Бизнес портал

Организация и проведение подрядных торгов в строительстве. Организация и проведение подрядных торгов. Объявление о проведении торгов

Форма размещения заказов на строительство, предусматривающая выбор подрядчика для выполнения работ и оказания услуг на основе конкурса. Источник: МДС 80 …

Подрядные торги - форма размещения заказов на строительство, предусматривающая выбор подрядчика для выполнения работ и оказания услуг на основе конкурса;... Источник: Распоряжение Госкомимущества РФ N 660 р, Госстроя РФ N 18 7 от 13.04.1993 (ред. от 18.10.1994) Об … Официальная терминология

Подрядные торги Жилищная энциклопедия

ПОДРЯДНЫЕ ТОРГИ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЕКТОВ - в соответствии с п. 2 Положения о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 марта 2005 г. N 235, подрядные торги представляют собой форму… … Юридический словарь современного гражданского права

Методические рекомендации по оценке оферт и выбору лучшего предложения из представленных на подрядные торги. - 5. Методические рекомендации по оценке оферт и выбору лучшего предложения из представленных на подрядные торги. ЦНИИЭУС. М., 1994. Источник: МДС 80 12.2000: Методич … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Тендер на подрядные торги - тендер конкурсная форма проведения подрядных торгов, представляющая собой соревнование представленных претендентами оферт с точки зрения их соответствия критериям, содержащимся в тендерной документации;... Источник: Распоряжение Госкомимущества… … Официальная терминология

Форма размещения заказов на строительство, предусматривающая выбор подрядчика для выполнения работ и оказания услуг на основе конкурса … Юридический словарь

Торги - (Bidding) Торги это специфическая форма торговли, результат которой достигается посредством проведения конкурса или аукциона Информация об определении торгов, правила проведения аукционов и конкурсов, в том числе электронных торгов с… … Энциклопедия инвестора

торги подрядные - форма размещения заказов на строительство, предусматривающая выбор подрядчика для выполнения работ и оказания услуг на основе конкурса … Большой юридический словарь

ТОРГИ, ПОДРЯДНЫЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ - представляют собой форму размещения заказов на строительство объектов путем подбора на конкурсной основе претендентов – строительных, строительно монтажных, проектных и других организаций – на выполнение комплекса работ по соответствующим видам… … Большой экономический словарь

В международной практике капитального строительства выбор проектировщиков, подрядчиков, поставщиков технологического оборудования обычно осуществляется на конкурсно основе путем проведения торгов.

Весь процесс строительной деятельности стран с развитой экономикой так или иначе связан с выбором лучшего проект; надежного поставщика, подрядчика, партнера, способных обеспечить лучшее качество продукции, работ, услуг, наименышие затраты при освоении проекта, сокращение сроков осуществления работ по тому или иному проекту.

Лучшим механизмом для создания конкурентной среды являются подрядные торги, позволяющие демонополизироват рынок строительных услуг.

Заказчик работ при торгах стремится обеспечить лучшие условия по ценам, качеству работ и срокам их выполнения.

Торги по сравнению с прямыми двусторонними договорами создают условия конкуренции между подрядными строительными и проектными фирмами, поставщиками и позволяют заказчику выбрать наиболее выгодные предложения с точки зрения как цены,так и других коммерческих и технологических условий

Конкуренция при размещении заказов идет на каждой фазе жизненного цикла проекта. Это осуществляется в виде конкурсов, подрядных торгов.

Подрядные торги могут проводиться при:

Строительстве зданий, сооружений, предприятий;

Выполнении проектно-изыскательских, монтажных, пуско-наладочных и других видов работ;

Выборе поставщика материалов, конструкций, оборудования;

Управлении проектом, инжиниринге, консультировании и контроле и надзоре;

Других технических и организационных работах и услугахих обоснованных сочетаниях.

Из приведенных условий вытекает определение: подрядные торги — конкурсная форма размещения заказов в инвестиционной строительной деятельности на всех фазах осуществления проекта с целью выбора лучшего предложения для выполнения работ и оказания услуг.

Торги — практически единственный способ выбора исполнителей строительных работ на конкурсной основе, которые материально гарантировали бы точное выполнение своих обязательств.

В работе рассматриваются основные моменты проведения конкурсных торгов и заключения контракта с победителем торгов.

Организацию и проведение подрядных торгов (конкурсов) можно рассматривать как некий проект, целью которого является выбор лучшего предложения для успешного выполнения работ, оказания услуг (табл. 8.1).

Таблица 8.1. Организационный процесс подрядных торгов

Представленным фазам осуществления проекта торгов соответствует процедура и последовательность выполнения тех или иных работ участниками торгов.

Состав и объем фаз носят общий характер и могут быть изменены и дополнены в каждом конкретном случае. На каждом шаге проекта торгов участники торгов выступают в рамках своих прав, функций и ответственности.

Существует ряд методических указаний, разработаны нормативы и способы (методы) достижения соответствия требованиям нормативных документов, которые применяются на каждой из фаз осуществления проекта торгов, а сам процесс проведения подрядных торгов должен рассматриваться как этап жизненного цикла реализации инвестиционного проекта.

Процедура проведения торгов состоит из следующих этапов.

До принятия решения о проведении подрядных торгов заказчик должен получить необходимые инвестиционные ресурсы (или право распоряжаться ими в требуемый для создания объекта интервал времени), подтвержденные соответствующими финансовыми документами, например кредитным договором, банковской справкой, постановлением исполнительного органа государственной власти, на полное или частичное финансирование объектов для федеральных государственных нужд.

Следующим комплексом проблем, которые необходимо решить заказчику до объявления торгов, является разработка концепции будущих договорных отношений между заказчиком и победителем торгов. Суть концепции выражается в степени ответственности всех субъектов инвестиционной деятельности. Степень ответственности определяется организацией взаимоотношений заказчика и исполнителя работ (подрядчика).

Наиболее развитой формой отношений между заказчиком и исполнителем является подбор генерального исполнителя (генподрядчика). Степень ответственности за выполнение работ определяется на основе контракта, заключенного между заказчиком и генподрядчиком. На основе этих контрактных отноношений генподрядчик выбирает для выполнения специальных видов работ субподрядчиков.

После выполнения вышеперечисленных условий одной из первых проблем, которую следует решить заказчику, является определение и назначение организатора торгов.

Функции организатора торгов заказчик может поручить одной из специализированных фирм, имеющей лицензию на этот вид деятельности, либо приказом главы администрации субъекта РФ определяется фирма, которой поручается работа на всей территории данного субъекта РФ. Организатор торгов выполняет следующие функции: формирует и утверждает состав тендерного комитета, готовит документы для объявления торгов, осуществляет публикацию объявления или рассылку предложений, организует разработку и распространение тендерной и другой необходимой документации, утверждает результаты торгов, ликвидирует тендерный комитет.

Полномочия организатора торгов подтверждаются распорядительным документом заказчика или соответствующим договором. Организатор имеет право делегировать часть своих полномочий тендерному комитету.

После назначения организатора торгов заказчик или организатор торгов определяет объект и предмет торгов.

До объявления о торгах организатор торгов, реализуя условия заказчика, решает вопрос о виде торгов: открытые торги или закрытые, с предварительной квалификацией или без нее.

При закрытых торгах заказчик для участия в торгах приглашает несколько уже известных ему фирм. При открытых то-гах заказчик путем объявления в открытой печати приглашает всех желающих принять участие в торгах. Объявление о торгах, публикуемое в печати, составляется в произвольной форме,на открытых торгах могут принять участие все желающие иностранные и местные фирмы. Сообщение о проведении предварительной квалификации обязательно должно содержаться в объявлении о торгах. При проведении закрытых торгов сообщение о проведении предварительной квалификации содержится в приглашении.

В зависимости от объекта и предмета торгов заказчик (или организатор торгов) самостоятельно формирует тендерный комитет, привлекая собственных специалистов, представителей научно-исследовательских, проектных, инженерно-консультационных и других организаций, отдельных консультантов и экспертов на основании заключенных с ними договоров в соответ-ствии с действующим законодательством.

В состав тендерного комитета могут включаться представители Минстроя России и Межведомственной комиссии по подрядным торгам при Минстрое России.

Тендерный комитет совместно с организатором торгов и заказчиком несут полную ответственность за правильность подготовки, проведения и объективность результатов торгов, соблюдение законов и других нормативных актов Российской Федерации, международных соглашений. Тендерный комитет имеет право делегировать часть своих функциональных обязанностей по разработке, распространению и экспертизе тендерной документации, оценке конкурсных предложений инженерно-консультационным организациям, имеющим соответствующую лицензию.

В случае принятия заказчиком решения о проведении торгов с предварительной квалификацией претендентов проводится процедура по определению технических, экономических, организационных и других потенциальных возможностей претендента для выполнения представляемого на торги подряда. Предварительная квалификация обеспечивает определенные гарантии отбора возможных претендентов.

