Бизнес портал

Финансовые институты. Российские финансовые институты: системная динамика и системные риски В состав финансовых институтов входит

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

2.6. Финансовые институты. Банковская система

Финансовый институт – это финансовый посредник между кредиторами и заемщиками или между инвесторами и сберегателями (пенсионными фондами, страховыми компаниями и др.). Финансовые институты оказывают услуги по предоставлению займов и передаче денег и влияют на функционирование реальной экономики, действуя в качестве посредников в процессе превращения сбережений и других денежных средств в инвестиции. В состав финансовых институтов входят:

1. Финансы коммерческих предприятий (все предприятия материального производства и часть непроизводственной сферы, в условиях рыночной экономики осуществляющих свою деятельность на началах коммерческого расчета). Коммерческий расчет – метод ведения хозяйства, целью которого является получение максимальной прибыли при минимальных затратах.

2. Финансы некоммерческих учреждений (некоммерческая деятельность не преследует цель получения определенных доходов, эти доходы используются на развитие самого учреждения). Источники финансовых ресурсов: бюджетные средства; внебюджетные государственные фонды; средства населения; денежные отчисления различных коммерческих структур, поступления средств за работы и услуги, выполненные в соответствии с договорами; выручка от реализации продукции, включая средства от продажи билетов на массовые мероприятия; выручка от сдачи имущества в аренду; доходы от подготовки кадров и др.

3. Финансы общественных организаций включают в себя: финансы общественных, в том числе профорганизаций; финансы политических и общественных движений; финансы специальных целевых фондов; финансы благотворительных фондов.

Деньги – особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров.

Основные функции денег

1) мера стоимости: выражают цену – денежную форму стоимости товара;

2) средство обращения: выступают посредником в актах купли-продажи товара;

3) средство накопления: изъятые из обращения деньги используются как средство сохранения стоимости (золото, ценные бумаги, недвижимость, валюта и т. д.);

4) средство платежа: используются для погашения различных обязательств (оплата труда, уплата налогов и др.);

5) мировые деньги: используются для расчетов на мировом рынке (золото, доллар, евро, фунт стерлингов, рубль) как всеобщее платежное и покупательное средство, а также как всеобщая материализация богатства.

Закон денежного обращения – количество денег в обращении зависит от суммы цен товаров, проданных за наличные и в кредит, от взаимополагающихся платежей и от скорости обращения денег. Денежная масса – совокупность наличных (бумажные деньги и разменная монета) и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг, которыми располагают частные лица, институциональные собственники и государство. Безналичные денежные средства: кредитные деньги; чек; вексель; банкноты (банковские билеты); электронные деньги.

Финансовый рынок включает: рынок, на котором закон спроса и предложения определяет цену финансовым активам; рынок банковских ссудных ресурсов в сложившейся в стране банковской системе; рынок ценных бумаг (фондовый рынок) – рынок, где осуществляется эмиссия (выпуск) и купля-продажа ценных бумаг акций, облигаций и производных от них ценных бумаг.

Фондовая биржа – организованный рынок, на котором осуществляются сделки с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами и деятельность которого контролируется государством. Функции фондовой биржи: мобилизация средств для долгосрочных инвестиций в экономику и финансирования государственных программ; осуществление купли-продажи акций, облигаций акционерных компаний, облигаций государственных займов и других ценных бумаг; установление в ходе торгов курса ценных бумаг, обращающихся на бирже; распространение информации о котировках ценных бумаг и о состоянии на финансовом рынке.

Банковская система – совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Банковская система включает центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров.

Кредитно-финансовые институты банковской системы

1. Центральный банк (или совокупность банковских учреждений, выполняющих функции центрального банка), за которым законодательно закрепляются монополия на эмиссию национальных денежных знаков и ряд особых функций в области кредитно-денежной политики. ЦБ осуществляет кредитование коммерческих банков, хранит кассовые резервы других кредитных учреждений, выполняет расчетные операции и осуществляет контроль за деятельностью прочих кредитных институтов.

2. Коммерческие банки – кредитные учреждения универсального характера, которые осуществляют кредитные, фондовые, посреднические операции, организуют платежный оборот в масштабе национального хозяйства. Эти банки организуются на паевых (акционерных) началах, по форме собственности делятся на государственные, акционерные и кооперативные.

3. Специализированные кредитно-финансовые учреждения занимаются кредитованием определенных сфер и отраслей хозяйственной деятельности:

– инвестиционные банки (проводят операции по выпуску и размещению ценных бумаг);

– сберегательные учреждения (аккумулируют сбережения населения и вкладывают денежный капитал в основном в финансирование коммерческого и жилищного строительства);

– страховые компании (важнейший канал аккумуляции денежных сбережений населения и долгосрочного финансирования экономики);

– пенсионные фонды (формируют страховой фонд экономики, осуществляют финансирование экономики и государства);

– инвестиционные компании выполняют роль промежуточного звена между индивидуальным денежным капиталом и корпорациями, функционирующими в нефинансовой сфере. Основной сферой приложения капитала инвестиционных компаний служат акции корпораций.

