ARRE «Authenticity in the Conservation of Historic Houses and Palace-Museums». Palace of Compiиgne and Palace of Versailles, National Museums. Paper «Emerging of first Historic House-Museums in 19-th Century” Russia and Historical Imagination ».

− 20 – 21.11 2015. «Research and Royal Residences” Palace of Versailles Research Centre, Association of European Royal Residences. Paper “Researches on Special Occasions. Research Experience for the Creation of Temporary Exhibitions”.

− 28-29.04 2015. Международная конференция «Дворцы и события. К 300-летнему юбилею Большого петергофского дворца». ГМЗ «Петергоф». Доклад «Культурная история юбилеев».

− 10-11.09 2015. International Conference «Improving our knowledge about foreign visitors». , Association of European Royal Residences. ГМЗ «Петергоф. Доклад «Исследования посетителей в Петергофе»

− 2-3.11.2016. Международная научная конференция «Пастораль: взаимодействие искусств, жанров, стилей». (Москва, МГУ, МГА им. Маймонида). Доклад «Феномен пасторальной архитектуры».

− 7-8 апреля 2016 г. Международный круглый стол «Музей и проблемы культурного туризма. XIV Круглый стол». Государственный Эрмитаж. Доклад «Музей и формирование социального опыта: программа «Школа музейных профессий» в ГМЗ «Петергоф»

− 19-20 апреля 2016 года. Международная конференция «Пространство и бытие современной культуры: теоретические и прикладные исследования». Саратовский государственный национальный исследовательский университет им. Н.Г.Чернышевского. Доклад «Культурологическая экспертиза: предыстория, современное состояние и перспективы развития».

− 28 апреля 2016. Международный научно-практический семинар «Как рассказывать об истории культуры в техническом музее». Политехнический университет им. Петра Великого, Санкт-Петербург. Доклад «Экспозиция научно-технического музея. Размыкание границ».

− 11.10.2016-15.10.2016. Международная конференция «Актуальные проблемы теории и истории искусства VII Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский университет, Московский государственный университет, Государственный Эрмитаж. Доклад «Потрет с арапчонком и иконография империи».

− 27-28 октября 2016. II Международная конференция «Метаморфозы художественных форм и смыслов». Санкт-Петербург, Академия русского балета им. А.Я. Вагановой. Доклад «Танцующее тело и иконографии русского портрета XVIII – XIX вв.».

− 22-23 марта 2017 года. Международная конференция «Cudzie jazyky a kultúry v teórii a praxi». Университет Матея Бела, Словакия. Доклад «Culturological Education in Russia: Configuration of an “Academic Field”

− 2-4 июня 2017. Достоинство как историческое понятие и центральная категория нашего времени» (Москва, Новое литературное обозрение, Европейский университет,). В соавторстве с А.Л. Васильевой. Тема доклада «Иконография достоинства и хореографические поз в русском портрете XVIII века».

− 24-27 апреля 2018. Международная конференции «Placing Medea: Transfer, Spatiality, and Gender 1750-1800» (Стокгольм, Стокгольмкий университет). Тема доклада “Medea on the Russian 18th Century Stage and the “Greek Project” of the Empress Catherine II”.

− 13-14 сентября 2018. Международная конференция “Skúsenosť inakosti – osobná a politická identita v kultúre, literatúre, preklade a humanitných vedách”, Словакия, Университет Матея Бела в г. Банска-Быстрица. Доклад “STRANGE CHINESE MIND”. CHINOISERIE AND THE CONCEPT OF OTHERNESS IN RUSSIAN 18TH CENTURY ART”

− 12-13 октября 2018 года. XV Международная российско-китайская конференции «Культурная экономика и экономизация культуры в системе современных обществ» (СПбГУ, 12-13 октября 2018 года). Тема доклада «Китайская тема в современном художественном пространстве Санкт-Петербурга».

− 25-26 октября 2018. Международная конференция «Метаморфозы художественных форм и смыслов (АРБ им. А.Я. Вагановой). Тема доклада «Визуальный порядок аллегории: картина Я. Бухгольца «Аллегория побед русского флота в войне с Турцией» (1777) и балет Г. Анджиолини «Новые аргонавты» (1770)».

− 28-30 ноября 2018. Международная научно-теоретическая конференция «Профессиональная культура специалиста будущего». Санкт-Петербургский политехнический университет. Тема доклада «Картируя университет: стратегии присвоения пространства в опыте повседневности» (в соавторстве).