После этого тендерным комитетом разрабатывается тенде-ная документация (тендер), состоящая из технической и коммерческой частей. В ней, помимо указания места, дня и часа открытия и закрытия торгов, названия организации, которая их проводит, содержится информация о характере объекта, его мощности, производительности; об основных технико-экономических характеристиках; о том, какая дополнительная техническая и пояснительная документация должна прилагаться оферентом к его предложению; об основных коммерческих и технических условиях, в том числе о сроках строительства, об условиях платежа (а также другая информация, например, связанная с предоставлением экспортером кредита) и внесении гарантийных залогов (их величина, возможность замены банковской гарантией); указания на то, в каких ценах должно подаваться предложение оферентами, допускаются скользящие цены для крупных объектов; сообщаются также условия арбитража, штрафов, гарантий, возможность (или невозможность) предоставления альтернативных предложений и требований, связанных с обеспечением технического обслуживания. Если речь идет о строительстве объекта, документация содержит отдельное описание объекта, технические требования, необходимый объем графических материалов, коммерческие условия, проект контракта, что позволяет подрядчику правильно оценить стоимость строительства, а в дальнейшем, в случае присуждения подряда, составлять рабочую документацию и осуществлять строительство. Тендерная документация выкупается за определенную, как правило, незначительную, плату.

1) общую (общие условия торгов), которая нередко аналогична для многих видов объектов, строящихся в данной стране;

2)специальную, содержащую необходимые сведения о данном конкретном объекте (подробные технико-экономические характеристики); к этой части в случае необходимости могут прилагаться (помимо спецификаций) чертежи и другая документация.

При успешном прохождении предварительной квалификации подрядчики представляют на торги оферту, конкурс между подрядчиками обостряется,и на последующем этапе торгов отбираются наиболее сильные из них, в том числе за счет обоснования рациональной для заказчика и подрядчика стоимости работ. На заключительном этапе торгов (выявление победителя и подписание контракта) определяется окончательная договорная цена подрядных работ. И хотя в составе показателей оферты цена не всегда является наиболее весомым критерием при оценке потенциальных возможностей соискателя, тем не менее она занимает одно из ведущих мест, а ее определение представляет собой, пожалуй, самую сложную, трудоемкую и ответственную задачу. Более того, если другие частные показатели (критерии) являют собой на момент их предоставления и определения условно постоянными величинами (опыт строительства, показатели финансового состояния подрядных организаций, уровень квалификации специалистов, уровень технической оснащенности и др.), то цена оферты — это такой частный показатель, величина которого не может быть однозначной.

Для определения стоимости в ходе подготовки предложений по свободным (договорным) ценам на строительную продукцию вставляются:

При разработке оснований инвестиций и проектно-сметной документации по заказу инвестора — инвесторские сметы;

При подготовке договора, когда разработана тендерная документация, — расчеты подрядчика.

При этом следует иметь в виду, что стоимости, определенные инвесторскими сметами и расчетами подрядчика, могут не совпадать.

Сметы инвестора и подрядчика могут составляться различными методами, выбор которых осуществляется в каждом конкретном случае в зависимости от договорных условий и общей экономической ситуации.

1) определение стоимости предмета подрядных торгов (Цт) при наличии предпроектной и проектно-сметной документации, когда:

2) определение стоимости предмета подрядных торгов при отсутствии предпроектной и проектно-сметной документации по укрупненным показателям и по объектам-аналогам несколькими вариантами, имея в виду, что необходимо располагать при этом основными проектными решениями и сроками выполнения работ.

В рыночных отношениях у подрядчика возникает необходимость провести расчеты стоимости подрядных работ по структуре затрат, которая не соответствует рекомендациям Минстроя РФ. Это обусловлено тем, что при сравнительном анализе стоимости строительства по всем оферентам заказчика не интересует структура затрат подрядчика. Оферент, у которого определенная им стоимость, а также другие параметры окажутся наиболее приемлемыми для заказчика, победит на подрядных торгах. Он получит право заключения контракта на выполнение подрядных работ.

Таким образом, предложенный новый подход к системе ценообразования и определению стоимости строительства позволяет упорядочить определение договорных цен на строительную продукцию с учетом увязки интересов заказчиков и подрядчиков.

При подаче документов в тендерный комитет для подтверждения серьезности своих намерений каждый претендент вноси залог, как правило, в среднем 2% от суммы предложения. Если предложения отклоняются, то залоговая сумма претенденту возвращается.

Для успешного выступления оферентов на торгах большое значение имеет строгое соблюдение всех положений и требований, указанных в условиях торгов, а также составление оферт по строго определенной форме. Без соблюдения этих требований возможность выигрыша торгов практически нереальна, так как их организаторы имеют право не только отклонять, но и совсем не рассматривать те предложения, которые не соответствуют оговоренным условиям. Помимо соблюдения всех вышеуказанных формальностей, предложения участников торгов должны быть надлежащим образом подписаны, заверены печатью оферента и направлены организаторам торгов в заклеенных, а иногда (как то требуется в отдельных странах) — в двойных конвертах. В этом случае на внешнем из них пишется только адрес организации, проводящей торги (или адрес принимаю-щего предложения), а на внутреннем — номер торгов, наименование объекта и дата.

После проведения встреч и переговоров, посещения места строительства, проверки документов происходит определение победителя торгов согласно утвержденному регламенту, оформляемое протоколом тендерного комитета, который не является актом юридического скрепления сделки.

В назначенный день и час вскрываются конверты с предложениями, но в связи с тем, что предложения содержат большой объем информации, в этот день дается объявление обо всех участниках торгов и о претендентах, которые допущены к дальнейшему рассмотрению. Принятие решения и присуждение заказа обычно происходит через несколько месяцев после изучения предложений, кредитоспособности претендентов, их производственных возможностей.

Заключительный этап в случае успешного проведения окончательных торгов завершается подписанием контракта.

Нормативно-правовые документы предполагают длинную цепочку юридических действий, начиная от разработки конкурсной документации и размещения объявления о торгах в средствах массовой информации и заканчивая определением победителя торгов и заключением с ним контракта.

Контракт для придания ему обязательной силы должен быть юридически оформлен.

На рынках объектов капитального строительства применяется значительное число моделей контрактов, отличающихся способами оценки стоимости выполняемых подрядчиком работ и степени ответственности участвующих в выполнении работ. На сегодня существует четыре основных типа контрактов, используемых в инвестиционной сфере, — А, В, С и D.

Тип А — контракт с установленной твердой, пайшальной ценой (суммой). Паушальная цена (сумма) — это общая сумма без дифференцирования составляющих ее частей (слагаемых). Термин происходит от немецкого слова «pauschal» (на круг, в общем, всего); употребляется, когда речь идет об установлении одной общей суммы за партию однородных или разнородных товаров либо за выполнение определенных работ (услуг). Например, за поставку комплектного оборудования для сооружаемой электростанции назначается паушальная сумма 30 млн долл. (вместо указания цены каждого соответствующего агрегата). В торговых сделках паушальная цена — это цена на круг для общего количества товара без различия по сортам, качеству и т.д.; паушальная скидка — общая скидка, выраженная не в процентах от суммы, а в абсолютной цифре; паушальное количество — общее количество без подразделения по отдельным сортам, видам и пр.

Контракт типа А предусматривает выплату заказчиком подрядчику заранее обусловленной паушальной суммы после выполнения последним работ, определенных чертежами или спе-цификациями. Обусловленная паушальная сумма не подлежит пересмотру, за исключением случаев внесения самим заказчиком изменений в проект в ходе его выполнения. В современных условиях многие заказчики отдают предпочтение контрактам с паушальной ценой.

В процессе заключения и выполнения строительных контрактов подрядная фирма берет на себя гарантийные обязательства, требующие внесения соответствующих залоговых сумм.

Можно различать следующие виды гарантийных обязательств:

1. Гарантийный залог при подаче предложений на строительство объектов. Вносится фирмами-оферентами в тендерный комитет — организацию, которая проводит торги, на четко установленный срок. Если предложение оферента не принимается заказчиком, то залог возвращается. В случае, если представленное предложение будет отозвано оферентом ранее установленного срока, внесенный залог не возвращается.

Величина гарантийного залога зависит от общей стоимости поставок и составляет обычно в среднем 2% от общей предложения (оферты).

Залог выставляется в одном из банков страны, проводящей торги, или в отделении какого-либо иностранного банка в данном государстве. Если оферентом является государственная организация, то указанный залог может быть заменен банковской гарантией.

2.Гарантийный залог по выполнению контракта охватывает весь период строительных работ и обычно составляет примерно 10% от стоимости контракта. Залог вносится строительной фирмой (подрядчиком) под банковскую гарантию. Гарантия также может предоставляться страховой компанией, которая берет на себя ответственность за действия подрядчика. Залоговая сумма предназначена для покрытия убытков, связанных с невыполнением подрядчиком условий контракта (поэтому весьма важно, чтобы условия были четко сформулированы) и другими допущенными в ходе работ ошибками. Сумма ущерба определяется сторонами по взаимному согласию или через арбитраж. Существует также практика получения гарантийных сумм заказчиком от банка по требованию независимо от степени соблюдения контракта подрядчиком и обоснованности претензии. Некоторые банки предпочитают такую систему, поскольку она избавляет их от необходимости разбора исков, однако это может приводить к злоупотреблениям.