Из книги Денежное обращение в эпоху перемен автора Юровицкий Владимир Михайлович

Корреспондентская банковская система Центральный банк - основное звено банковской системы Мы сначала опишем западную банковскую систему. Это решение было найдено на путях создания двухуровневой банковской системы с корреспондентскими связями. Для того чтобы

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БА) автора БСЭ

Многоуровневая филиальная банковская система Двухуровневая корреспондентская банковская система сложилась на Западе в двадцатых – тридцатых годах. В то же самое время в СССР сложилась альтернативная банковская система – многоуровневая филиальная банковская

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СС) автора БСЭ

Банковская система России Банковская система России уникальна. Она представляет собой банковский кентавр – голова в виде многоуровневой филиальной банковской системы и туловище в виде корреспондентской двухуровневой банковской системы.Схема ее изображена на

Из книги Международные экономические отношения: конспект лекций автора Роньшина Наталия Ивановна

Небанковские финансовые институты

Из книги Финансы: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Кризис бухгалтерии и банковская фискальная система Кризис фискальной системы В настоящее время, как это отмечается всеми аналитиками, практиками, всеми участниками экономического процесса, фискально-налоговая система удушает экономический процесс, буквально

Из книги Энциклопедия этикета от Эмили Пост. Правила хорошего тона и изысканных манер на все случаи жизни. [Этикет] автора Пост Пегги

Из книги Обществознание: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

Лекция № 8. Валютно-финансовые инструменты и институты международных экономических отношений 1. Платежный баланс и его виды. Платежный баланс России и ее внешний долг Платежным балансом называется соотношение между всеми платежами, которые страна сделала другим

Из книги Энциклопедия юриста автора

50. МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ Международные региональные валютно-кредитные и финансовые организации – институты, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования международных экономических, в том числе валютно-кредитных и

Из книги Щит от кредиторов. Увеличение доходов в кризис, погашение задолженности по кредитам, защита имущества от приставов автора Евстегнеев Александр Николаевич

ФИНАНСОВЫЕ ВОПРОСЫ Вне зависимости от степени пышности церемонии и числа гостей на вашей свадьбе, успех торжества определяет не сумма, которую вы собираетесь потратить, а атмосфера, которую вам удастся создать. Поэтому так важно тщательно продумать все детали свадебной

Из книги автора

34. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА Банки – финансовые учреждения, которые на основании лицензии имеют право осуществлять банковские операции, в том числе получают прибыль, предоставляя денежные средства клиентам под проценты (банковские кредиты). Существует два вида банков:

Из книги автора

Из книги автора

Банковская гарантия БАНКОВСКАЯ ГАРАНТИЯ - письменное обязательство одного лица - кредитной или страховой организации (гаранта), принятое им по просьбе другого лица (принципала), уплатить третьему лицу - кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с

Из книги автора

Банковская тайна БАНКОВСКАЯ ТАЙНА - разновидность коммерческой тайны; преднамеренно скрываемые сведения (информация), имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу их неизвестности третьим лицам при отсутствии к ним свободного доступа на

Из книги автора

Глава 1. Как работает банковская система. Документы по кредитам Откуда проценты, или Как работает банковская система? Надо сказать, банковские работники, как и врачи, очень любят изъясняться сложными и непонятными терминами. Одна из задач этой книги – развеять этот

Из книги автора

Откуда проценты, или Как работает банковская система? Надо сказать, банковские работники, как и врачи, очень любят изъясняться сложными и непонятными терминами. Одна из задач этой книги – развеять этот терминологический туман и добраться до сути.Для начала

Особую роль в социально-экономическом и политическом развитии страны играют государственные и муниципальные финансы .

Государственные и муниципальные финансы выполняют следующие функции:

  • мобилизационную (посредством функционирования государственных денежных фондов формируется национальный доход страны);
  • распределительную (финансовые отношения имеют своей целью стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов и, в первую очередь, государственных средств);
  • регулирующую (через государственные фонды осуществляется регулирование темпов и пропорций развития экономики);
  • контрольную (через фонды осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов).

За последние годы внутренняя структура финансовой системы РФ претерпела существенные изменения, связанные с развитием рыночных отношений, бюджетного федерализма и децентрализации бюджетной системы.

В настоящее время в России действуют три уровня органов власти и управления , два из которых — государственные (федеральный и региональный), финансовой основой их деятельности являются федеральный и региональные бюджеты , и один уровень — муниципального управления, финансовой основой деятельности которого являются местные бюджеты .

По уровню управления государственные финансы подразделяется на общегосударственные финансы и региональные (территориальные) финансы.

Общегосударственные финансы объединяют федеральный бюджет, государственный кредит и внебюджетные фонды.

Общегосударственные финансы составляют часть финансовой системы страны. По экономической сущности общегосударственные финансы — это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства , необходимых ему для выполнения экономических, социальных и политических функций.

В процессе осуществления финансовой деятельности государство решает в данной сфере следующие три задачи:

1. Обеспечение планового собирания и распределения денежных фондов в соответствии с целями государства.

2. Распределение фондов денежных средств таким образом, чтобы стимулировать развитие процесса производства.

3. Контроль — означает необходимость осуществления финансового контроля за законностью и целесообразностью собирания и использования денежных ресурсов (рис. 2.1).

В зависимости от двух сторон финансовой деятельности методы ее осуществления делятся на две группы:

  • методы собирания фондов денежных средств;
  • методы их распределения и использования.

Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств делятся на следующие виды:

а) налоговый метод — используется государством для изъятия части доходов граждан , государственных и негосударственных предприятий , организаций и учреждений в бюджет;
б) метод обязательных взносов (платежей) юридическими и физическими лицами в Пенсионный фонд, юридическими лицами — в фонды занятости населения, социального страхования , обязательного медицинского страхования;
в) метод добровольного привлечения денежных средств в форме вкладов населения в банках, приобретение облигаций и других ценных бумаг;
г) метод взимания сборов и пошлин, то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными на то органами (судебная, таможенная пошлина);
д) метод страхования образует страховые фонды;
е) эмиссия денег — дополнительный выпуск денежных средств в обращение.

Ко второй группе — методам распределения фондов денежных средств относятся:

а) финансирование — плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета;
б) кредитование — плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд;
в) выплаты страховых возмещений, пенсий , пособий, выигрышей, осуществляемые из образованных ранее соответствующих фондов;
г) осуществление расчетов между различными субъектами. Принципы финансовой деятельности.

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права , соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансовоплановых актов, выполнения принятых отчетов, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности.

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов.

Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных правовых актах .

Федеральные и муниципальные финансовые институты. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления

Институт в наиболее общем представлении — это совокупность ролей и статусов, предназначенный для удовлетворения определенной потребности и закрепленный в виде закона или учреждения.

Понятие «финансовые институты» рассматриваются в экономическом и правовом аспекте.

В свою очередь, совокупность и взаимосвязь всех финансовых институтов (конкретных учреждений, организаций) в некоторой степени соответствует структуре финансовой системы (рис. 2.2).

Институт кредитования образует отношения, возникающие между вкладчиками и банками, иными кредитными организациями по поводу привлечения денежных средств, а также предоставления банковских ссуд.

  • Министерство финансов Российской Федерации;
  • Федеральное казначейство Российской Федерации;
  • Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти , обеспечивающим проведение единой финансово-экономической политики в Российской Федерации.

Основными задачами Министерства финансов Российской Федерации являются:

  • совершенствование бюджетной системы Российской Федерации, развитие бюджетного федерализма;
  • концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации;
  • разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения;
  • осуществление государственного финансового контроля .

Федеральное казначейство Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему органов федерального казначейства. Главные задачи казначейства:

  • организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета; ведение счетов исходя из принципа единства кассы;
  • регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами;
  • сбор, обработка, анализ информации и краткосрочное прогнозирование потребности в государственных финансовых ресурсах;
  • ведение операций по учету государственной казны РФ.

Центральный банк РФ (Банк России) занимает особое положение среди федеральных органов исполнительной власти , осуществляющих финансовую деятельность. Он, являясь юридическим лицом , одновременно осуществляет функции органа государственного управления , наделенного властными полномочиями, и функции банка.

Основными целями деятельности Банка России как органа государственного управления являются:

  • защита и обеспечение устойчивости национальной валюты;
  • обеспечение эффективности и бесперебойности системы расчетов;
  • развитие и укрепление российской банковской системы.

Как банковское учреждение Центральный Банк осуществляет: пассивные банковские операции по привлечению источников финансовых ресурсов; активные операции по размещению имеющихся финансовых ресурсов.

Регулирующая финансовая политика основана на теории Дж. Кейнса (1883-1946 гг.). Теория исходит из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики.

Для целей управления формируются самостоятельные специализированные органы: службы по планированию бюджета и бюджетных расходов , службы финансового контроля за поступлением налогов и управлением государственным долгом. В 70-х годах в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия. Эта разновидность финансовой политики ограничивала вмешательство государства в экономику и социальную область.

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основоположники — В. Ленин и Н. Бухарин. Эта политика позволяет осуществлять прямое, директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами.

Управление финансами осуществляется из единого центра — министерства финансов, которое занимается всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в области финансов не существовало.

Современная финансовая политика Российской Федерации основана:

  • на признании свободы предпринимательской деятельности ,
  • на введении разнообразных форм хозяйствования,
  • на переходе к смешанной экономике, базирующейся на сочетании частных и государственных предприятий .

Важнейшими инструментами финансовой политики выступают инструменты налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики.

Налогово-бюджетная политика — это воздействие государства на уровень деловой активности посредством изменения государственных расходов и налогообложения. Она направлена на уровень национального дохода , объем производства и уровень занятости.

Налогово-бюджетную политику подразделяют на два типа: дискреционную (гибкую) и недискреционную (автоматическую).

Дискреционная налогово-бюджетная политика — это деятельность органов власти по управлению налогообложением и государственными расходами с целью воздействия на уровень экономической активности. В частности, законодательные органы действуют целенаправленно, принимая соответствующие законы , касающиеся объема государственных расходов, ставок налогообложения, введения новых налогов.

Автоматическая налогово-бюджетная политика — это автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, независимые от принятия решений государством. Автоматическая налогово-бюджетная политика является результатом действия автоматических, или встроенных, стабилизаторов, то есть механизмов в экономике, которые уменьшают реакцию реального валового внутреннего продукта (ВВП) на изменения совокупного спроса. Главные стабилизаторы — пособия по безработице и прогрессивное налогообложение.

Кредитно-денежная (монетарная) политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования деловой активности путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Важнейшими инструментами кредитно-денежной политики Центрального банка являются: операции на открытом рынке ; учетно-процентная (дисконтная) политика; регулирование обязательной нормы банковского резервирования.

Операции на открытом рынке — покупка и продажа Центральным банком государственных ценных бумаг (облигаций). Посредством операций на открытом рынке Центральный банк регулирует величину денежной массы: покупая ценные бумаги, он тем самым увеличивает резервы коммерческих банков, повышает их кредитные возможности, расширяя денежное предложение.

