Бизнес портал

Налогообложение малого бизнеса: система и особенности. Налогообложение малого бизнеса – выбираем систему и какие налоги будет платить ИП или ООО С 1 января налог на малый бизнес

1 . Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства. Преимущества и недостатки малого предпринимательства

Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. определяет субъекты малого предпринимательства как «коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектам малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

В промышленности - 100 человек;

В строительстве - 100 человек;

На транспорте - 100 человек;

В сельском хозяйстве - 60 человек;

В научно-технической сфере - 60 человек;

В оптовой торговле - 50 человек;

В розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

В остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица» .

В зарубежных странах критерии определения малого предприятия различны:

1) Великобритания - малое предприятие должно соответствовать двум из трех следующих критериев:

Оборот не более 2,3 млн. ЭКЮ;

Активы не более 1,5 млн. ЭКЮ;

Средняя численность занятых до 50 чел. (применяются также более конкретные отраслевые показатели, оборота (а в грузоперевозках - количество автомобилей) .

Германия - официальное определение малого предприятия отсутствует,

Обычно малое и среднее предприятие:

Не более 500 занятых;

Не свыше 50 млн. ЭКЮ годового оборота.

Европейское Сообщество (ЕС)

Количество занятых до 50 чел.;

Годовой оборот менее 4 млн. ЭКЮ;

Сумма баланса менее 2 млн. ЭКЮ.

Количество занятых менее 300 чел.;

Капитал не более 9,5 млн. ЭКЮ;

Предприятие не является дочерним и не входит в группу. (Для ремесленных предприятий - частная фирма с числом занятости не более 20 чел.)

Субъекты малого предпринимательства как субъекты рыночной экономики имеют как преимущества, так и недостатки.

Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие его преимущества: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий субъектов малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление; большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала .

Так, в докладе Международного бюро труда отмечается, что малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы. Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большему количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными, в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг.

В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные: более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов). Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.

Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий.

В регулярно проводимых опросах в среде малых бизнесменов США главными причинами неудач их деятельности чаще всего называют:

Некомпетентность;

Несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный коммерсант);

Нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве, управлении в единоличных формах владения и в товариществах, умении заводить и поддерживать деловые связи и контакты, общего менеджерского опыта.

Другими причинами банкротств малых фирм являются:

Запущенность бизнеса;

Плохое здоровье или вредные привычки;

Катастрофы, пожары, воровство;

Мошенничество.

По данным, приведенным фирмой «Дан энд Брэдст-рит», коммерческими причинами краха малых фирм в 49% случаев являются незначительные объемы продаж, в 23 - конкуренция, в 16 - слишком большие эксплуатационные расходы .

Кроме того, производственные и розничные фирмы указывают на трудности в сфере дебиторских задолженностей по счетам. Неудачи розничных фирм также связаны с их неудачным месторасположением и проблемами управления складскими запасами.

Практика деятельности американских малых фирм свидетельствует о том, что наличия одного предпринимательского опыта и хватки недостаточно. В современном малом бизнесе крайне необходимы специальные знания. Обычно новый бизнес начинает либо коммерсант, почти ничего не знающий о производстве, либо инженер, который ничего не знает о коммерции. Нередко владелец малой фирмы имеет слишком мало опыта в управлении специфическими структурами бизнеса.

Шансы фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. Американская статистика показывает, что женщины - владельцы малых фирм более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают те малые предприниматели, которые много работают, но в то же время, не переходят в своей деятельности рамки здравого смысла.

На неудачах малого бизнеса сказывается невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в маленьких фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда состоит из двух, трех или четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решения более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в фирму, тем больше возможностей ее сохранения в кризисные периоды.

Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса.

Малое предпринимательство можно рассматривать как школу новых личностных взаимоотношений, полигон для испытания методов и принципов предпринимательства будущего.

Таким образом, малый бизнес имеет определенную специфику, а его эффективное функционирование требует поддержки, в первую очередь, со стороны государства.

2. ИСЧИСЛЕНИЕ И УПЛАТА МАЛЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

На современном этапе экономического развития многие малые предприятия сталкиваются с множеством проблем, именно в области налогообложения, в частности одной из таких актуальнейших проблем для малого предприятия является проблема исчисления и уплаты НДС.