3.Гарантия платежеспособности (платежа) свидетельствует о возможностях подрядчика выплачивать заработную плату своим рабочим, оплачивать стройматериалы и работы субподрядчиков.

Разновидностью гарантии платежа является гарантия обязательств по авансовым платежам. Гарантийное обязательство по авансовым платежам охватывает платежи, производимые заказчиком подрядчику авансом для покрытия мобилизационных расходов, например на первоначальное приобретение материалов и оборудования.

4.Гарантия по завершении строительства охватывает гарантийный эксплуатационный период, предусмотренный условиями контракта. Она служит залогом для покрытия расходов, связанных с устранением дефектов, выявившихся в процессе эксплуатации. Это может быть сумма, удерживаемая заказчиком на гарантийный срок, либо банковская гарантия на такую сумму (обычно 5—10% от стоимости объекта).

Таким образом, система гарантий играет позитивную роль, поскольку предоставляемые гарантии содействуют тому, чтобы проект был завершен, подрядным рабочим выплачивалась зарплата, а поставщикам стройматериалов и субподрядчикам оплачивались счета в случае банкротства подрядчика, чтобы обеспечивалась защита инвестора от потерь в случае наложения ареста на имущество подрядчика (если последний не производи выплату зарплаты и не оплачивает счета за поставленные строй-материалы и осуществленные субподрядчиками работы), и, наконец, система гарантий способствует нормальному функционированию механизма платежей путем исключения неплатежеспособности подрядчика.

Организатор торгов имеет право без объявления причины признать торги несостоявшимися. Это может произойти, если ни одно из предложений претендентов его не устраивает, но может быть и другая причина: заказчик ввиду изменения своего финансового положения видит, что не сможет оплатить строительство, и признает торги несостоявшимися. В результате фирма-претендент не получает заказ, а деньги, которые были внесены в залог, хотя и временно, но все же уменьшили ее оборотный капитал.

Если фирма, получившая подряд с торгов, заключает подряд с заказчиком, в нем оговариваются стоимость, вид валюты, условия платежей, сроки выполнения работ, формы урегулирования споров, законодательные положения, различного рода санкции, виды страхования, особые условия.

Форма контракта в значительной мере зависит от характера сооружаемого объекта. Контракты, как правило, имеют два раздела: по общим условиям и конкретным условиям, применяе-мым к данному проекту.

Общие условия включают следующие положения: определения и толкования; функции инженерной фирмы и ее представителей, распределение работ, строительные материалы и качество работ; срок начала строительства и задержки, изменения и дополнения; оборудование; временные работы и материалы, измерение объема работ; предварительные суммы, сертификаты и платежи; полномочия; особые риски; урегулирование споров; уведомления; невыполнение условий по вине заказчика; изменение стоимости; законодательные положения; валютаи валютные курсы.

Конкретные условия зависят от особенностей данного контракта и включают положения, касающиеся нормативов, гарантий, страхования, рабочей силы, субподрядчиков, материалов, оборудования, платежей, завершения работ, льгот, убытков, эксплуатационных расходов и др.

Надежное комбикормовое оборудование от фирмы "Аллрелла"
http://www.allrella.ru/

Сертификация Продукции: обязательная сертификация продукции. Лицензии. Сертификаты. Заключения.
www.certificon.ru


"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2009, N 6

Одним из способов заключения договоров на выполнение подрядных работ является участие организации в тендерах, проводимых как для государственных (муниципальных) нужд, так и для коммерческих компаний. В обоих случаях участники таких торгов несут определенные затраты, хотя само участие в них не всегда приводит к подписанию нового контракта. Из чего же складываются расходы на участие в конкурсе? Как отражаются они в бухгалтерском и налоговом учетах? Все ли организации могут учесть такие расходы в целях налогообложения? Какую при этом позицию занимают Минфин, ФНС, арбитры? Обо всем этом вы узнаете из предлагаемой статьи.

Правовое регулирование

Возможность заключения договора путем проведения торгов (открытых и закрытых) предусмотрена гл. 28 "Заключение договора" ГК РФ. В частности, в ст. 447 ГК РФ установлено, что в таком случае проводятся аукцион или конкурс и договор заключается с лицом, выигравшим их, то есть с тем, кто предложил на аукционе наиболее высокую цену, а по конкурсу - лучшие условия.

Непосредственно требования по организации и порядок проведения торгов установлены в ст. 448 ГК РФ. К примеру, извещение о проведении торгов должно быть дано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. А если предметом торгов является только право на заключение договора (а именно об этом наша статья), в извещении о предстоящих торгах должен быть указан предоставляемый для этого срок.

Следует иметь в виду, что п. 3 ст. 448 ГК РФ предусмотрен односторонний отказ организатора торгов от их проведения: для аукциона - в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а для конкурса - не позднее чем за тридцать дней до его проведения. В таких случаях организатор открытых торгов обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб, если такой отказ произошел с нарушением указанных сроков. А вот организатор закрытого аукциона или закрытого конкурса обязан возместить участникам реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал его отказ от торгов.

Все вышеизложенное в равной степени относится к подрядным торгам, проводимым как для госнужд, так и для нужд коммерческих компаний. Однако для торгов по государственным контрактам действует еще и специальный порядок, регулируемый Положением о подрядных торгах в Российской Федерации <1> (далее - Положение о подрядных торгах). С учетом того, что в остальных случаях (для коммерческих нужд) заказчик может принять решение о проведении подрядных торгов в порядке, установленном для государственных заказов, приведем некоторые определения и положения из данного документа:

подрядные торги - форма размещения заказов на строительство, предусматривающая выбор подрядчика для выполнения работ и оказания услуг на основе конкурса;

заказчик - лицо, для которого строится, реконструируется и оснащается объект торгов;

организатор торгов - лицо, которому заказчиком поручено проведение торгов;

тендерный комитет - постоянный или временный орган, создаваемый заказчиком или организатором для организации и проведения торгов;

претендент - лицо, решившее принять участие в торгах до момента регистрации оферты;

оферент - лицо, от имени которого представлена оферта;

тендер - конкурсная форма проведения подрядных торгов, представляющая собой соревнование представленных претендентами оферт с точки зрения их соответствия критериям, содержащимся в тендерной документации;

тендерная документация - комплект документов, содержащих исходную информацию о технических, коммерческих, организационных и иных характеристиках объекта и предмета торгов, а также об условиях и процедуре торгов;

оферта - предложение заключить контракт в отношении конкретного предмета торгов на условиях, определяемых в тендерной документации.

<1> Утверждено Распоряжением Госкомимущества России N 660-р и Минстроя России N 18-7 от 13.04.1993.

Подрядные торги могут проводиться при размещении заказов:

  • на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт предприятий, зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе на условиях "под ключ";
  • на выполнение проектных, инженерно-изыскательских, конструкторских, строительных, монтажных, пусконаладочных и других видов работ;
  • на поставку комплектного технологического оборудования, в том числе на условиях "под ключ";
  • на управление проектом, консультирование, надзор;
  • на любые технически и организационно обоснованные сочетания указанных работ и услуг.

Основными видами подрядных торгов являются:

  • с предварительной квалификацией и без предварительной квалификации (в зависимости от проведения организатором торгов предварительного отбора претендентов);
  • с участием иностранного оферента и без участия иностранного оферента (в зависимости от участия иностранных оферентов);
  • гласные и негласные (в зависимости от участия оферентов в процедуре торгов и оглашения их результатов);
  • первичные и повторные (в зависимости от того, в который раз назначаются торги по данному предмету торгов);
  • открытые и закрытые (ограниченные по числу претендентов) (в зависимости от формы проведения торгов).

Требования к претендентам

Как уже было сказано, порядок проведения подрядных торгов по госзаказам регламентирован Положением о подрядных торгах. При этом требования к претендентам тендеров, проводимых коммерческими компаниями, кроме ГК РФ, ничем не ограничены и зависят от волеизъявления заказчика. Например , им могут быть выставлены следующие требования:

  • участник конкурса должен обладать необходимыми профессиональными знаниями, специализацией и опытом выполнения работ, иметь лицензии на выполняемые работы вместе с приложениями, описывающими конкретные виды деятельности, на которые организация обладает лицензией, иметь ресурсные возможности (финансовые, материально-технические, производственные, трудовые);
  • участник конкурса не должен являться неплатежеспособным или банкротом, находиться в процессе ликвидации, на имущество участника конкурса в части, существенной для исполнения договора, не должен быть наложен арест, экономическая деятельность участника конкурса не должна быть приостановлена;
  • участник не должен иметь невыполненных обязательств перед третьими лицами, в частности перед заказчиком конкурса;
  • наличие обученного, аттестованного персонала с квалификацией, соответствующей видам выполняемых работ;
  • стаж работы работников (специалистов, рабочих) в организации - не менее года;
  • наличие положительного опыта выполнения аналогичных договоров не менее трех лет, подтвержденного рекомендательными письмами руководителей предприятий;
  • участник должен обладать достаточной материально-технической базой, оборудованием, инструментами и приспособлениями для выполнения указанных работ.