Изменение норм обязательных резервов — метод воздействия на величину банковских резервов, ключевое понятие в обязательных резервных требованиях.

Норма обязательных резервов устанавливается Центральным банком в процентах от величины депозитов. Ее величина зависит от вида вкладов и размеров банков.

В результате увеличения нормы обязательных резервов увеличиваются обязательные резервы, сокращается кредитная активность коммерческих банков, поскольку уменьшается денежное предложение.

Уменьшение нормы обязательных резервов, наоборот, увеличивает средства для расширения кредита, увеличивает денежное предложение, стимулируя тем самым кредитную активность коммерческих банков.

Изменение учетной ставки — это изменение процентной ставки, по которой коммерческие банки могут брать в долг резервы у Центрального банка; осуществляется в форме повышения или понижения учетной ставки.

В результате повышения учетной ставки растет процентная ставка, сокращается объем заимствования у Центрального банка, вызывая тем самым сокращение операций коммерческих банков по предоставлению ссуд. Снижение учетной ставки, наоборот, облегчает получение банковских кредитов: понижается процентная ставка, расширяются кредитные операции, увеличивается денежное предложение.

Следует выделить две разновидности кредитно-денежной политики.

Во-первых, мягкая кредитно-денежная политика (политика «дешевых денег »), когда Центральный банк:

а) покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке, переводя деньги в оплату за них на счета населения и в резервы банков, обеспечивает расширение возможностей кредитования коммерческими банками и увеличивает денежную массу;
б) снижает учетную ставку процента, что позволяет коммерческим банкам увеличить объем заимствований и расширить объем кредитования их клиентов по пониженным процентным ставкам;
в) снижает обязательную норму банковского резервирования.

Во-вторых, жесткая кредитно-денежная политика (политика «дорогих денег»), когда Центральный банк:

а) продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, что вызывает сокращение резервов коммерческих банков и текущих счетов населения;
б) повышает учетную ставку процента, что вынуждает коммерческие банки прекратить объем заимствований у Центрального банка и повысить процентные ставки по своим кредитам. Это сдерживает рост денежной массы;
в) повышает обязательную норму банковского резервирования, что снижает денежный мультипликатор и ограничивает рост денежной массы.

Следовательно, жесткая кредитно-денежная политика носит рестриктивный (ограничительный) характер, сдерживает рост денежной массы и может использоваться для противодействия

Финансовая деятельность соотносится с финансовой системой как процессуаль­ная сторона правового явления - с материальной.

Система начинается тогда, когда она объединяет ча­сти (элементы), которые при взаимодействии образуют определен­ную целостность и в таком качестве дают соответствующий эффект. Например, институт налогов и институт бюджета не могут существо­вать изолированно, друг без друга и только при взаимодействии дают ожидаемый государством результат.

Финан­совая система Российской Федерации - это совокупность основных финансово-правовых институтов страны, обслуживающих экономику и выполняющих определенные функции, которые способствуют мобилизации денежных средств в соответствующие бюджеты, а также законному и рациональному расходованию денеж­ных средств из них в интересах общества и государства.

Под элементом (частью) финансовой системы следует понимать финансово-правовой институт, имеющий материальное (предмет­ное) содержание. Каждый такой институт характеризуется право­выми, экономическими свойствами, а некоторые из институтов (на­пример, бюджетная система) и политическими свойствами.

К элементам финансовой системы относятся:

1. денежная система;

2. бюджетная система;

3. налоговая система;

4. банковская система;

5. система государственного и муниципального кредита (долга);

6. имущественное и личное страхование;

7. финансы хозяйствующих субъектов;

8. финансы населения.

Каждый из институтов финансовой системы, в свою очередь, мо­жет рассматриваться как система и выполняет определенную функцию: либо фонда денежных средств (таковы бюджеты всех уровней, финансы предприятий), либо мето­да, способствующего нормальной работе финансовой системы госу­дарства, в частности, мобилизации денежных средств в соответству­ющие фонды государства или, напротив, законному и рационально­му расходованию денежных средств из этих бюджетов в интересах общества и государства.

Каждый из институтов финансовой системы государства являет­ся финансово-правовым институтом, функционирующим на строго правовой основе. Нормативные акты, содержащие нормы финансо­вого права и формирующие финансовую систему Российской Феде­рации, объединяются в самостоятельное, юридически своеобразное подразделение российского права - финансовое право.

Институты финансовой системы РФ :

- государственная бюджетная система (состоит из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов органов местного самоуправления);

- внебюджетные специальные (целевые) фонды ;

- государственный и банковский кредит ;

- фонды страхования (имущественного и личного);

- финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, объединений, организаций) и отраслей .

Финансово-правовые нормы, их содержание и виды.

Финансово-правовые нормы - это исходные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли:

§ характер установления в них предписаний;

§ меры ответственности за нарушение предусмотренных правил;

§ способы защиты прав участников финансовых отношений.

Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и выражающихся в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.

Таким образом, финансово-правовая норма (норма финансового права) - это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.

В зависимости от характера воздействия на участников финансового отношения нормы финансового праваподразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.

Обязывающие нормы устанавливают определенные права и обязанности участников финансовых отношений, требуют от них совершения определенных действий. Например, нормы налогового права предписывают субъектам налоговых отношений при наличии определенных условий уплатить налог в определенном размере и в определенный срок.