Многие малые предприятия и индивидуальные предприниматели в течение семи последних лет работали в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».

В 2002 г. Федеральным законом от 24.07.02 г. № 104-ФЗ Закон № 222-ФЗ признан утратившим силу, а Налоговый Кодекс Российской Федерации дополнен главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения», которая вступила в силу с 1 января 2003 года.

Положения главы 26.2 НК РФ, без сомнения, содержат ряд привлекательных для налогоплательщиков норм, однако не снимают многих проблем, в частности проблему исчисления и уплаты НДС.

Обязанность налогоплательщика по уплате НДС возникает в момент перехода права собственности на товары, работы, услуги. Если говорить о двух применяемых методах исчисления НДС, то по правилам ст. 167 НК РФ они относятся к моменту определения налоговой базы, то есть когда надо платить налог по уже возникшим обязательствам. В данном случае в отношении НДС не имеет значения, применяла организация по исчислению налога на прибыль кассовый метод или метод начисления. Отгрузив товары (работы, услуги), организация по правилам бухгалтерского учета отразила данную операцию в отчетности, определив в учетных регистрах свои доходы, расходы и НДС, подлежащий уплате в бюджет, выписала товаросопроводительные документы (акты, накладные) и выставила покупателю счет-фактуру .

Все налоги и платежи для индивидуальных предпринимателей можно разделить на четыре основные категории:

  1. Фиксированные платежи во внебюджетные фонды «за себя».
  2. Налоги и платежи во внебюджетные фонды с зарплаты работников .
  3. Налоги в зависимости от выбранной системы налогообложения .
  4. Дополнительные налоги и платежи (в зависимости от вида деятельности ).

Бесплатная консультация по налогам

Страховые взносы ИП во внебюджетные фонды «за себя»

Индивидуальный предприниматель должен уплачивать страховые взносы «за себя» (фиксированные платежи) при любой системе налогообложения, даже если он не ведет никакой деятельности и не получает никакой прибыли. Если ИП работает один (без наемных работников), то платить отчисления он должен только «за себя».

В течение 2019 года предпринимателю необходимо произвести 2 платежа:

На пенсионное страхование На медицинское страхование Итого
29 354 руб. 6 884 руб. 36 238 руб.

Также индивидуальным предпринимателям, годовой доход которых за 2019 год будет больше 300 000 рублей, придется дополнительно заплатить 1% от суммы доходов превысивших эти 300 000 рублей до 1 июля следующего года.

Налоги и платежи во внебюджетные фонды с зарплаты работников

Индивидуальный предприниматель может нанимать работников по трудовым и гражданско-правовым договорам (договор подряда, договор на оказание услуг и другие, для разовой работы или работы, не требующей выполнения внутреннего распорядка).

Важно понимать, что нанимая к себе работника, ИП берет на себя дополнительные расходы и обязанности:

  • Исчисляет и удерживает НДФЛ с доходов выплачиваемых своим сотрудникам. Один раз в месяц (на следующий день после выплаты заработной платы) индивидуальный предприниматель обязан перечислять НДФЛ по ставке 13% в пользу налоговой инспекции, выступая в роли налогового агента.
  • Платит страховые взносы во внебюджетные фонды. Отчисления во внебюджетные фонды за работников платятся каждый месяц, исходя из размера тарифов страховых взносов, умноженных на заработные платы сотрудников.

Более подробно про налоги и страховые платежи за работников .

Обратите внимание , с 2017 года все страховые взносы, как фиксированные, так и за работников, уплачиваются по реквизитам ФНС РФ. Связано это с переходом администрирования страховых взносов в введение Федеральной налоговой службы с 2017 года.

Налоги в зависимости от выбранной системы налогообложения

Всего для индивидуальных предпринимателей предусмотрено пять налоговых режимов (один общий и четыре специальных):

  1. Общая система налогообложения – ОСН ;
  2. Упрощенная система налогообложения – УСН ;
  3. Единый налог на вмененный доход – ЕНВД ;
  4. Патентная система налогообложения – ПСН ;
  5. Единый сельскохозяйственный налог – ЕСХН .