Что касается вопроса об обеспечении конкурсной заявки в подрядных торгах, проводимых коммерческими организациями, то в отличие от конкурсов по госзаказам такое требование может быть, а может и не быть. В основном в качестве обеспечения конкурсной заявки служит задаток или банковская гарантия.

Задаток

Условие о внесении участником задатка (денежной суммы) предусмотрено п. 4 ст. 448 ГК РФ. Задаток возвращается претенденту в двух случаях (п. 4 ст. 448 ГК РФ): если торги не состоялись и если торги не выиграны им.

В отношении участника, выигравшего торги, установлено, что в этом случае сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по договору при условии его заключения (абз. 2 п. 4 ст. 448 ГК РФ).

Если же победитель торгов уклоняется от подписания договора (протокола о результатах торгов), то он лишается задатка. Если в силу каких-либо причин организатор торгов уклоняется от подписания договора, то он обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить победителю убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка (п. 5 ст. 448 ГК РФ).

На первый взгляд, все понятно. Однако есть вопрос, на котором хотелось бы заострить внимание: как в рассматриваемом нами случае (подрядные торги) задаток, внесенный участником, ставшим по результатам конкурса победителем, может быть засчитан в счет исполнения обязательства по заключенному договору на выполнение подрядных работ? То есть: как в случае неденежных обязательств подрядчика перед заказчиком работает абз. 2 п. 4 ст. 448 ГК РФ? По мнению автора, если по условиям подрядных торгов в качестве обеспечения конкурсных заявок предусмотрен задаток, то он должен возвращаться победителю конкурса.

В подтверждение сказанного приведем Постановление ФАС ЦО от 28.02.2007 N А48-2962/06-4. Итак, организатор конкурса на поставку оборудования по госконтракту заключил с участником торгов договор о взносе, по условиям которого претендент перечисляет денежную сумму на расчетный счет организатора торгов до момента окончания приема конкурсных заявок на участие в торгах (конкурсе), подтверждая тем самым свое намерение участвовать в них. При этом отдельным пунктом договора о взносе предусмотрено, что денежные суммы, внесенные претендентом, в случае признания последнего победителем не возвращаются, а относятся на возмещение затрат по организации и проведению торгов.

После исполнения указанных условий претендент, ставший победителем, надлежащим образом исполнил обязательства по заключенному госконтракту - поставил организатору соответствующие товарно-материальные ценности. В свою очередь, организатор произвел оплату поставленного товара, оставив взнос претендента у себя, в связи с чем победитель и обратился в арбитражный суд с требованием о признании пункта, в котором говорится о невозврате взноса в случае выигрыша претендента, недействительным (ничтожным), как не соответствующего п. 4 ст. 448 ГК РФ, и, как следствие, о том, чтобы обязать организатора конкурса вернуть суммы взноса, полученные по ничтожной части сделки. Суд поддержал требования победителя о необходимости возвратить задаток.

ФАС ЦО, учитывая все обстоятельства, указал: арбитражный суд пришел к правомерному выводу о том, что данная денежная сумма в нарушение п. 4 ст. 448 ГК РФ не может быть использована организатором торгов на возмещение понесенных им затрат по организации и проведению торгов, а должна быть учтена в счет исполнения обязательств выигравшего торги по государственному контракту. Довод организатора о том, что сумму взноса, внесенную участником по договору о взносе, нельзя признать задатком, поскольку задаток как способ обеспечения обязательств, предусмотренный п. 1 ст. 380 ГК РФ, применяется только в тех случаях, когда участник торгов покупает товары на торгах, а не выступает в качестве поставщика, обоснованно не принят во внимание.

Согласно ст. 380 ГК РФ задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения. Из смысла п. 4 ст. 448 ГК РФ следует, что задаток вносится для определения серьезности намерения претендента участвовать в торгах и для побуждения стороны заключить договор в будущем. Указанные в вышеназванных нормах права обеспечительные меры в виде задатка отличаются по своему существу и влекут разные правовые последствия.

В положении договора о взносе и конкурсной документации под взносом понимаются денежные средства, вносимые претендентом для участия в конкурсе, то есть для выражения серьезности намерения претендента участвовать в торгах и для обеспечения исполнения будущего договора (государственного контракта). Таким образом, в конкурсной документации и договоре о взносе произошла подмена понятий задатка и взноса.

С учетом изложенного ФАС ЦО постановил: вывод арбитражного суда о том, что спорный пункт договора о взносе должен соответствовать требованиям п. 4 ст. 448 ГК РФ, является правомерным.

Банковская гарантия

Как показывает практика, для обеспечения серьезности намерения участника-подрядчика, кроме задатка, торги могут предусматривать условие о приобретении им банковской гарантии. Обычно в ней определяется денежная сумма, которая выплачивается банком заказчику при условиях, установленных для случая утраты подрядчиком внесенного задатка (ст. 448 ГК РФ). Например , гарантийная сумма выплачивается:

  • если подрядчик отзывает свою конкурсную заявку в течение срока ее действия;
  • если была выявлена недостоверность сведений, содержащихся в конкурсной заявке;
  • если по вине подрядчика контракт (договор) между ним и заказчиком не был заключен в установленный срок;
  • если подрядчик, будучи уведомленным о присуждении ему права на заключение контракта (договора) в течение срока действия конкурсной заявки, откажется его подписать либо не сможет или откажется предоставить обеспечение его выполнения в соответствии с инструкцией участнику конкурса.

Справедливости ради скажем, что в случае обеспечения конкурсной заявки банковской гарантией вопрос о возврате задатка победителю после заключения контракта снимается.

Бухгалтерский учет

Расходы подрядчика, связанные с тендерными торгами (уплата сбора за участие в конкурсе, приобретение тендерной документации, приобретение банковской гарантии и прочие), в бухгалтерском учете до объявления результатов конкурса первоначально учитываются на счете 97 "Расходы будущих периодов" как расходы, понесенные в связи с предстоящими работами. В случае признания подрядчика победителем данные затраты признаются прямыми расходами по договору строительного подряда и списываются в дебет счета 20 "Основное производство". В случае проигрыша все расходы, связанные с подготовкой тендерной документации, признаются прочими расходами и списываются на счет 91-2 "Прочие расходы" в месяце объявления результатов конкурса.

Следует отметить, что внесенный участником задаток к вышеперечисленным расходам не относится. По мнению автора, до объявления результатов тендера (до возврата или зачета в счет исполнения обязательств по договору) эти суммы не могут признаваться расходом (п. 3 ПБУ 10/99), так как задаток в данном случае выполняет обеспечительную функцию - удостоверяет факт намерения заключить договор. Поэтому корректнее отражать суммы внесенного задатка по дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Расчеты по внесенному задатку", и кредиту счета 51 "Расчетный счет".

Примечание. Организация должна документально подтвердить не только уплату взноса участника, оформление банковской гарантии и сумму компенсации банку, но и факт участия в конкурсе.

В случае отрицательного результата суммы возвращаемого задатка отражаются в учете обратной проводкой: Дебет 51 Кредит 76. В случае положительного результата, как мы уже говорили, задаток также возвращается победителю и отражается на бухгалтерских регистрах аналогичными записями.

Если задаток возвращается претенденту в двойном размере (п. 5 ст. 448 ГК РФ), то сумма, превышающая размер внесенного задатка, признается прочим доходом (п. 2 ПБУ 9/99).

Налоговый учет

В налоговом учете, как и в бухгалтерском, расходы на участие в подрядных торгах находят свое отражение при любых результатах конкурса - отрицательных (пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ) либо положительных (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Такой вывод следует из разъяснений Минфина по данному вопросу (Письма от 16.01.2008 N 03-03-06/1/7, от 07.11.2005 N 03-11-04/2/109, от 31.10.2005 N 03-03-02/121). Так, в Письме N 03-03-06/1/7 финансисты сообщают, что расходы организации, связанные с участием в тендерных торгах, которые проиграны, могут быть признаны для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов в случае, если они понесены в связи с выполнением требований, предъявляемых организаторами торгов участникам торгов, и не возвращаются им при проигрыше (в частности, к таким расходам могут быть отнесены расходы по уплате сбора за участие в конкурсе, расходы по приобретению тендерной документации, приобретению банковской гарантии). Указанные расходы, подтвержденные документально, учитываются для целей налогообложения прибыли единовременно.

Кроме того, по мнению Минфина, в случае возврата организаторами торгов сумм, внесенных участниками торгов за участие в тендере, подобные суммы у участника включаются в состав внереализационных доходов. Данную позицию разделяют и налоговые органы (Письма ФНС России от 18.11.2005 N ММ-6-02/961, УФНС по г. Москве от 27.01.2006 N 20-12/5557).

В этой связи возникает вопрос: относится ли к ним возвращаемый задаток? Согласно п. 32 ст. 270 НК РФ задаток относится к расходам, не учитываемым в целях налогообложения. Поэтому сумма задатка для целей налогообложения прибыли в состав расходов не включается (Письмо Минфина России от 25.03.2008 N 03-03-06/1/200). Соответственно, в случае возврата задаток не относится к доходам, учитываемым в целях налогообложения в силу ст. 41 НК РФ, согласно которой доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме.

