Бизнес портал

Антимонопольное законодательство впервые возникло в. Законодательство об антимонопольном регулировании. Смотреть что такое "антимонопольное законодательство" в других словарях

Антимонопольное законодательство - совокупность нормативных актов, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически влиятельных компаний. Наиболее часто ограничения затрагивают создание или других механизмов поддержания цен и раздела рынков; крупные и действия, которые могут существенно увеличить возможность продавца влиять на цену. На данный момент антимонопольные законы существуют в большинстве стран мира.

Антимонопольное законодательство — система правовых актов, позволяющих обеспечить конкурентные условия рыночных отношений, установить правила поведения участников на товарных рынках, защитить права предприятий малого и среднего бизнеса от хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке.

Первым законом, ограничивающим проявление монополизма на рынке товаров, стал Закон Шермана 1890 г., один из основных законов в рамках антитрестовского (antitrust) законодательства США, получивший название по имени автора законопроекта сенатора Дж. Шермана (Sherman Act). Закон запретил контракты, монополистические объединения и тайные сговоры, ограничивающие свободу торговли. Максимальный штраф в пользу государства, взимаемый с корпораций за нарушение закона, первоначально составлял 5 тыс. долл., затем был увеличен до 50 тыс. долл. (1955) и 1 млн долл. (1974).

После 2-й мировой войны (50–60-е гг.) антимонопольное законодательство появилось в странах Общего рынка, в Японии и почти во всех промышленно развитых странах мира. В одних государствах оно именуется антимонопольным (США, Канада, Япония, в США также называется антитрестовским) или антикартельным (Германия, Австрия, Швейцария), а в других (в т.ч. во многих странах – членах ЕС) оно определяется как законодательство по борьбе с ограничительной хозяйственной практикой.

В современном мире антимонопольное законодательство и проводимая на его основе антимонопольная политика являются одним из важнейших средств государственного регулирования экономики. Основными целями антимонопольного законодательства большинства государств являются:

  • защита и поощрение конкуренции;
  • контроль над хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке;
  • контроль за процессом концентрации производства и централизации капитала;
  • контроль над ценообразованием;
  • содействие мелкому и среднему предпринимательству и защита его интересов;
  • защита интересов потребителей.

В некоторых государствах в антимонопольное законодательство включают правовые нормы о пресечении недобросовестной конкуренции, направленной против нечестных методов конкурентной борьбы на рынках. В узком смысле антимонопольное законодательство направлено против чистых и крупных , а также на предотвращение «нечестных» действий, нарушающих нормы делового общения.

По мнению сторонников антимонопольного законодательства, оно защищает экономические интересы потребителей и способствует экономическому развитию. По мнению противников, антимонопольное законодательство является системой нарушения прав собственности и нередко или даже обычно приводит к негативным последствиям для потребителей и экономики в целом.

Антимонопольное законодательство

На уровне отдельных регионов антимонопольные законы появились еще раньше - в отдельных штатах США . Инициаторами их утверждения становились такие организации как Альянс фермеров Миссури. Они объединяли производителей, обеспокоенных ростом конкуренции со стороны более крупных и эффективных ферм. Увеличение рыночной доли, занятой крупными хозяйствами, преподносилась как опасная концентрация, ведущая к монополизации рынка. В то же время рыночная концентрация сопровождалась не сокращением производства и ростом цен, в чем обвиняли «монополистов», а прямо противоположными явлениями. Так, пшеница в 1889 году стоила на 35 % дешевле, чем в десятью годами ранее, свинина за - гг. упала в цене на 19 %, говяжья вырезка - на 39 %, скот в живом весе за пять лет подешевел на 28,8 %. Поголовье скота в США на протяжении 1880-х годов увеличилось примерно на 50 %.

Аналогичной была и ситуация на федеральном уровне. Сенатор Джон Шерман , добившийся принятия антимонопольного законодательства в США, обвинял тресты в ограничении выпуска для повышения цен. Как показывает его переписка с представителями мелких нефтяных компаний, в реальности Шерман защищал именно интересы тех предпринимателей, которые страдали от падения цен, в частности, от удешевления нефтепродуктов, вызванного применением цистерн при транспортировке нефти. В частности, он лоббировал закон, запрещающий железным дорогам предоставлять скидки на перевозку нефти в цистернах, а не в бочках.

Среди отраслей, которые в Конгрессе считались монополизированными, были производство нефти, сахара, рельсов, свинца, цинка, джута, угля и хлопкового масла. Но во всех перечисленных отраслях, о которых доступны соответствующие данные, производство между и гг. росло быстрее, чем американское производство в целом. ВНП США за данный период вырос в реальном выражении на 24 %, а в номинальном на 16 %. Что же касается выпуска в отраслях, где были образованы тресты, то в номинальном измерении он вырос за это время на 62 %, а в реальном - на 175 %. Таким образом, тресты обеспечивали рост производства и снижение цен.