Запрещающие нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них.

Уполномочивающие нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Данные нормы содержатся, например, в нормативно-правовых актах, регулирующих кредитные правоотношения.

Подавляющее число норм финансового права носит обязывающий характер.

В зависимости от своего содержания нормы финансового права могут быть материальными и процессуальными.

Материальные финансово-правовые нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством, источники образования кредитных ресурсов банка, виды расходов, включаемых вбюджеты и внебюджетные фонды, т. е. материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов).

Структура финансово-правовых норм состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности этой отрасли права.

Гипотеза указывает на условия действия финансово-правовой нормы.

Диспозиция устанавливает содержание самого правила поведения, т. е. предписывает совершение определенных действий по образованию, распределению или использованию государственных финансовых ресурсов, выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Санкции определяют меры ответственности, применяемые к нарушителям финансово-правовых норм. Финансово-правовые санкции соединяют в себе правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы.

Финансовый рынок – организованная или неформальная система торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесь играют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщикам. Товаром выступают собственно деньги и ценные бумаги. Как и любой рынок, финансовый рынок предназначен для установления непосредственных контактов между покупателями и продавцами финансовых ресурсов. Принято выделять несколько основных видов финансового рынка: валютный рынок, рынок золота и рынок капиталов.

На валютном рынке (foreign exchange market) совершаются валютные сделки. Основой этого рынка являются банки и другие кредитно-финансовые учреждения.

На рынке золота (gold market) совершаются наличные, оптовые и другие сделки с золотом, в том числе со стандартными золотыми слитками. Основной объем операций с физическим золотом осуществляется между банками и специализированными фирмами; фьючерсная и опционная торговля золотом сконцентрирована на срочных биржах.

На рынке капиталов (capital market) аккумулируются и обращаются долгосрочные капиталы и долговые обязательства. Он является основным видом финансового рынка в условиях рыночной экономики, с помощью которого компании изыскивают источники финансирования своей деятельности (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Денежные потоки, связывающие фирму и рынок капитала


Логика приведенных на рис. 1.1 денежных потоков фирмы заключается в следующем:

1 – начало работы, размещение на рынке ценных бумаг и получение средств инвесторов;

2 – инвестирование полученных финансовых ресурсов в основные средства и текущие активы;

3 – генерирование денежного потока как результата успешной деятельности;

4 – уплата предусмотренных законом налогов;

5 – выплата инвесторам и кредиторам части оставшейся прибыли;

6 – реинвестирование в активы фирмы части прибыли;

Приведенная схема относится к акционерным обществам, предприятия других форм собственности также могут взаимодействовать с рынками капиталов, выступая на них в роли инвесторов.

Рынок капиталов иногда подразделяется на рынок ценных бумаг и рынок ссудных капиталов. Рынок ценных бумаг, в свою очередь, подразделяется на первичный и вторичный, биржевой и внебиржевой.

Первичный рынок ценных бумаг (primary market) представляет собой рынок, обслуживающий выпуск (эмиссию) и первичное размещение ценных бумаг. Именно на этом рынке компании получают необходимые финансовые ресурсы путем продажи своих ценных бумаг.

Вторичный рынок (secondary market) предназначен для обращения ранее выпущенных ценных бумаг. На вторичном рынке компании не получают финансовых ресурсов непосредственно, однако этот рынок является исключительно важным, поскольку дает возможность инвесторам при необходимости получить обратно денежные средства, вложенные в ценные бумаги, а также получить доход от операций с ними. Возможность перепродажи ценных бумаг основана на том, что первоначальный инвестор свободен в своем праве владеть и распоряжаться ценными бумагами и может перепродать их другому инвестору. Существование вторичного рынка само по себе стимулирует деятельность первичного рынка.

Биржевой рынок представляет собой рынок ценных бумаг, осуществляемый фондовыми биржами. Порядок участия в торгах для эмитентов, инвесторов и посредников определяется биржами. Внебиржевой рынок предназначен для обращения ценных бумаг, не получивших допуска на фондовые биржи.

На биржевом рынке обращаются ценные бумаги, прошедшие листинг, т. е. получившие допуск к официальной торговле на бирже. Поскольку условия получения биржевой котировки устанавливаются биржей и могут быть достаточно сложными для некоторых эмитентов, существует внебиржевой рынок (over-the-counter stock market), на котором обращаются ценные бумаги, не котируемые на фондовых биржах. Внебиржевой рынок может быть довольно объемным – до 2/3 всего оборота рынка ценных бумаг. Например, в Великобритании функционируют свыше сорока внебиржевых рынков, на которых продаются ценные бумаги более 150 компаний. В США на внебиржевом рынке продаются: а) большинство облигаций американских компаний; б) большинство облигаций государственных и местных органов управления; в) ценные бумаги «открытых» инвестиционных трастов (компаний, которые могут постоянно выпускать в обращение дополнительные акции); г) новые выпуски ценных бумаг; д) крупные блоки ценных бумаг при их повторном размещении.

Одной из характерных особенностей российского рынка ценных бумаг является его дробление на региональные замкнутые анклавы. По данным Федерации фондовых бирж России (ФФБР), более 90 % видов ценных бумаг, по которым совершались биржевые сделки в июне 1994 г., котировалось только на одной бирже; более 97 % – на двух. Межрегионального перемещения ценных бумаг практически нет, т. е. они являются продуктом местных эмиссий и не выходят за пределы своих регионов.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг. Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется с помощью различных структур.