"Входной" НДС при участии в тендерах

Если организация приняла участие в тендере в рамках своей деятельности, облагаемой НДС, то "входной" НДС по приобретенным в этой связи работам (услугам) она вправе принять к вычету в случае как выигрыша, так и проигрыша при выполнении условий, предусмотренных ст. 172 НК РФ. Напомним эти условия:

  • наличие счета-фактуры с выделенной суммой НДС;
  • приобретение товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС;
  • принятие на учет указанных товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов.

Как видим, право участника на вычет НДС по расходам, осуществленным в связи с участием в подрядных торгах, кроме наличия счета-фактуры, первичных документов и постановки на учет, зависит от того, для каких операций - облагаемых или не облагаемых НДС - они приобретались. С учетом изложенного делаем вывод: если организация участвует в подрядных торгах, чтобы заключить новый договор для осуществления деятельности, облагаемой НДС, то суммы предъявленного налога по расходам, понесенным претендентом в ходе подготовки и участия в тендере, принимаются к вычету в общем порядке.

Если же в ходе тендера (подготовки к нему) организация по каким-либо причинам отказалась от участия в тендере, то принятый к вычету НДС, по нашему мнению, необходимо восстановить, поскольку в этом случае понесенные расходы утрачивают первоначальную цель -приобретение для операций, облагаемых НДС.

Пример. ООО "Веста" направило заявку на участие в подрядных торгах на выполнение строительно-монтажных работ, заказчиком которых является ЗАО "Славянка". Тендерная документация приобретена у заказчика за 11 800 руб. (в том числе НДС - 1800 руб.). Торги состоятся 20 апреля 2009 г., срок представления оферт (конкурсной документации) - до 20 марта 2009 г. Задаток, являющийся обеспечением конкурсной заявки, в сумме 50 000 руб. перечислен на расчетный счет заказчика 16 марта 2009 г. К подготовке оферты для участия в торгах ООО "Веста" привлекло специализированную компанию, стоимость услуг которой составила 23 600 руб. (в том числе НДС - 3600 руб.). Подрядные торги ООО "Веста" проиграло.

Данные операции в бухгалтерском учете ООО "Веста" будут отражены так:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
руб.
В марте 2009 г.
Отражены расходы по приобретению тендерной
документации
((11 800 - 1800) руб.)
97 60 10 000
Учтен НДС с расходов по тендерной
документации
19 60 1 800
Принят к вычету НДС, относящийся к тендерной
документации
68 19 11 800
Отражена оплата тендерной документации 60 51 1 800
Перечислен задаток за участие в торгах 76 <*> 51 50 000
Отражены расходы по подготовке оферты 97 60 20 000
Учтен НДС с расходов по подготовке оферты 19 60 3 600
Отражена оплата услуг по подготовке оферты 60 51 23 600
Принят к вычету НДС, относящийся к расходам
по подготовке оферты
68 19 3 600
В апреле 2009 г.
Списаны расходы, связанные с участием в
тендере
((10 000 + 20 000) руб.)
91-2 97 30 000
Отражен возврат задатка в полной сумме 51 76 <*> 50 000
<*> Субсчет "Расчеты по внесенному задатку".

В налоговом учете расходы, связанные с участием в подрядных торгах, в сумме 30 000 руб. признаются единовременно в составе внереализационных расходов в периоде объявления результата - в апреле 2009 г., так как они понесены в связи с выполнением требований, предъявляемых организаторами торгов. Принятые к вычету суммы НДС, относящиеся к расходам по участию в тендере, восстановлению не подлежат, так как были приобретены для осуществления операций, подлежащих обложению НДС.

Участник подрядных торгов - "упрощенец"

А вот в отношении затрат, связанных с участием "упрощенца" в конкурсных торгах (тендерах) на право заключения контрактов и договоров на выполнение подрядных работ, Минфин в Письме от 02.07.2007 N 03-11-04/2/173 отметил, что п. 1 ст. 346.16 НК РФ определен перечень расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения у налогоплательщиков, использующих УСНО. Данный перечень расходов является закрытым, и с учетом того, что в нем отсутствуют расходы, связанные с участием организации в конкурсных торгах (тендерах) на право заключения контрактов и договоров, организация не вправе учитывать эти расходы при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСНО.

Следует ли при таких обстоятельствах "упрощенцу" включать в налогооблагаемый доход сумму задатка, возвращенного в связи с проигрышем на торгах? На данный вопрос Минфин в Письме от 11.10.2007 N 03-11-04/2/254 отвечает следующее. Согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ организации, применяющие УСНО, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ. При определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ. Возврат суммы задатка не отвечает требованиям ст. 41 НК РФ. В связи с изложенным сумма задатка, возвращенная организации, проигравшей в торгах, не является доходом и, соответственно, не учитывается при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСНО.

Таким образом, "упрощенцы" не учитывают в целях налогообложения расходы по участию в тендере ни в случае победы, ни в случае проигрыша.

Е.Е.Голованова

Эксперт журнала

"Актуальные вопросы

бухгалтерского учета

и налогообложения"

Подрядные торги в строительстве и в городском хозяйстве проводятся на объекты, работы и услуги, включающие строительство новых, расширение, реконструкцию и капитальный ремонт действующих зданий, городских автомобильных дорог, инженерных сооружений, содержание жилищного фонда, транспортных коммуникаций. Торги выступают эффективным способом выбора на конкурсной основе участников инвестиционно-строительной деятельности. Внедрение системы подрядных торгов обеспечивает повышение качества строительства, снижение его сроков, рациональное использование денежных средств, снижение риска невыполнения договорных обязательств при реализации инвестиционных проектов. Кроме того, в современных условиях хозяйствования, роста конкуренции конкурсное получение подряда является главным условием выживаемости строительной организации и показателем ее конкурентной позиции на рынке строительных работ и услуг.

Подрядные торги - основные понятия, сущность и содержание Переход к рыночным отношениям в инвестиционно-строительной сфере потребовал коренного пересмотра сложившихся отношений участников инвестиционного процесса, принципов формирования и установления обратных связей. При этом возникают проблемы соизмерения спроса и предложения; поведения инвесторов, заказчиков и подрядчиков; развития конкурентных отношений в строительной сфере; воздействия государства на экономическую политику организаций и др. Для решения данных проблем особенно актуальным становится включение рыночных механизмов управления строительным производством и, в частности, развитие системы подрядных торгов. Подрядные торги - это форма размещения заказов на строительство предусматривающая выбор подрядчика для выполнения работ и оказания услуг на конкурсной основе. Система торгов в капитальном строительстве представляет собой способ, при котором заказчики путем одновременного привлечения многих участников (оферентов), материально гарантирующих надлежащее исполнение своих обязательств, стремятся достичь оптимальной цены и других наилучших условий выполнения контракта (договора). Основными преимуществами торгов по сравнению с прямыми двусторонними контрактами выступают: - создание условий конкуренции при размещении заказа на выполнение работ и услуг; - поставка необходимых ресурсов и выполнение работ в требуемые строки; - обеспечение соответствующего качества закупаемых ресурсов, работ, услуг; - возможность привлечения нескольких поставщиков и подрядчиков при их солидарной ответственности за весь комплекс поставок и услуг и др. Практика показала, что внедрение системы торгов подряда обеспечивает повышение качества строительства, снижение его сроков, рациональное использование денежных средств, снижение риска невыполнения договорных обязательств при реализации инвестиционных проектов.

При соблюдении правил проведения торгов они становятся основным инструментом оптимизации цены на строительную продукцию и развития конкуренции в инвестиционно-строительной сфере. В среднем договорная цена на строительство, определяемая в результате проведения подрядных торгов оказывается на 5-30 процентов ниже первоначальной. При этом реальные стимулы для развития получают строительные организации и предприятия с эффективной организацией производства и менеджмента. Кроме того, система торгов выступает активным механизмом всесторонней интеграции отечественного строительства в мировой строительный рынок. В качестве товара на строительном рынке выступают объекты промышленного, сельскохозяйственного, социального, гражданского назначения, объекты инфраструктуры, а также отдельные виды работ. Объект капитального строительства является объектом особого рода - его потребительская стоимость заключается в способности производить другие товары или удовлетворять функциональные потребности заказчика (инвестора) и реализуется в процессе его эксплуатации.

· на строительство объектов для государственных нужд (государств, ассоциированных с Россией, входящих в РФ краев, областей и других

· образований, городов и сельских населенных пунктов);

· для инвестиций за счет различных видов собственности (государственной, общественной, частной, иностранных инвесторов, смешанной).

Могут быть и другие классификации. По виду торги могут быть внутренними и привлечением иностранных участников.

· в зависимости от проведения организатором торгов предварительного отбора претендентов - с предварительным квалификационным отбором и без него;

· в зависимости от участия иностранных оферентов - с привлечением иностранных участников и внутренние;

· в зависимости от степени допуска участников к процедуре торгов и оглашения их результатов - гласные и с ограниченным допуском участников;

· в зависимости от того, в который раз назначаются торги по данному предмету торгов, - первичные и повторные.