Более подробно ознакомиться с каждым действующим в России налоговым режимом вы можете на этой странице .

Дополнительные налоги и платежи ИП

Осуществление некоторых видов деятельности подразумевают уплату дополнительных налогов. К ним относятся:

  • Налог за производство и реализацию подакцизных товаров.
  • Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
  • Водный налог за использование водных объектов.

ИП, имеющие специальные разрешения и лицензии, помимо дополнительных налогов должны также осуществлять:

  • Регулярные платежи за пользование недрами.
  • Сборы за пользование объектами животного мира.
  • Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Примечание : дополнительные налоги, платежи и сборы необходимо платить независимо от системы налогообложения, на которой находится индивидуальный предприниматель.

Любая деятельность человечества, приносящая доход, в современном мире облагается теми или иными взносами в пользу государства. Малое предпринимательство – не исключение. Но во всех странах налогообложение малого бизнеса имеет особенности, целью которых является развитие деятельности малых предприятий в тех или иных сферах путем предоставления условий и налоговых ставок, которые отличаются от общих в стране налоговых норм для бизнеса.

Что такое малый бизнес?

Прежде чем рассматривать налогообложение малого и среднего бизнеса, уточним, какой бизнес считается малым. Это индивидуальные предприниматели, фермерские хозяйства и предприятия, удовлетворяющие следующим условиям:

  1. Предельный размер выручки от реализации товаров (без учета НДС):
    • малые – до 400 млн рублей.
    • средние — до 1000 млн рублей.
  2. Численность работников:
    • малые – до 100 человек.
    • средние — от 101 до 250 человек.
  3. Доля участия учредителей-юридических лиц – не более 25%.

Системы налогообложения в России

В целом режимы налогообложения в России разделяются на общий и несколько специальных. По умолчанию, если вновь открывшееся юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не выбирает режим самостоятельно, уведомив об этом налоговую инспекцию, то к нему применяется общий режим. Общая система налогообложения малого бизнеса не имеет никаких особенностей. Организацией будут выплачиваться все федеральные налоги:

  • на прибыль;
  • НДФЛ;
  • единый социальный налог;
  • акцизы;
  • водный налог, налоги на добычу полезных ископаемых, за пользование природными ресурсами (объекты животного мира и водных биологических ресурсов).

Индивидуальный предприниматель на ОСНО выплачивает следующие федеральные налоги:

  • НДФЛ (13%) за себя и работников (если есть);
  • НДС (размер зависит от вида товара или услуги, 10% или 18%);
  • страховые взносы за работников (26% от суммы зарплаты работников);
  • фиксированные взносы за себя (в 2013 году сумма составляет 35 664,66 рублей). Эти же взносы выплачиваются и при применении специальных режимов.

Помимо федеральных существуют налоги региональные:

  • транспортный;
  • на имущество;
  • на игорный бизнес.

Наконец, есть еще местные налоги на землю и имущество физических лиц. С полным перечнем налогов можно ознакомиться в статьях 13, 14 и 15 Налогового кодекса. Более того, на ОСНО организация обязана вести налоговый и бухгалтерский учет в полной мере в соответствии с законодательством. Разумеется, для малого предприятия налоговое бремя ОСНО может оказаться непосильным. Поэтому предусмотрена система налогообложения малого бизнеса, включающая специальные режимы, которые освобождают малый бизнес от некоторых видов налогов. Рассмотрим вкратце каждый из режимов.

УСН

Упрощенная система налогообложения. Разрешается к применению только организациям с доходами не более 20 млн рублей в год, численностью работников не более 100, а также стоимостью имущества не более 100 млн. Данный режим заменяет НДС, а также налоги на имущество и прибыль единым налогом. Однако здесь есть исключения, перечень которых можно найти в Налоговом кодексе (статьи 174, 224, 284, 346 и некоторые другие). Облагаться налогом могут общие доходы (6%) или разница доходов и расходов (15%). При переходе на УСН допустимо выбрать только один вариант.