Таблица. Рост выпуска в отдельных отраслях промышленности США в - гг.

Номинальный ВВП 16 % Реальный ВВП 24 %
62 % Средний по «монополизированным» отраслям 175 %
Хлопковое масло 151 % Сталь 258 %
Изделия из кожи 133 % Цинк 156 %
Веревки и шпагат 166 % Уголь 153 %
Джут 57 % Стальные рельсы 142 %
Нефть 79 %
Сахар 75 %

Таблица. Рост цен в отдельных отраслях промышленности США в - гг.

(Источник: Thomas DiLorenzo The Origins of Antitrust Rhetoric vs. Reality" Regulation, Volume 13, Number 3, Fall 1990)

С момента принятия Акта Шермана антимонопольные законы распространились в большинстве стран мира. Этот процесс не был одномоментным: так, в Италии соответствующий закон был принят через 100 лет после Акта Шермана - в 1990 году .

Таблица. Страны, где антимонопольное законодательство отсутствует

Азия Африка Европа Северная Америка Южная Америка
Афганистан Ангола Андорра Белиз Боливия
Бангладеш Ботсвана Грузия Бермудские острова Парагвай
Бахрейн Габон Доминика Суринам
Бирма Гана Доминиканская Республика Эквадор
Бруней Гвинея Каймановы острова
Гонконг Конго Кюрасао
Катар Лесото Куба
Кувейт Либерия
Макао Ливия
ОАЭ Мавритания
Палестина Мадагаскар
Мозамбик
Нигерия
Свазиленд
Того
Уганда
Центрально-Африканская республика

Антимонопольное законодательство в России

Основой российского антимонопольного законодательства является Федеральный закон (Россия) «О защите конкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших (в смысле объема продаж) компаний.

Таким субъектам при некоторых исключениях запрещается:

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства;

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара;

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Наряду с этим федеральный закон «О защите конкуренции» вводит контроль за слияниями организаций, продажей и покупкой крупных пакетов акций компаний, а также запрет на согласование цен между хозяйствующими субъектами, раздел рынка и некоторые другие практики.

Контроль за экономической концентрацией

Контроль за экономической концентрацией состоит в контроле антимонопольных органов за приобретением активов экономически-значимыми компаниями. Такой контроль в той или иной форме существует в большинстве стран, имеющих антимонопольное законодательство. В частности, из обследованных Министерством юстиции США 80 стран, имеющих антимонопольное законодательство, около 60 осуществляют контроль за слияниями. При этом детали режима контроля могут отличаться в зависимости от страны и типа сделок.

Контроль может быть предварительным (компании подают сведения о сделках в антимонопольные органы до завершения этих сделок) или последующим (после совершения сделок). Кроме этого, подача уведомления может быть обязательной или добровольной. Так, в Австралии, в которой не существует процедуры обязательного уведомления, компания, тем не менее, может предпочесть получить иммунитет от возможного судебного преследования и предварительно подать заявку для формального утверждения.

Таблица. Процедуры контроля за слияниями в разных странах мира

Обязательное предварительное уведомление Обязательное последующее уведомление Добровольное уведомление
Австрия Нидерланды Аргентина* Австралия
Азербайджан Польша Греция* Кот д’Ивуар
Албания Португалия Дания Великобритания
Аргентина Россия Индонезия Венесуэла
Белоруссия Румыния Испания Новая Зеландия
Бельгия Словакия Македония* Норвегия
Болгария Словения Россия* Панама
Бразилия США Тунис* Франция
Венгрия Таиланд ЮАР* Чили
Германия Тайвань Южная Корея*
Греция Тунис Япония*
ЕС Турция
Израиль Узбекистан
Ирландия Украина
Италия Финляндия
Казахстан Хорватия
Канада Чехия
Кения Швейцария
Кипр Швеция
Колумбия Эстония
Латвия ЮАР
Литва Югославия
Македония Южная Корея
Мексика Япония
Молдавия
  • - в зависимости от особенностей сделок

(Источник: Министерство юстиции США, 2000) .

Критика антимонопольного законодательства

По признанию руководителей ФАС И. Артемьева и А. Сушкевича, «антимонопольная политика государства, как никакая другая форма публичного вмешательства власти в частные дела, находится под постоянным огнем критики представителей экономической науки». Критиками антимонопольного законодательства являются такие известные экономисты, юристы и философы как М. Фридман, Ф. Хайек, А. Гринспен, А. Рэнд, Р.Коуз, Р. Борк, Р. Познер, М. Ротбард. Основными объектами критики являются:

  • экономические последствия антимонопольного регулирования (утверждается, что оно всегда или нередко приводит к уменьшению общественного благосостояния); а также
  • лежащая в основе антимонопольного регулирования этическая и правовая философия (утверждается, что оно нарушает права собственности и свободу контракта и приводит к неравенству прав граждан).