В практике размещения заказов для государственных нужд в строительстве и городском хозяйстве применяются следующие виды торгов: открытые с квалификационным отбором, закрытые и двухэтапные.

Частные заказчики могут применять и другие виды торгов, которые могут быть комбинацией указанных выше. Сюда относятся закрытые торги с предварительным квалификационным отбором, торги на серию объектов, торги с условиями на последующие отношения заказчика и подрядчика после окончания работ по данному проекту и другие. Вид торгов определяется так называемой тендерной стратегией, которую заказчик вместе со своим консультантом должен выбрать в самом начале работ по проекту. Далее приведены виды торгов, используемые государственными заказчиками.

Открытые торги предусматривают участие любых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подавших заявку на участие в торгах и отвечающих требованиям положений, регламентирующих организацию закупок продукции для государственных нужд. Оповещение об открытых торгах осуществляется в печатных средствах массовой информации и в специальных изданиях. Количество участников открытых торгов и степени информированности возможных претендентов. Проведение открытых торгов обеспечивает наивысшую гласность и конкуренцию. Однако этому виду торгов присущи два серьезных недостатка: во-первых, высока стоимость организации и проведения таких торгов из-за необходимости рассматривать и оценивать большое количество заявок; во-вторых, в случае, если единственным критерием является минимальная заявленная цена, существует высокий риск получить заявку с наинизшей ценой от организации, которая в силу неопытности или предумышленно неверно оценила стоимость работ.

В международной практике капитального строительства выбор проектировщиков, подрядчиков, поставщиков технологического оборудования обычно осуществляется на конкурсной основе путем проведения торгов.

Весь процесс строительной деятельности стран с развитой экономикой так или иначе связан с выбором лучшего проекта, надежного поставщика, подрядчика, партнера, способных обеспечить лучшее качество продукции, работ, услуг, наименьшие затраты при освоении проекта, сокращение сроков осуществления работ по тому или иному проекту.

Лучшим механизмом для создания конкурентной среды являются подрядные торги, позволяющие демонополизировать рынок строительных услуг.

Заказчик работ при торгах стремится обеспечить лучшие условия по ценам, качеству работ и срокам их выполнения.

Торги по сравнению с прямыми двусторонними договорами создают условия конкуренции между подрядными строительными и проектными фирмами, поставщиками и позволяют заказчику выбрать наиболее выгодные предложения с точки зрения как цены, так и других коммерческих и технических условий.

Конкуренция при размещении заказов идет на каждой фазе жизненного цикла проекта. Это осуществляется в виде конкурсов, подрядных торгов.

Подрядные торги могут проводиться при:

  • -строительстве зданий, сооружений, предприятий;
  • -выполнении проектно-изыскательских, монтажных, пусконаладочных и других видов работ;
  • -выборе поставщика материалов, конструкций, оборудования;
  • -управлении проектом, инжиниринге, консультировании, контроле и надзоре;

других технических и организационных работах и услугах или их обоснованных сочетаниях.

Из приведенных условий вытекает определение: подрядные торги - конкурсная форма размещения заказов в инвестиционно-строительной деятельности на всех фазах осуществления проекта с целью выбора лучшего предложения для выполнения работ и оказания услуг.

Торги - практически единственный способ выбора исполнителей строительных работ на конкурсной основе, которые материально гарантировали бы точное выполнение своих обязательств.

В работе рассматриваются основные моменты проведения конкурсных торгов и заключения контракта с победителем торгов.

Организацию и проведение подрядных торгов (конкурсов) можно рассматривать как некий проект, целью которого является выбор лучшего предложения для успешного выполнения работ, оказания услуг (табл. 8.1).

Представленным фазам осуществления проекта торгов соответствует процедура и последовательность выполнения тех или иных работ участниками торгов.

Состав и объем фаз носят общий характер и могут быть изменены и дополнены в каждом конкретном случае. На каждом шаге проекта торгов участники торгов выступают в рамках своих прав, функций и ответственности.

Существует ряд методических указаний, разработаны нормативы и способы (методы) достижения соответствия требованиям нормативных документов, которые применяются на каждой из фаз осуществления проекта торгов, а сам процесс проведения подрядных торгов должен рассматриваться как этап жизненного цикла реализации инвестиционного проекта.

Процедура проведения торгов состоит из следующих этапов.

До принятия решения о проведении подрядных торгов заказчик должен получить необходимые инвестиционные ресурсы (или право распоряжаться ими в требуемый для создания объекта интервал времени), подтвержденные соответствующими финансовыми документами, например кредитным договором, банковской справкой, постановлением исполнительного органа государственной власти, на полное или частичное финансирование объектов для федеральных государственных нужд.

Следующим комплексом проблем, которые необходимо решить заказчику до объявления торгов, является разработка концепции будущих договорных отношений между заказчи

Таблица 8.1 Организационный процесс подрядных торгов

Фазы торгов

Процедуры процесса подрядных торгов

Начальная фаза

Инициация торгов Назначение организатора торгов Определение объекта и предмета торгов Объявление о торгах

Фаза разработки проекта торгов: подготовка и проведение торгов

Формирование тендерного комитета Проведение предварительной квалификации Разработка тендерной документации Расчет смет инвестора и оферента Подготовка оферты и предложений Встречи и переговоры Посещение места строительства Проверка документов Внесение задатка

Фаза выполнения проекта торгов: проведение торгов

Утверждение регламента и критериев оценки

Процедура вскрытия оферт

Оценка предложений и их анализ

Обоснования тендерного комитета

Выбор генподрядчика

Выбор субподрядчика

Контроль и проверка документов

Фаза завершения:

заключение

контрактов

Подготовка контракта

Заключение контрактов и субконтрактов

Контроль документов, процедур, анализ и банк данных

Информация о победителе и контракте

ком и победителем торгов. Суть концепции выражается в степени ответственности всех субъектов инвестиционной деятельности. Степень ответственности определяется организацией взаимоотношений заказчика и исполнителя работ (подрядчика).

Наиболее развитой формой отношений между заказчиком и исполнителем является подбор генерального исполнителя (генподрядчика). Степень ответственности за выполнение работ определяется на основе контракта, заключенного между заказчиком и генподрядчиком. На основе этих контрактных отношений генподрядчик выбирает для выполнения специальных видов работ субподрядчиков.

После выполнения вышеперечисленных условий одной из первых проблем, которую следует решить заказчику, является определение и назначение организатора торгов.

Функции организатора торгов заказчик может поручить одной из специализированных фирм, имеющей лицензию на этот вид деятельности, либо приказом главы администрации субъекта РФ определяется фирма, которой поручается работа на всей территории данного субъекта РФ. Организатор торгов выполняет следующие функции: формирует и утверждает состав тендерного комитета, готовит документы для объявления торгов, осуществляет публикацию объявления или рассылку предложений, организует разработку и распространение тендерной и другой необходимой документации, утверждает результаты торгов, ликвидирует тендерный комитет.

Полномочия организатора торгов подтверждаются распорядительным документом заказчика или соответствующим договором. Организатор имеет право делегировать часть своих полномочий тендерному комитету.

После назначения организатора торгов заказчик или организатор торгов определяет объект и предмет торгов.

До объявления о торгах организатор торгов, реализуя условия заказчика, решает вопрос о виде торгов: открытые торги или закрытые, с предварительной квалификацией или без нее.

При закрытых торгах заказчик для участия в торгах приглашает несколько уже известных ему фирм. При открытых торгах заказчик путем объявления в открытой печати приглашает всех желающих принять участие в торгах. Объявление о торгах, публикуемое в печати, составляется в произвольной форме. В открытых торгах могут принять участие все желающие иностранные и местные фирмы. Сообщение о проведении предварительной квалификации обязательно должно содержаться в объявлении о торгах. При проведении закрытых торгов сообщение о проведении предварительной квалификации содержится в приглашении.

В зависимости от объекта и предмета торгов заказчик (или организатор торгов) самостоятельно формирует тендерный комитет, привлекая собственных специалистов, представителей научно-исследовательских, проектных, инженерно-консультационных и других организаций, отдельных консультантов и экспертов на основании заключенных с ними договоров в соответствии с действующим законодательством.

В состав тендерного комитета могут включаться представители Минстроя России и Межведомственной комиссии по подрядным торгам при Минстрое России.

Тендерный комитет совместно с организатором торгов и заказчиком несут полную ответственность за правильность подготовки, проведения и объективность результатов торгов, соблюдение законов и других нормативных актов Российской Федерации, международных соглашений. Тендерный комитет имеет право делегировать часть своих функциональных обязанностей по разработке, распространению и экспертизе тендерной документации, оценке конкурсных предложений инженерно-консультационным организациям, имеющим соответствующую лицензию.

В случае принятия заказчиком решения о проведении торгов с предварительной квалификацией претендентов проводится процедура по определению технических, экономических, организационных и других потенциальных возможностей претендента для выполнения представляемого на торги подряда. Предварительная квалификация обеспечивает определенные гарантии отбора возможных претендентов.