Приведем краткое описание их функций.

1. В Государственной Думе создан ряд комитетов, ответственных за разработку законопроектов в области рынка ценных бумаг. В их числе:

Комитет по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности (законопроекты об акционерных обществах, о трасте и др.);

Подкомитет по законодательству о финансовых институтах, фондовом рынке и страховании (законопроекты о ценных бумагах и фондовом рынке);

Подкомитет по банкам (законопроекты о банках и банковской деятельности, регламентирующие операции банков с ценными бумагами).

В работе комитетов Думы принимают участие и некоторые общественные организации; в частности, при Подкомитете по банкам создан Экспертный совет, в состав которого входят авторитетные специалисты – представители различных государственных органов, инвестиционных институтов, бирж, прессы.

2. Правительство РФ осуществляет общее руководство развитием и функционированием рынка ценных бумаг с помощью федеральных органов исполнительной власти, а также участвует в подготовке законопроектов.

3. Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации (ФКЦБ), созданная в ноябре 1994 г. на базе Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте Российской Федерации, объединяет ведущих специалистов Администраци президента, Центрального банка РФ, Министерства финансов РФ, Госкомимущества, Государственного комитета РФ по антимонопольной политике, Российского фонда федерального имущества и др. Комиссия имеет следующие полномочия:

– разработка основных направлений развития рынка ценных бумаг;

– утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов и порядка осуществления регистрации эмиссии и проспектов эмиссии ценных бумаг;

– установление обязательных требований и иных условий допуска ценных бумаг к их публичному размещению и обращению, котированию и листингу;

– государственная регистрация фондовых бирж (фондовых отделов товарных бирж), их объединений и ассоциаций, а также лицензирование их деятельности;

– обеспечение создания единого информационного пространства на фондовом и финансовом рынке Российской Федерации.

4. Министерство финансов РФ является основным исполнительным органом, регулирующим фондовый рынок. В его компетенцию входят:

регламентирование правил совершения операций с ценными бумагами; регулирование учета и отчетности;

лицензирование финансовых брокеров, инвестиционных консультантов, фондовых бирж и фондовых отделов товарных бирж;

регистрация выпусков ценных бумаг; ведение Единого государственного реестра зарегистрированных в РФ ценных бумаг; контроль приобретения крупных пакетов акций и др.

5. Центральный банк России устанавливает для банков правила совершения операций на фондовом рынке, в том числе: лицензирование, регулирование и контроль операций банков с ценными бумагами; регистрация выпусков ценных бумаг банков и ведение их реестра; регулирование учета и отчетности в банках;

аттестация специалистов банков на право ведения операций с ценными бумагами и др.

6. Российский фонд федерального имущества занимается продажей акций в процессе приватизации, управляет портфелем акций, находящихся в собственности государства, а также имеет право выполнять методические и регулирующие функции в отношении подобных операций.

7. Госкомимущество РФ совместно с другими органами регулирует порядок создания депозитариев, порядок применения доверительной собственности (траста), создание холдинговых компаний, а также контролирует деятельность чековых инвестиционных фондов.

8. Антимонопольный комитет РФ согласовывает: а) крупнейшие выпуски ценных бумаг; б) приобретение 35 % и более акций одного эмитента или акций, обеспечивающих более 50 % голосов акционеров; в) создание холдинговых компаний при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества и др. Кроме того, комитет контролирует рекламную деятельность в области ценных бумаг, а также регулирует обращение товарных фьючерсных и опционных контрактов посредством созданной при комитете Комиссии по товарным биржам.

9. Министерство экономики РФ участвует в разработке политики формирования рынка ценных бумаг, подготовке соответствующих законопроектов, занимается экспертизой создания промышленно-финансовых групп.

В той или иной степени в регулировании рынка ценных бумаг участвует и ряд других государственных органов, отвечающих за некоторые специфические вопросы.

Субъектами рынка ценных бумаг являются:

– эмитенты ценных бумаг – хозяйствующие субъекты, стремящиеся получить дополнительные источники финансирования, а также органы государственной власти, выпускающие займы для покрытия части государственных расходов; они несут полную ответственность по обязательствам перед владельцами ценных бумаг;

– инвесторы – физические и юридические лица, имеющие временно свободные денежные средства и желающие инвестировать их для получения дополнительных доходов (различают институциональных инвесторов: страховые компании, пенсионные фонды, заемно-сберегательные фонды и другие – и прочих инвесторов население, предприятия и организации); инвесторы приобретают ценные бумаги от своего имени и за свой счет;

– инвестиционные институты. Инвестиционный институт – юридическое лицо, созданное в любой допускаемой законодательством организационно-правовой форме. Инвестиционный институт осуществляет свою деятельность на рынке ценных бумаг в качестве посредника (финансового брокера), инвестиционного консультанта, инвестиционной компании, инвестиционного фонда, инвестиционного банка…

Фондовая биржа. Организация взаимодействия между данными субъектами, т. е. функционирование рынка ценных бумаг, осуществляется с помощью фондовых бирж, занимающих ведущее место на рынке ценных бумаг. Фондовая биржа является основным организованным финансовым рынком, т. е. местом, где осуществляются операции с ценными бумагами, а процесс ценообразования происходит стихийно. В настоящее время в мире насчитывается около 150 фондовых бирж. Наиболее крупные из них – Токийская, Нью-Йоркская, Лондонская.