− 2-6 октября 2018. Международная конференция «Актуальные проблемы теории и истории искусств» (Москва, МГУ, ГТГ:). Тема доклада «”Боги в облаках”: “эстетика картины” и аллегорический балет в России XVIII века»

− 14-15 марта 2019. Международная научная конференция «Пространства власти: резиденции правителей в Европе и России XVI – XVIII веков» (Москва, МГУ). Тема доклада «Балет “Новые аргонавты” (Г. Анджолини, 24 сентября 1770 г.) и мемориальный нарратив Чесменской победы».

− 29-31 мая 2019г. Международная конференция «Kul’t-tovary/Cultural Commodities. The Commercialization of History in Mass Culture and Literature in Contemporary Russia and in the world» (Болонский университет, Италия). Тема доклада «“Fevronki from the Maiden Fevronia: the historical code of social policy”».1

− 7-18 сентября 2019. Первый всероссийский конгресс по цвету. Смоленскй государственный университет. Тема доклада «Поэтика и политика белизны: темнокожие танцовщики и «белый» балет.

Публикации (выборочно)

Монографии и коллективные монографии:

Никифорова Л.В. Феномен дворца в эпоху барокко. Опыт риторического прочтения. СПб.: Астерион, 2003.

Никифорова Л.В. Чертоги власти. Дворец в пространстве культуры. СПб. Искусство-СПб., 2011.

Культурологическая экспертиза. Теоретически модели и практический опыт. Коллективная монография / под ред. В.А. Рабоша, Л.В. Никифоровой, Н.А. Кривич. СПб.: Астерион, 2011.

Исторический город. Прошлое, настоящее, будущее. Коллективная монография / Под ред. М.Б. Пиотровского, А.А. Никоновой, Л.В. Никифоровой. СПб.: Эйдос, 2012.

Картина человека: философия, культурология, коммуникация.: Коллективная монография/ Под ред. В.П. Соломина, В.А. Рабоша, В.И. Стрельченко. – Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016.

Учебники и учебные пособия:

Никифорова Л.В. История художественной культуры. Западноевропейский Ренессанс. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцен, 2009.

Гуманитарный лексикон: учебное пособие по дополнительному образованию / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена; редакторы и составители: В. А. Рабош, Л. В. Никифорова. СПб.: Астерион, 2009.

Современная культурология: научная школа профессора Л.М. Мосоловой: учебное пособие для магистрантов и аспирантов. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013.

Культурология: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / [Л.М.Мосолова, М.С.Уваров, А.В.Конева и др.]. М.: Издательский центр «Академия», 2013.

Русская культура в памятниках, текстах, метафорах = (Ruská kultúra v pamätníkoch, textoch a metaforách): Vysokoškolská učebnica / Ред.-сост. Л. Никифорова, Л. Мешкова. Banská Bystrica: Belianum. Vydavateľstvo Univerzity Mateja Bela v Banskej Bystrici, 2017. 250 s.

Статьи в рецензируемых журналах и сборниках:

Nikiforova L., Blokhina E. “Portrait with a Black Page in 18th-Century Russian Art and Cultural Transfer of Signs” in Artibus et Historiae. 2019,no 79 (XL). Pp. 307-322.

Никифорова Л.В. Китайская тема в современном художественном пространстве Санкт-Петербурга //Общество. Среда. Развитие. 2018, № 4.

Nikiforova, Larisa. Strange Cninese Mind”: Chinoiserie and the Concept of Otherness in Russian 18th century art / Zvláštny čínsky pohľad: Pojem inakosti v ruskom umení 18. storočia // Skúsenosť inakosti / Experience of Otherness. Osobná a politická identita v kultúre, literatúre, preklade a humanitných vedách / Personal and Political Identity and its Reflection in Culture, Literature, Translation and Humanities/ Jana Javorčíková, Eva Höhn (eds.). Banská Bystrica: Belanium, 2018. S. 315-320.

Никифорова Л., Васильева А. Иконография достоинства и хореографические позы в русском портрете XVIII века // Новое литературное обозрение. 2018. № 151. С. 81-102.

Никифорова Л.В., Никифорова Н.В., Васильева А.Л. Итальянский балет-феерия и ‘технологическое возвышенное” // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. 2017, № 3 (50). С. 52-66.

Larisa Nikiforova, Sergey Tikhomirov, Maria Ron, Anastasia Makashova. Mapping the University Space: Strategies of spatial acquisition in the everyday experience // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2018. Vol. LI. pp 660-669. doi:https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.12.02.72

Никифорова Л.В. Культурологическое образование в Словакии. Взгляд из России // Общество. Среда. Развитие. 2017, № 2. (ИФ РИНЦ 2017 0,236)

Никифорова Л.В. Политики танца как исследовательская категория // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. 2016, № 6 (45). С. 98-102.