После этого тендерным комитетом разрабатывается тендерная документация (тендер), состоящая из технической и коммерческой частей. В ней помимо указания места, дня и часа открытия и закрытия торгов, названия организации, которая их проводит, содержится информация о характере объекта, его мощности, производительности; об основных технико-экономических характеристиках; о том, какая дополнительная техническая и пояснительная документация должна прилагаться оферентом к его предложению; об основных коммерческих и технических условиях, в том числе о сроках строительства, об условиях платежа (а также другая информация, например, связанная с предоставлением экспортером кредита) и внесении гарантийных залогов (их величина, возможность замены банковской гарантией); указания на то, в каких ценах должно подаваться предложение оферентами, допускаются скользящие цены для крупных объектов; сообщаются также условия арбитража, штрафов, гарантий, возможность (или невозможность) предоставления альтернативных предложений и требований, связанных с обеспечением технического обслуживания. Если речь идет о строительстве объекта, документация содержит отдельное описание объекта, технические требования, необходимый объем графических материалов, коммерческие условия, проект контракта, что позволяет подрядчику правильно оценить стоимость строительства, а в дальнейшем, в случае присуждения подряда, составлять рабочую документацию и осуществлять строительство. Тендерная документация выкупается за определенную, как правило, незначительную, плату.

  • 1) общую (общие условия торгов), которая нередко аналогична для многих видов объектов, строящихся в данной стране;
  • 2) специальную, содержащую необходимые сведения о данном конкретном объекте (подробные технико-экономические характеристики); к этой части в случае необходимости могут прилагаться (помимо спецификаций) чертежи и другая документация.

При успешном прохождении предварительной квалификации подрядчики представляют на торги оферту, конкурс между подрядчиками обостряется и на последующем этапе торгов отбираются наиболее сильные из них, в том числе за счет обоснования рациональной для заказчика и подрядчика стоимости работ. На заключительном этапе торгов (выявление победителя и подписание контракта) определяется окончательная договорная цена подрядных работ. И хотя в составе показателей оферты цена не всегда является наиболее весомым критерием при оценке потенциальных возможностей соискателя, тем не менее она занимает одно из ведущих мест, а ее определение представляет собой, пожалуй, самую сложную, трудоемкую и ответственную задачу. Более того, если другие частные показатели (критерии) являются на момент их определения и представления условно-постоянными величинами (опыт строительства, показатели финансового состояния подрядных организаций, уровень квалификации специалистов, уровень технической оснащенности и др.), то цена оферты - это такой частный показатель, величина которого не может быть однозначной.

Для определения стоимости в ходе подготовки предложений по свободным (договорным) ценам на строительную продукцию составляются:

при разработке оснований инвестиций и проектно-сметной документации по заказу инвестора - инвесторские сметы;

при подготовке договора, когда разработана тендерная документация, - расчеты подрядчика.

При этом следует иметь в виду, что стоимости, определенные инвесторскими сметами и расчетами подрядчика, могут не совпадать.

Сметы инвестора и подрядчика могут составляться различными методами, выбор которых осуществляется в каждом конкретном случае в зависимости от договорных условий и общей экономической ситуации.

1) определение стоимости предмета подрядных торгов (Цт) при наличии предпроектной и проектно-сметной документации, когда:

где Ар - сметная стоимость в текущем уровне цен на период проведения подрядных торгов; Кн - коэффициент инфляции к стоимости предмета торгов до момента платежа по договору; К - коэффициент учета НДС;

2) определение стоимости предмета подрядных торгов при отсутствии предпроектной и проектно-сметной документации по укрупненным показателям и по объектам-аналогам несколькими вариантами, имея в виду, что необходимо располагать при этом основными проектными решениями и сроками выполнения работ.

В рыночных отношениях у подрядчика возникает необходимость провести расчеты стоимости подрядных работ по структуре затрат, которая не соответствует рекомендациям Минстроя РФ. Это обусловлено тем, что при сравнительном анализе стоимости строительства по всем оферентам заказчика не интересует структура затрат подрядчика. Оферент, у которого определенная им стоимость, а также другие параметры окажутся наиболее приемлемыми для заказчика, победит на подрядных торгах. Он получит право заключения контракта на выполнение подрядных работ.

Таким образом, предложенный новый подход к системе ценообразования и определению стоимости строительства позволяет упорядочить определение договорных цен на строительную продукцию с учетом увязки интересов заказчиков и подрядчиков.

При подаче документов в тендерный комитет для подтверждения серьезности своих намерений каждый претендент вносит залог, как правило, в среднем 2% от суммы предложения. Если предложения отклоняются, то залоговая сумма претенденту возвращается.

Для успешного выступления оферентов на торгах большое значение имеет строгое соблюдение всех положений и требований, указанных в условиях торгов, а также составление оферт по строго определенной форме. Без соблюдения этих требований возможность выигрыша торгов практически нереальна, так как их организаторы имеют право не только отклонять, но и совсем не рассматривать те предложения, которые не соответствуют оговоренным условиям. Помимо соблюдения всех указанных выше формальностей, предложения участников торгов должны быть надлежащим образом подписаны, заверены печатью оферента и направлены организаторам торгов в заклеенных, а иногда (как то требуется в отдельных странах) - в двойных конвертах. В этом случае на внешнем из них пишется только адрес организации, проводящей торги (или адрес принимающего предложения), а на внутреннем - номер торгов, наименование объекта и дата.

После проведения встреч и переговоров, посещения места строительства, проверки документов происходит определение победителя торгов согласно утвержденному регламенту, оформляемое протоколом тендерного комитета, который не является актом юридического скрепления сделки.

В назначенный день и час вскрываются конверты с предложениями, но в связи с тем, что предложения содержат большой объем информации, в этот день дается объявление обо всех участниках торгов и о претендентах, которые допущены к дальнейшему рассмотрению. Принятие решения и присуждение заказа обычно происходит через несколько месяцев после изучения предложений, кредитоспособности претендентов, их производственных возможностей.

Заключительный этап в случае успешного проведения окончательных торгов завершается подписанием контракта.

Нормативно-правовые документы предполагают длинную цепочку юридических действий, начиная от разработки конкурсной документации и размещения объявления о торгах в средствах массовой информации и заканчивая определением победителя торгов и заключением с ним контракта.

Контракт для придания ему обязательной силы должен быть юридически оформлен.

На рынках объектов капитального строительства применяется значительное число моделей контрактов, отличающихся способами оценки стоимости выполняемых подрядчиком работ и степени ответственности участвующих в выполнении работ. На сегодня существует четыре основных типа контрактов, используемых в инвестиционной сфере, - А, В, С и D.

Тип А - контракт с установленной твердой, паушальной, ценой (суммой). Паушальная цена (сумма) - это общая сумма без дифференцирования составляющих ее частей (слагаемых). Термин происходит от немецкого слова pauschal (на круг, в общем, всего); употребляется, когда речь идет об установлении одной общей суммы за партию однородных или разнородных товаров либо за выполнение определенных работ (услуг). Например, за поставку комплектного оборудования для сооружаемой электростанции назначается паушальная сумма 30 млн долл. (вместо указания цены каждого соответствующего агрегата). В торговых сделках паушальная цена - это цена на круг для общего количества товара без различия по сортам, качеству и т.д.; паушальная скидка - общая скидка, выраженная не в процентах от суммы, а в абсолютной цифре; паушальное количество - общее количество без подразделения по отдельным сортам, видам и пр.

Контракт типа А предусматривает выплату заказчиком подрядчику заранее обусловленной паушальной суммы после выполнения последним работ, определенных чертежами или спецификациями. Обусловленная паушальная сумма не подлежит пересмотру, за исключением случаев внесения самим заказчиком изменений в проект в ходе его выполнения.

В современных условиях многие заказчики отдают предпочтение контрактам с паушальной ценой. Для заказчиков преимущества контрактов с паушальной ценой проявляются в точном определении издержек реализации проекта, отсутствии (для заказчика, но не для подрядчика) финансовых рисков, простоте выбора подрядчика и управления проектом. Определение издержек по проектам осуществляется на ранней стадии, что дает возможность заказчику принимать решения с учетом предстоящих затрат и сроков выполнения работ до того, как будут сделаны крупные капиталовложения. Общий объем капитальных вложений по данному виду контракта является фиксированным.

Контракты с твердой ценой обычно связаны с меньшими инвестиционными расходами по сравнению с другими типами контрактов при условии благоприятной для заказчика экономической конъюнктуры.

Финансовый риск в этом случае для заказчика минимален, поскольку подрядчик гарантирует непревышение договорной цены, в то время как для подрядчика финансовый риск может возникнуть в связи с возможным увеличением затрат на субподрядные работы, ростом цен на материалы, оборудование, проектно-конструкторские работы, рабочую силу. Кроме того, на него полностью ложится риск невыполнения работ в оговоренные сроки вследствие погодных факторов, ошибок и просчетов.