Согласно российскому законодательству биржа создается в форме некоммерческого партнерства и должна иметь не менее 20 членов, в качестве которых могут выступать профессиональные участники рынка ценных бумаг, в основные задачи которых входит осуществление операций с ценными бумагами.

Финансирование деятельности фондовой биржи может осуществляться за счет:

– продажи собственных акций, дающих право вступить в ее члены;

– регулярных (как правило, ежегодных) членских взносов членов фондовой биржи;

– биржевых сборов со сделок, осуществляемых на бирже;

– иных доходов. Минимальный размер собственного капитала биржи – 600 тыс. экю. Она

является некоммерческой организацией и не преследует цели получения собственной прибыли. Биржа предоставляет своим участникам помещение для операций с ценными бумагами, оказывает расчетные и информационные услуги, получая за это комиссионные. Таким образом, ее работа основана на принципах самоокупаемости, причем члены биржи не получают доходов от ее деятельности.

Исключительным предметом деятельности биржи являются обеспечение необходимых условий нормального обращения ценных бумаг, определение их рыночной цены и надлежащее распространение информации о них. В ее основные функции входят:

организация операций по продаже и покупке ценных бумаг, перераспределение финансовых ресурсов, предоставление эмитентам ценных бумаг дополнительных финансовых ресурсов, предоставление сберегателям возможности сохранения и выгодного использования накопленных ими денежных средств, информационное обеспечение агентов биржевого рынка, выявление рыночной стоимости ценных бумаг и др.

Фондовая биржа не вправе заниматься деятельностью в качестве инвестиционного института, а также выпускать ценные бумаги, за исключением собственных акций. Обязательным условием деятельности биржи является наличие лицензии Министерства финансов России.

В мировой практике различают два основных вида бирж:

– замкнутая биржа, в торгах на которой могут принимать участие лишь члены биржи;

– биржа со свободным доступом посетителей. Российским законодательством предусмотрено существование только

замкнутых бирж, при этом сдача брокерских мест в аренду нечленам фондовой биржи не допускается.

Фондовая биржа вправе устанавливать минимальные обязательные требования к инвестиционным институтам, необходимые для вступления в члены биржи, а также квалификационные требования к представителям членов на биржевых торгах.

В международной практике биржевого дела является обычным, когда биржи предъявляют требования, порой весьма жесткие, к компаниям, желающим быть зарегистрированными на бирже. Эти требования носят специфический характер. В качестве примера можно привести Нью-Йоркскую фондовую биржу, выдвигающую пять необходимых требований:

а) налогооблагаемая годовая прибыль в большинстве предшествующих лет должна быть не менее 2,5 млн долл., а в последние два года – 2,0 млн долл. либо суммарная прибыль за последние три года должна составлять не менее 6,5 млн долл.;

б) материальные активы (в оценке нетто) должны быть не менее 18 млн долл.;

в) рыночная цена акций составляет не менее 18 млн долл.;

г) среди акционеров должно быть распространено не менее чем 1,1 млн акций;

д) не менее 2000 акционеров должны владеть 100 и более акциями каждый. Инвестиционные институты. Основной объем операций на бирже

осуществляется посредниками – инвестиционными институтами. Инвестиционный институт – юридическое лицо, созданное в любой допускаемой законодательством организационно-правовой форме. Он может осуществлять свою деятельность на рынке ценных бумаг в качестве посредника (финансового брокера), инвестиционного консультанта, инвестиционной компании, инвестиционного фонда, инвестиционного банка.

Брокер – это физическое или юридическое лицо, выполняющее посреднические функции с валютой, ценными бумагами, товарами и недвижимостью и заключающее сделки от своего имени, но за счет клиента. Операции с ценными бумагами осуществляются брокером на основании договора комиссии или поручения. Доходом брокера являются главным образом комиссионные, т. е. вознаграждение в виде договорного процента от суммы сделки. На фондовых биржах экономически развитых стран помимо брокеров работают также дилеры. Дилер выполняет те же посреднические функции, но за собственный счет, т. е. на свой страх и риск.

Деятельность инвестиционной компании осуществляется по двум основным направлениям: а) организация выпуска ценных бумаг и выдача гарантий по их размещению в пользу третьих лиц; б) операции с ценными бумагами от своего имени и за свой счет, в том числе путем котировки ценных бумаг, т. е. объявления «цены продавца» и «цены покупателя», по которым компания обязуется продавать и покупать определенные ценные бумаги. Инвестиционные компании формируют свои ресурсы только за счет средств учредителей и эмиссии собственных ценных бумаг, реализуемых юридическим лицам, и не имеют права привлекать средства населения.

Инвестиционный банк (investment banker) – финансовый институт, который специализируется на эмиссии ценных бумаг и их гарантированном размещении.

Инвестиционные банки занимаются продажей корпоративных акций и облигаций. Когда фирма решает привлечь средства, инвестиционный банк обычно скупает все ценные бумаги выпуска, а затем перепродает их инвесторам. Поскольку банки постоянно занимаются соединением предложения и спроса капитала, они размещают выпуски ценных бумаг более эффективно, чем это сделали бы эмитенты. Плата за услуги составляет разницу между суммой, уплаченной компании, выпустившей ценные бумаги, и полученной за них от покупателей.