Никифорова Л.В. Эффективная культурология: может ли учебная дисциплина работать на отдаленную перспективу? // Ярославский педагогический вестник. 2016, № 6. С. 281-286. Никифорова Л.В. Восемнадцатый век и политики идентичности // Картина человека: философия, культурология, коммуникация. Коллективная монография. СПб., 2016. С. 495-503.

Никифорова Л.В.Дворцы как символы Первой мировой // Общество. Среда. Развитие. – 2014, № 4. – С. 118-122.

Nikiforova L. “The Beehive Metaphor and the Amber Room in Catherine’s palace of Tsarskoye Selo” in The Philosophical Age. Almanac 39. The Northern Lights: Social Philosophies and

Utopias of the Enlightenment in Northern Europe and Russia. (Ed. by T. Artemyeva, M. Mikeshin, V. Oittinen. St. Petersburg - Helsinki: St. Petersburg Center for the History of Ideas, 2013.

Никифорова Л.В. Современные зарубежные исследования дворцов и их музейных судеб в жанре культурной истории // Памятник архитектуры – от дворца к музею. Сборник статей по материалам научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф» (проблемы охранения культурного наследия. XXI век. III). – СПб.: Изд-во «Европейский дом», 2013. – С. 76-86 .

Никифорова Л.В. «Метафора улья» и Янтарный кабинет Екатерининского дворца в Царском селе // Международный журнал исследований культуры. – 2012, № 4 (9).

Никифорова Л.В. Национальные дискурсы второй половины ХХ -начала XXI в. и критерии отбора объектов национального наследия: опыт США // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия. 6. Вып. 3. СПб. Изд-во СПбГУ, 2012.

Никифорова Л.В. Образ Финляндии в русской романтической традиции. К вопросу об историко-культурных корнях северного модерна // Общество. Среда. Развитие. 2010, № 4.

Никифорова Л.В. Ледяной дом в описании современника как эпизод истории науки // История науки и техники. 2006, № 5 (май).

Никифорова Л. В. Стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме. Сюжетная программа интерьера // Искусствознание. 2 / 06 (сентябрь). – М.: Изд-во «Галарт», 2006.

Никифорова Л.В . Политики танца как исследовательская категория // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. 2016, № 6 (45). С. 98-102.

Никифорова Л.В . Эффективная культурология: может ли учебная дисциплина работать на отдаленную перспективу? // Ярославский педагогический вестник. 2016, № 6. С. 281-286.

Никифорова Л.В. Дворцы как символы Первой мировой // Общество. Среда. Развитие. – 2014, № 4. – С. 118-122.

Никифорова Л.В . Современные зарубежные исследования дворцов и их музейных судеб в жанре культурной истории // Памятник архитектуры – от дворца к музею. Сборник статей по материалам научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф» (проблемы охранения культурного наследия. XXI век. III). – СПб.: Изд-во «Европейский дом», 2013. – С. 76-86 .

Исторический город. Прошлое, настоящее, будущее. Коллективная монография / Под ред. М.Б. Пиотровского, А.А. Никоновой , Л.В. Никифоровой . СПб.: Эйдос, 2012.

Никифорова Л.В. «Метафора улья» и Янтарный кабинет Екатерининского дворца в Царском селе // Международный журнал исследований культуры. – 2012, № 4 (9).

Никифорова Л.В. Национальные дискурсы второй половины ХХ -начала XXI в. и критерии отбора объектов национального наследия: опыт США // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия. 6. Вып. 3. СПб. Изд-во СПбГУ, 2012.

Никифорова Л.В. Чертоги власти. Дворец в пространстве культуры. СПб. Искусство-СПб., 2011.

Культурологическая экспертиза. Теоретически модели и практический опыт. Коллективная монография / под ред. В.А. Рабоша, Л.В. Никифоровой, Н.А. Кривич . СПб.: Астерион, 2011.

Никифорова Л.В . Образ Финляндии в русской романтической традиции. К вопросу об историко-культурных корнях северного модерна // Общество. Среда. Развитие. – 2010, № 4.

Никифорова Л.В. История художественной культуры: Западноевропейский Ренессанс: Учебное пособие. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.

Никифорова Л.В. Ледяной дом в описании современника как эпизод истории науки // История науки и техники: Ежемесячный научный журнал. – 2006, № 5 (май).

Никифорова Л. В. Стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме. Сюжетная программа интерьера // Искусствознание. 2 / 06 (сентябрь). – М.: Изд-во «Галарт», 2006.