В контрактах с паушальной ценой сокращаются и упрощаются обязанности заказчика по управлению и надзору за ходом выполнения работ, поскольку подрядчик берет на себя все стоимостные риски. Здесь заказчик может ограничиваться только контролем за соблюдением сроков и за качеством выполняемых работ. Обязанности по контролю за издержками реализации проекта сводятся к надзору за изменениями в работах и осуществлению денежных расчетов. Кроме того, действует естественный стимул для полного завершения работ по проекту в установленные сроки или досрочно, так как увеличение сроков строительства ведет в данном случае только к росту издержек у подрядчика.

Применение контрактов с твердой ценой требует соблюдения ряда обязательных условий. Если эти условия не выполняются, контракт может перестать быть эффективным для заказчика. Значительная часть квалифицированных и конкурентоспособных подрядчиков выдвигает в качестве условий требования, на которых они соглашаются брать на себя риски, связанные с выполнением контрактов с паушальной ценой.

Подрядчику должны быть полностью известны объемы и виды работ, конкретные условия строительства задолго до срока подачи заявок на торги, чтобы он мог четко оценить свои затраты. Объем работ должен соответствовать финансовым возможностям подрядчика, а стабильность экономических, политических, социальных условий в той стране, где строится объект, должна обеспечивать сведение к минимуму затрат подрядчика на покрытие различных видов рисков.

Для заключения контрактов с применением паушальной цены должны существовать благоприятные для заказчика условия на строительном рынке: не только значительное число квалифицированных и конкурентоспособных подрядчиков, проявляющих желание выступать на торгах, но и такой уровень деловой активности в соответствующем секторе строительного рынка, при котором подрядчики могут получить больший объем работ по сравнению с тем, который доступен для них по другим типам контрактов, с меньшим риском.

Контрактам с твердой ценой присущи и недостатки, из-за которых такие контракты в отдельных случаях не могут быть использованы. Например, возможное увеличение сроков работ из-за необходимости более длительной проработки проекта; большой объем работ, высокая сложность проекта, своеобразный характер работ.

Тип В - контракт с оплатой по объему работ. В контрактах этого типа стоимость работ определяется исходя из объемов работ и рыночных расценок. Первоначально оцениваются предварительные объемы предполагаемых работ, фактические объемы замеряются и оцениваются по завершении работ.

Тип С - контракт с возмещением издержек основан на оплате подрядчику фактических расходов, которые он понес в ходе выполнения работ. Этот контракт содержит также дополнительные выплаты на покрытие накладных расходов и т.д. Дополнительные выплаты определяются либо как фиксированный процент от фактических расходов, либо в виде фиксированной суммы, либо как переменная колеблющаяся величина.

Контракты А, В и С могут выступать как серийные и как контракты на проектирование и строительство. К серийным контрактам относятся контракты, заключаемые с одним и тем же подрядчиком для последовательного выполнения ряда проектов. При этом первый контракт заключается в соответствии с обычной процедурой, а последующие служат как бы продолжением первого. По контракту на проектирование и строительство один и тот же подрядчик осуществляет и проектные, и строительные работы.

Тип О - срочный контракт, предусматривающий выполнение подрядчиком определенной работы в установленный срок. При этом оплата может производиться на основе выполненного объема работ и по конкретным срокам (этапам).

Контракты типа Л, В, С и О могут быть с фиксированной или корректируемой ценой. По контракту с фиксированной ценой стоимость контракта согласовывается и фиксируется в момент его подписания. При этом фиксируемая сумма не может пересматриваться, за исключением случаев внесения изменений в спецификации либо в чертежи, а также случаев, предусмотренных условиями контракта (например, при несовпадении планируемых и фактических работ). В контракте такого типа подрядчик берет на себя весь риск, связанный с инфляционным повышением стоимости работ. Поэтому он добивается, чтобы в контракте были предусмотрены дополнительные суммы на покрытие непредвиденных расходов. Контракт с фиксированной ценой не следует смешивать с контрактом с паушальной ценой.

Контракт с корректируемой ценой содержит положение, позволяющее повышать или понижать стоимость контракта в зависимости от размеров издержек, которые несет подрядчик. Обычно контракты такого типа заключаются на длительный срок (свыше года).

К категории договоров подряда относятся и субконтракты, заключаемые генеральным подрядчиком с субподрядными фирмами, выполняющими, как правило, специализированные работы. При этом субподрядчика может назначить заказчик либо его может выбрать подрядчик по своему усмотрению.

В процессе заключения и выполнения строительных контрактов подрядная фирма берет на себя гарантийные обязательства, требующие внесения соответствующих залоговых сумм.

Можно различать следующие виды гарантийных обязательств.

1. Гарантийный залог при подаче предложений на строительство объектов. Вносится фирмами-оферентами в тендерный комитет - организацию, которая проводит торги, - на четко установленный срок. Если предложение оферента не принимается заказчиком, то залог возвращается. В случае, если представленное предложение будет отозвано оферентом ранее установленного срока, внесенный залог не возвращается.

Величина гарантийного залога зависит от общей стоимости поставок и составляет обычно в среднем 2% от общей суммы предложения (оферты).

Залог выставляется в одном из банков страны, проводящей торги, или в отделении какого-либо иностранного банка в данном государстве. Если оферентом является государственная организация, то указанный залог может быть заменен банковской гарантией.

  • 2. Гарантийный залог по выполнению контракта охватывает весь период строительных работ и обычно составляет примерно 10% от стоимости контракта. Залог вносится строительной фирмой (подрядчиком) под банковскую гарантию. Гарантия также может предоставляться страховой компанией, которая берет на себя ответственность за действия подрядчика. Залоговая сумма предназначена для покрытия убытков, связанных с невыполнением подрядчиком условий контракта (поэтому весьма важно, чтобы условия были четко сформулированы) и другими допущенными в ходе работ ошибками. Сумма ущерба определяется сторонами по взаимному согласию или через арбитраж. Существует также практика получения гарантийных сумм заказчиком от банка по требованию независимо от степени соблюдения контракта подрядчиком и обоснованности претензии. Некоторые банки предпочитают такую систему, поскольку она избавляет их от необходимости разбора исков, однако это может приводить к злоупотреблениям.
  • 3. Гарантия платежеспособности (платежа) свидетельствует о возможностях подрядчика выплачивать заработную плату своим рабочим, оплачивать стройматериалы и работы субподрядчиков.

Разновидностью гарантии платежа является гарантия обязательств по авансовым платежам. Гарантийное обязательство по авансовым платежам охватывает платежи, производимые заказчиком подрядчику авансом для покрытия "мобилизационных расходов", например на первоначальное приобретение материалов и оборудования.

4. Гарантия по завершении строительства охватывает гарантийный эксплуатационный период, предусмотренный условиями контракта. Она служит залогом для покрытия расходов, связанных с устранением дефектов, выявившихся в процессе эксплуатации. Это может быть сумма, удерживаемая заказчиком на гарантийный срок, либо банковская гарантия на такую сумму (обычно 5-10% от стоимости объекта).

Таким образом, система гарантий играет позитивную роль, поскольку предоставляемые гарантии содействуют тому, чтобы проект был завершен, подрядным рабочим выплачивалась зарплата, а поставщикам стройматериалов и субподрядчикам оплачивались счета в случае банкротства подрядчика; чтобы обеспечивалась защита инвестора от потерь в случае наложения ареста на имущество подрядчика (если последний не производит выплату зарплаты и не оплачивает счета за поставленные стройматериалы и осуществленные субподрядчиками работы) и, наконец, система гарантий способствует нормальному функционированию механизма платежей путем исключения неплатежеспособного состояния подрядчика.

Вместе с тем в современных условиях в России залоги иногда мешают принять участие в торгах возможным претендентам, так как размер залогов достаточно велик и подрядная организация при этом лишается части своего оборотного капитала на определенный период. А поскольку многие строительные организации находятся в сложном положении, изъятие части оборотного капитала на определенный срок отрицательно сказывается на их финансовом состоянии. Ведь фирма-претендент, участвуя в торгах, не имеет никакой гарантии того, что она станет победителем или что торги будут объявлены несостоявшимися.

Организатор торгов имеет право без объявления причины признать торги несостоявшимися. Это может произойти, если ни одно из предложений претендентов его не устраивает, но может быть и другая причина: заказчик ввиду изменения своего финансового положения видит, что не сможет оплатить строительство, и признает торги несостоявшимися. В результате фирма-претендент не получает заказ, а деньги, которые были внесены в залог, хотя и временно, но все же уменьшили ее оборотный капитал.

Кроме того, если фирма-претендент не выиграла конкурс, то она получает залог обратно только после окончания торгов. Поскольку срок определения победителя торгов порой достигает шести месяцев, то деньги (выданные фирмой-претендентом в виде залога) могут сильно обесцениться из-за инфляции.

Отрицательную роль может сыграть и состояние дел в экономике в целом (банковский кризис, кризис платежей, криминальная ситуация), при котором существует вероятность несвоевременного возврата или полного невозврата залога фирме-претенденту. Все перечисленные негативные факторы могут вынудить часть мелких и средних фирм отказаться от участия в торгах, на которых они могли бы выступить в качестве претендентов.