ЕНВД

Единый налог на вмененный доход. Ранее режим был обязательным при определенных видах деятельности (они указаны в п.2 статьи 346.26 НК), которые велись в тех регионах, где был введен ЕНВД, но с 2013 года стал добровольным. При его применении организации выплачивают:

  • ЕНВД (налогом облагается не фактическая прибыль, а потенциальный, то есть вмененный доход);
  • НДФЛ (из заработной платы работников);
  • взносы в ФСС (с выплат работникам).

ЕСХН

Единый сельскохозяйственный налог. Соответственно, применим только к сельскохозяйственным производителям, да и то не ко всем. Предприятие должно заниматься именно производством, переработка продуктов не попадает под данный режим. Кроме того, для подачи заявления с целью перехода на этот режим, доля дохода, полученного от продажи товаров самостоятельного производства за последний год, должна быть более 70%. Режим предусматривает уплату следующих налогов:

  • ЕСХН;
  • НДФЛ, пенсионные взносы и взносы в ФСС с заработной платы работников.

Патентная система

Применима только для ИП. Суть состоит в том, что предприниматель приобретает так называемый патент на определенную деятельность (допустимо всего 69 видов деятельности, перечень которых указан в п. 2 статьи 346.25.1 НК) и на конкретный промежуток времени (не более одного календарного года). Получив патент, ИП платит 6% от потенциального дохода. Потенциально возможный доход устанавливается налоговыми органами субъектов РФ. В рамках данного режима ИП освобожден от налога на имущество, НДФЛ и НДС. Более того, сумма патента может уменьшаться на сумму страховых взносов, однако не более чем на 50%. Для работы на патентной системе необходима строгая финансовая дисциплина. Счета-фактуры, чеки и прочая документация должны быть в наличии и учитываться. Понятно, что не для всех ИП это возможно. Чтобы понять, насколько режим выгоден, стоит самостоятельно подсчитать свои потенциальные доходы и налоги и сравнить с теми, которые установлены государством.

Неприятные нюансы специальных режимов

Несмотря на все выгоды, которые предоставлены специальными режимами, есть и неприятные особенности налогообложения малого бизнеса. Например, освобождение от НДС создает препоны в сотрудничестве с крупными предприятиями, которые могут отказаться от работы с представителями малого бизнеса ввиду возникновения сложностей с отчетностью. Или, касаемо ЕСХН, если по итогам года выясняется, что нарушены условия применения ЕСХН, придется пересчитать налоги в соответствии с ОСНО, да еще и заплатить пеню за несвоевременную уплату. Кроме того, несмотря на то, что процесс учета и отчетности при специальных режимах упрощен, тем не менее, для каждого режима есть свои обязательные требования, которые непременно нужно изучить и соблюдать во избежание штрафных санкций и других проблем

Камни преткновения в совершенствовании российского налогообложения малого бизнеса

В наше время именно малый и средний бизнес является основой экономики. Поэтому государство должно поощрять данную деятельность. Со стороны складывается впечатление, что так и есть. Принимаются новые законы, упрощающие процесс налогообложения, создаются льготы, однако на практике проблемы налогообложения малого бизнеса остаются нерешенными. Масса перспективных идей зарубается на корню, когда будущий предприниматель начинает считать, сколько придется отдать государству, причем еще до того, как появится стабильный доход. Налогообложение малого бизнеса в России вообще развивается крайне неравномерно и непоследовательно. К примеру, для бизнеса в инновационных, научных и технических сферах предусмотрены существенные льготы. Но такой вид деятельности очень сложно начать, а потому на общую картину налогообложения он никак не влияет. В остальном же мы имеем следующее:

  • Непостоянство политики в налоговой сфере. Постоянные изменения, обновления и усложнения, причина введения которых непонятна.
  • Размеры взносов и налогов, оплачивать которые многим новичкам просто не из чего. Например, налог с прибыли за каждого нанятого сотрудника.
  • Оставляет желать лучшего организация работы налоговых учреждений и ведомств.
  • Сложность ведения отчетности на фоне постоянно меняющегося законодательства. Начинающий предприниматель сталкивается с тем, что его знаний не хватает, а ошибки в составлении отчетности грозят штрафами. Приходится обращаться к специалистам. В итоге бывает так, что доходов еще нет, а затраты на ведение учета уже стали постоянной статьей расходов.
  • Наконец, в 2013 году в два раза увеличился размер взносов в ПФР, которые, как известно, должны вносить все зарегистрированные предприниматели, независимо от того, ведут они деятельность или нет.