Некоторые из критиков антимонопольного законодательства являются сторонниками его отмены, некоторые - сторонниками существенных корректировок.

Известные критики об антимонопольном законодательстве

Этико-правовая критика антимонопольного законодательства


Wikimedia Foundation . 2010 .

Особенностью российского антимонопольного законодательства является его формирование в условиях перехода от одной системы хозяйствования к другой, а также необычайно высокий по сравнению с большинством стран уровень концентрации.

Антимонопольное законодательство Российской Федерации включает Конституцию Российской Федерации, Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках, издаваемые в соответствии с ним федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановление и распоряжение Правительства Российской Федерации. Целью антимонопольного регулирования являются предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Антимонопольными органами на территории РФ является федеральный антимонопольный орган – Министерство по антимонопольной политике (ранее – Государственный комитет по антимонопольной политике). В соответствии с законодательством федеральный орган вправе создавать территориальные органы и наделять их соответствующими полномочиями.

Рассмотрим особенности российского антимонопольного законодательства по сравнению с законодательством США.

В силу исторических причин в Российской Федерации наибольшее внимание уделяется регулированию злоупотреблений экономическим агентом своим доминирующим положением. При этом возможны изъятие товаров из обращения с целью поддержания дефицита и повышения цен, навязывание контрагенту условий договора, для него не выгодных либо не имеющих отношения к предмету договора, включение в договор дискриминирующих условий (ценовая дискриминация), создание препятствий для входа на рынок и выхода с рынка другим фирмам, монопольное завышение и занижение цен и др. Эта особенность законодательства обусловлена высоким уровнем концентрации, в результате чего значительное число рынков оказывалось под контролем одной или нескольких фирм, причем практика разукрупнения, имеющая место в США, оказывалась неприменимой.

Во-вторых, антимонопольное законодательство РФ различает вертикальные и горизонтальные соглашения. Горизонтальные соглашения, наносящие непосредственный урон конкуренции, сразу попадают под действие законодательства. При этом согласованные действия конкурентов считаются противоправными в случае, когда доля участников соглашения в сумме превышает 35 % на рынке определенного товара. В отдельных случаях допускается картельное соглашение между конкурентами, если согласованная политика участников картеля приводит к насыщению рынка товарами, улучшению качества товаров, росту конкурентоспособности товаров на внешнем рынке, либо если положительные последствия деятельности картеля превышают потери от жесткости цен.


Регулирование вертикальных связей носит более либеральный характер. Допускается использование вертикальных соглашений как превентивного средства при угрозе злоупотребления доминирующей фирмой своим положением.

В-третьих, одной из сильных сторон российского антимонопольного законодательства является определение доминирующей фирмы через функциональную характеристику – способность оказывать определяющее влияние на условия обращения товара на рынке. Это позволяет использовать данное определение в тех или иных расширенно. Вместе с тем фирма не может быть признана доминирующей при доле рынка, меньшей 35%. При доле 35 - 65% бремя доказательства доминирующего положения лежит на антимонопольном органе, а при доле свыше 65% - на фирме. При этом доля рынка имеет значение в течение длительного времени.

В-четвертых, отношения к слияниям в российском антимонопольном законодательстве базируются на количественном критерии – определенной доле активов и рынка. Балансовая стоимость активов выступает основным параметром для обращения в антимонопольные органы для получения согласия на создание, реорганизацию и ликвидацию фирм. При этом нижний порог размера суммарной балансовой стоимости активов экономических агентов при слиянии установлен в 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда, а совокупная доля рынка после слияния не должна превышать 35 %. Кроме этого, слияния и поглощения (в российской практике – присоединения) могут быть разрешены, если их положительные эффекты превышают отрицательные. Последний пункт наиболее важен в свете формирования вертикально и горизонтально интегрированных структур типа нефтяных, газовых и металлургических холдингов.

Наконец, основными методами регулирования монополий в России являются:

· государственный контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений;

· государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях;

· принудительное разделение (выделение) коммерческих организаций и некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью;

· ценовое регулирование монополистического поведения путем установления лимита цен, и предельных коэффициентов изменения цен, лимита рентабельности, установления.

Принятие антимонопольного законодательства в России

Антимонопольное законодательство РФ направлено на недопущение создания монополий, а также способствование формированию, развитию и поддержанию конкурентной среды.

Формирование российского антимонопольного законодательства началось не так давно, в конце XX века, тем не менее некоторые его элементы уже можно усмотреть в дореволюционный период и в советское время. Однако никакие существовавшие до этого правовые системы и уложения не оказали на него существенного влияния. Поэтому принято считать, что создание антимонопольного законодательства началось с нуля.