Иначе говоря, если в других странах налоговая нагрузка на новичков в бизнесе снижена, то наше государство сегодня создало такие условия, в которых начинать свое дело, не имея больших накоплений, крайне рискованно и затратно. Но, как говорится, кто ищет, тот найдет пути для развития. Напоследок отметим, что данная статья является обзорной. При выборе того или иного режима следует тщательно изучить все условия, налоговые ставки и размеры взносов. Они могут варьироваться в зависимости от количества работников, размера их заработной платы, вида деятельности предприятия и многих других факторов.

Выбирая для малого бизнеса наилучшее налогообложения нелегко запутаться в имеющихся системах. В зависимости от вида деятельности, его размаха и распространенности в других регионах России предпринимателю может подойти та или система налогообложения:
- налогообложение единого налога на вмененный доход (ЕНВД );
- налогообложение с упрощенной системой с 15% обложением прибыли (УСН15);
- налогообложение с упрощенной системой с 6% обложением дохода (УСН6).
Все эти системы предусмотрены законодательством России для облегчения ведения малой предпринимательской деятельности для граждан РФ. При составлении предпринимателем бизнес-плана желательно рассмотреть нюансы всех этих систем самостоятельно или при содействии специалиста для выбора наиболее оптимальной. Некоторые их особенности рассмотрены в данной статье.

При несоответствии каких-либо требований упрощенных систем к предприятию они облагаются одной из стандартных систем по сбору налогов:
- налогообложение без необходимости регистрации плательщика НДС (ТСН-НДС);
- налогообложение с обязательной регистрацией плательщика НДС (ТСН +НДС).
Уплата налогов по системе ТСН не предусматривает щадящее отношение к малому бизнесу, заставляя его конкурировать со всеми игроками рынка. Подробнее о традиционной системе налогообложения можно почитать в конце статьи.

УСН.
Применив УСН индивидуальный предприниматель, при соблюдении некоторых условий, освобождается от уплаты НДС, налогов, облагающих имущество физ. лиц, а также от уплаты НДФЛ . Организации, применившие УСН , более не облагаются налогом на прибыль, имущество и НДС. Такая форма налогообложения позволяет малому бизнесу освободиться от ОСН (общая система налогообложения), ставки которой выше упрощенной системы.

В связи с изменениями, внесенными законодательством в 2013 году, система налогообложения на упрощенной основе может стать более лучшей системой налогообложения для малого бизнеса. Взнос налогов по УСН6 ограничивается уплатой стоимости самого патента и составляет 6% от предполагаемого годового дохода работы предприятия. Удобно УСН тем, что срок его действия может быть как коротким (1 месяц), так и длительным (1 год), позволяя предпринимателю выбрать оптимальный период его использования для своего бизнеса.

Система сбора налогов УСН6 будет выгодна тем бизнес учреждениям, область которых распространяется, к примеру, на предоставление услуг. Расходы таких предприятий в большей степени будут зависеть от величины зарплат сотрудников и отчислений по зарплатным налогам.

УСН15 может оказаться оптимальной, если прибыль от деятельности предприятия планируется не высокой или вовсе стоит под вопросом. Оплачивая лишь налог на прибыль, предприниматель может не беспокоиться о том, что загонит свою компанию в еще больший минус при отрицательных показателях прибыльности за отчетный период при использовании УСН6. Тем не менее, использование УСН15 влечет за собой тщательное ведение бухгалтерской документации в области расходов предприятия, выступающие в качестве доказательной базы для налоговых инспекторов.

Использовать упрощенную систему может далеко не каждое малое предприятие. Список организаций, которым запрещено применение УСН исчисляется несколькими десятками, среди них:
- инвестиционные фонды, банки, ломбарды;
- нотариусы, адвокаты;
- предприятия по добыче полезных ископаемых;
- негосударственные пенсионные фонды;
- иностранные организации;
- бюджетные учреждения.

Применить УСН можно на основе имеющегося у предпринимателя патента, выданного налоговым органом. В списке допустимых к упрощенному налогообложения видов деятельности присутствует более 50 производственных работ и услуг, тесно связанных с жизнеобеспечением и жизнедеятельностью граждан.

ЕНВД .
В 2013 году малого предпринимательства коснулись некоторые изменения системы налогообложенияЕНВД . Теперь она не обязательна даже в тех регионах, в которых режим ЕНВД введен, то есть переход на нее стал добровольным. Порядок расчета вмененного налога также претерпел изменений - расчет налога будет проводится не за полный календарный месяц, а только с даты постановки предприятия на учет. Также, среди важных изменений в 2013 году относительно ЕНВД можно отметить использование не среднесписочной, а средней численности рабочих для расчета их предельного количества (общее число рабочих в рамках действия этой системы не должно превышать сотни человек).

Список предприятий, которые могут применять ЕНВД , ограничен Федеральным законодательством. Среди них наличествуют фирмы, предоставляющие различные услуги (автотранспортные, временного проживания, общественного питания, ремонта и техобслуживания автотранспорта и др.), а также ведущие торговую деятельность. Налоговая ставка по ЕНВД задается налоговым кодексом, которая на 2010 год составила 15%. Периодом отчетности для ЕНВД принят квартал, а сама налоговая база определяется как базовой доходностью и значением физического показателя, так и специальным коэффициентом-дефлятором, который может разниться от значения 0,005 до 1 и задается федеральным законодательством.

ТСН +-НДС.
Традиционная система налогообложения предусматривает уплаты следующих налогов и пошлин:
- единый социальный налог;
- НДС;
- таможенная пошлина;
- водный налог;
- государственная пошлина;
- налог на прибыль;
- платежи за пользование в деятельности предприятия объектами биологических ресурсов, а также объектами животного мира;
- налог, взымаемый за добычу полезных ископаемых;
- акцизы;
- транспортный налог;
- налог на имущество организации;
- другие пошлины и налоги.
Все эти налоги обязаны выплачивать предприятия, применяющие ТСН . Вместе с тем они должны вести соответствующую документацию и проводить соответствующие бухгалтерские расчеты.

Таким образом, лучшего налогообложения для своего малого бизнеса можно достичь путем анализа деятельности собственного предприятия. При этом следует учитывать налогообложения по различным системам не только на текущий момент, но и в расчете на будущие подотчетные периоды деятельности предприятия.




С 2018 года власти планируют повысить единый налог на вмененный доход, который зачастую применяется малым бизнесом. Налог, рост которого заморожен уже два года, решили проиндексировать по инфляции

Фото: Владимир Горовых / РИА Новости

Единый налог на вмененный доход в 2018 году увеличится на 3,9%, следует из проекта Минэкономразвития, опубликованного на портале проектов нормативно-правовых актов. Это произойдет за счет повышения соответствующего коэффициента-дефлятора с 1,798 до 1,868. Инфляция по итогам 2017 года составит 3,2%, в 2018-м — 4%, прогнозирует Минэкономразвития.

Повышение в соответствии с инфляцией выглядит справедливым, рассуждает эксперт сервиса для предпринимателей компании «СКБ Контур» Павел Орловский. Рост всего на 4% «не может не радовать», добавляет он.

Режим ЕНВД, который для малых предприятий является альтернативой почти всем налогам, разрешается использовать в нескольких отраслях, в частности в розничной торговле, общественном питании, оказании бытовых услуг и т.д. За налоговую базу берут вмененный доход, который рассчитывается как базовая доходность конкретного вида деятельности, умноженная на число работников или площадь помещения и еще на два коэффициента (этот доход государство «вменяет», то есть он не зависит от фактической доходности конкретного бизнеса). Первый коэффициент — повышающий коэффициент-дефлятор, который и устанавливает Минэкономразвития. Второй — понижающий, его утверждает руководство муниципалитетов. Ставка налога по этому вмененному доходу составляет 15%.