Обратите внимание! Отправной точкой в этой сфере стало принятие закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 № 948-1, при помощи которого уже в том же году было приостановлено создание более 30 крупных концернов, наделенных властью по управлению государственным имуществом, созданию и ликвидации таких учреждений, а также назначению их руководителей.

В указанном акте были более четко определены задачи антимонопольной политики:

  1. Способствование образованию здоровых рыночных отношений путем содействия развитию конкуренции.
  2. Предупреждение, ограничение, пресечение становления монополистической деятельности.
  3. Контроль со стороны государства за исполнением указанных норм.

Важно! Этот закон действует по настоящее время, в основном в части определения понятий в данной области.

Российское антимонопольное законодательство

Антимонопольное законодательство России основано на Конституции и Гражданском кодексе РФ. Например, ст. 10 ГК РФ содержит положения, регламентирующие запрет применения гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

Обратите внимание! Фундаментальным актом является закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ. В нём определены основы защиты конкуренции, а также методы подавления монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ регулирует отношения в условиях естественных монополий, формирование и создание которых иногда оправдано по причине возможности обеспечения рынка товарами лишь одним предприятием.

Помимо указанных актов, нормы антимонопольного законодательства РФ содержат:

  1. Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 в виде запрета, ограничения, дискриминации на пользование недрами.
  2. Закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13.12.1994 № 60-ФЗ указывает на недопущение отказа заключения государственного контракта с поставщиками, занимающими доминирующее положение на рынке.
  3. ФЗ «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ.
  4. Иные акты.

Важно! Отношения в этой сфере могут регулироваться постановлениями Правительства РФ, а также актами антимонопольного органа. В качестве примера можно привести приказ ФАС РФ «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» от 25.04.2006 № 108.

Уровни антимонопольного законодательства

Уровни антимонопольного законодательства делятся на 3 вида:

  1. Принимаемые на федеральном уровне.
  2. Принимаемые на уровне субъектов РФ, так как на этом уровне возможно регулировать, формировать и применять цены в определенной отрасли экономики, в том числе в естественных монополиях.
  3. Принимаемые на уровне муниципальных образований, так как на этом уровне допускается оказание воздействия на деятельность локальной монополии, например предприятия тепло- и водоснабжения.

Российское антимонопольное законодательство включает в себя немалый перечень нормативных актов, которые совершенствуются, дополняются и изменяются с учетом развития экономических отношений. Формируется оно из документов, принимаемых не только на федеральном, но и на региональном уровне, а также путем издания актов самим антимонопольным органом.

Камашева Надежда. Образование Нидерландов

Антимонопольное законодательство

Антимонопольное законодательство - законодательство , направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти ; совокупность правовых норм, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов, направленных на создание, развитие, поддержание конкурентной среды, предупреждение, пресечение антиконкурентной практики. В современном мире антимонопольное законодательство и проводимая на его основе антимонопольная политика являются одним из важнейших средств государственного регулирования экономики . Основными целями антимонопольного законодательства большинства государств являются: защита и поощрение конкуренции, контроль над хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующе положение на рынке , контроль за процессом концентрации производства и централизации капитала , контроль над ценообразованием, содействие мелкому и среднему предпринимательству и защита его интересов , защита интересов потребителей .


В некоторых государствах в антимонопольное законодательство включают правовые нормы о пресечении недобросовестной конкуренции, направленной против нечестных методов конкурентной борьбы на рынках. В узком смысле антимонопольное законодательство направлено против чистых монополий и крупных олигополистических объединений, а также на предотвращение "нечестных" действий , нарушающих нормы делового общения. Первый этап развития антимонопольного регулирования начался в 1876 , когда в нескольких штатах США были созданы учреждения, наблюдавшие за ценами и услугами. Именно для США была характерна в этот период наибольшая концентрация производства. Второй этап был связан с принятием в 1890 конгрессом США первого акта антитрестовского законодательства - Закона Шермана против монополии в торговле и коммерческой деятельности, который стал краеугольным камнем антимонопольной политики. Законом были запрещены любые формы контрактов (объединения, сговоры, соглашения и т.д.), направленные на ограничение свободы торговли; объявлены вне закона "недобросовестные приёмы" устранения конкурентов, рассматриваемые как уголовное преступление.

За нарушение Закона предусматривались штрафы, возмещение убытков, тюремные заключения и расформирование фирмы. В России антимонопольное законодательство появилось с началом перехода к рыночной экономике. Одним из первых принятых в России нормативных актов в области антимонопольного регулирования является Закон РФ от 22 МР 1991 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В 1995 была принята его новая редакция. Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и вводит понятие доминирующего положения хозяйствующего субъекта, которое может быть признано антимонопольным комитетом в случае, если доля фирмы на рынке определённого товара составляет 65% и более.