Налог на вмененный доход — один из самых популярных и удачных налоговых режимов для малого бизнеса, отмечает зампред комитета «Опоры России» по налогам Сергей Зеленов. Любое повышение по нему чувствительно, потому что покупательная способность достаточно сильно упала по сравнению с той, что была несколько лет назад, говорит он. Но рост на 4% вполне приемлем как альтернатива отмене режима ЕНВД или сокращению видов деятельности, по отношению к которым он применяется, добавляет эксперт. «Я не думаю, что такое увеличение всерьез повлияет на способность предпринимателей выплачивать этот налог», — констатирует он. Пополнения от ЕНВД будут ощутимы для местных бюджетов, полагает Зеленов.

ЕНВД зачисляется в бюджеты муниципалитетов. В январе—сентябре 2017 года, по данным Федерального казначейства, доходы от этого налога составили 51,2 млрд руб. На режиме ЕНВД работают 2,03 млн юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (отчет ФНС на начало 2017 года). Их число при этом сокращается — еще годом ранее ЕНВД предпочитали 2,09 млн малых предприятий и ИП.

Коэффициент-дефлятор для ЕНВД, который ранее стабильно рос каждый год, был впервые заморожен при подготовке бюджета на 2016 год. Тогда его изначально на 16%, но решение пересмотрели: глава бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров внес законопроект о заморозке, отметив, что запланированный рост значительно превышает прогноз по инфляции. Затем с ним согласился и Минфин с Минэкономразвития — коэффициент на прежнем уровне, что позволило сократить нагрузку на бизнес по ЕНВД на 14 млрд руб.

Похожим образом развивались события и в прошлом году. Тогда Минфин предложение по росту дефлятора на 5,2%: это означало бы, что в 2017 году малый бизнес заплатит в бюджет на 4 млрд руб. больше, говорил в интервью Reuters Алексей Улюкаев, в то время занимавший пост министра экономического развития: «И никаких обоснований. То есть предлагается, чтобы заплатили больше, при этом непонятно, останутся ли плательщики этого налога в белом секторе или уйдут в тень?» Но у премьер-министра Дмитрия Медведева все-таки договорились о том, чтобы оставить ЕНВД на прежнем уровне, объяснял Улюкаев. Таким образом, заморозка продлилась еще на один год.

В какой-то мере рост ЕНВД скажется на микробизнесе, но не стоит ждать волны массовых протестов предпринимателей, рассуждает директор Центра экономических и политических реформ Николай Миронов. Такое медленное повышение связано в том числе и с грядущими выборами президента, добавляет он: «Никто не будет создавать точки социального напряжения, в том числе в бизнес-среде». Но после выборов налоги вырастут сильнее, считает Миронов.

Минфин не ответил на запрос РБК. Представитель Минэкономразвития сообщил, что дефлятор рассчитан в соответствии с Налоговым кодексом (он предусматривает индексацию коэффициента по инфляции в предшествующем году). РБК направил вопросы главе бюджетного комитета Макарову, но не получил ответа.

Другие налоги

Минэкономразвития предлагает изменить коэффициенты-дефляторы не только применительно к ЕНВД, но и в отношении других налоговых режимов малого бизнеса — торгового сбора, упрощенной и патентной систем налогообложения. Все они увеличиваются примерно на 4%, отмечает Орловский. Что касается упрощенной системы, нынешнее повышение не повлияет на предельную величину дохода, при которой допускается использование упрощенки, поясняет он. Этот показатель заморожен до 2020 года, напоминает эксперт (112,5 млн руб. за девять месяцев года, предшествующего переходу на УСН, для перехода на этот режим и 150 млн руб. по итогам года для действующих плательщиков УСН).

Рост по патентной системе влияет на максимальный размер потенциального дохода по патенту, который могут установить региональные власти, говорит Орловский. То есть повышение коэффициента «не равно увеличению стоимости патента», у регионов пока лишь появляется такая возможность, решение остается за властями субъектов, добавляет он. Похожая ситуация и с торговым сбором, который действует в городах федерального значения: Москве, например, придется менять соответствующий закон, чтобы дефлятор повлиял на конечный размер сбора. Впрочем, это маловероятно, полагает Орловский. Совершенствование механизма обложения торговым сбором — одно из главных направлений налоговой политики Москвы в следующую трехлетку, сказано в пояснительной записке к проекту столичного бюджета.