Инвестиционный фонд представляет собой акционерное общество открытого типа, аккумулирующее средства мелких инвесторов путем продажи собственных ценных бумаг. Фонд обеспечивает инвестирование собранных средств в ценные бумаги других эмитентов, а также выполняет другие операции на финансовом рынке. Инвестиционные фонды бывают трех типов: открытые, закрытые и чековые. Открытый фонд эмитирует ценные бумаги с обязательством их обратного выкупа; закрытый фонд такого обязательства не дает.

Исключительным видом деятельности инвестиционного фонда является выпуск акций с целью мобилизации денежных средств инвесторов и их вложения от имени фонда в ценные бумаги и на банковские счета. Приобретая акции фонда, инвесторы становятся его совладельцами и разделяют в полном объеме весь риск от финансовых операций, осуществляемых фондом. Успешность таких операций отражается в изменении текущей цены акций фонда. Инвестиционный фонд не вправе направлять более 5 % своего капитала на приобретение ценных бумаг одного эмитента, а также приобретать более 10 % ценных бумаг одного эмитента. Обязательным условием деятельности инвестиционного фонда является наличие в его штате специалиста по работе с ценными бумагами, имеющего квалификационный аттестат Министерства финансов России на право совершения операций с привлечением средств населения.

Инвестиционный институт вправе начать свою деятельность на рынке ценных бумаг только после получения специальной лицензии Министерства финансов России, которая может выдаваться как на отдельный вид деятельности, так и на два или три из следующих видов деятельности: посредника, инвестиционного консультанта, инвестиционной компании.

В последние годы стали создаваться инвестиционные институты других организационных форм, в частности финансовые компании и финансово-промышленные группы. Финансовая компания – это компания, занимающаяся организацией выпуска ценных бумаг, фондовыми операциями и другими финансовыми сделками, например, кредитованием физических и юридических лиц.

Финансово-промышленной группой является группа предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, объединение капиталов которых произведено ее участниками в добровольном порядке либо путем консолидации одним из участников группы приобретаемых им пакетов акций других участников. Формирование финансово-промышленной группы может осуществляться путем:

– учреждения участниками группы акционерного общества открытого типа;

– передачи участниками группы находящихся в их собственности пакетов акций, входящих в группу предприятий и учреждений, в доверительное управление одному из участников группы;

– приобретения одним из участников группы пакетов акций других предприятий, учреждений и организаций, становящихся участниками группы.

Процесс формирования финансово-промышленных групп регулируется государством, в частности, путем проведения предварительной экспертизы проекта создания группы, декларирования некоторых ограничений по составу группы, формам собственности участников и др. Создание группы подтверждается записью в Реестре финансово-промышленных групп Российской Федерации.

Одним из важнейших видов финансовых институтов являются депозитарии ценных бумаг. Хранение ценных бумаг может быть организовано либо самим их владельцем, либо с помощью специализированного хранилища ценных бумаг – депозитария. Депозитарная деятельность заключается в предоставлении услуг по хранению ценных бумаг и/или учету прав на эти бумаги.

Депозитарную деятельность могут осуществлять только следующие юридические лица:

– инвестиционные институты (кроме инвестиционных консультантов, инвестиционных фондов и чековых инвестиционных фондов);

– фондовые биржи;

– специализированные депозитарии, занимающиеся исключительно депозитарной деятельностью;

– расчетно-депозитарные организации, осуществляющие как исключительные совместно депозитарную деятельность и деятельность по организации денежных расчетов и клиринга денежных обязательств и требований, возникающих из сделок с ценными бумагами.

Лицо, которое на договорных условиях пользуется услугами депозитария, называется депонентом. В этом случае между депонентом и депозитарием заключается специальный договор, регулирующий их отношения по поводу депозитарной деятельности, называемой договором счета «депо». Счет «депо» представляет собой совокупность записей в учетных регистрах депозитария, необходимых для исполнения последним договора счета «депо» с депонентом.

Хранение ценных бумаг в депозитарии может осуществляться двумя способами: закрытым и открытым. В первом случае депозитарий обязуется принимать и исполнять поручения депонента в отношении любой конкретной ценной бумаги, учтенной на его счете «депо», при наличии у такой бумаги индивидуальных признаков (номер, серия, разряд). Открытый способ хранения ценных бумаг представляет собой способ регистрации прав на взаимозаменяемые ценные бумаги в депозитарии, при котором депонент может давать поручения депозитарию только по отношению к определенному количеству ценных бумаг, учтенных на его счете «депо», без указания их индивидуальных признаков.

Помимо хранения ценных бумаг депозитарий может выполнять следующие функции:

– организация обмена информацией, связанной с владением ценной бумагой, между эмитентом (держателем реестра) и депонентами (клиентами);

– получение доходов по ценным бумагам, хранящимся в депозитарии, с последующим их переводом на счета депонентов;

– учет обременения ценных бумаг депонентов (клиентов) обязательствами, а также их прекращения;

– ведение по договору с эмитентом реестров собственников ценных бумаг, за исключением ценных бумаг, по которым депозитарий выступает номинальным держателем;

– передача сертификатов ценных бумаг по поручению депонентов (клиентов) третьим лицам;

– проверка сертификатов ценных бумаг на подлинность и платежеспособность;

– клиринг по ценным бумагам (вычисление взаимных обязательств и требований по поставке (переводу) ценных бумаг участников операций с ценными бумагами);

– инкассация и перевозка ценных бумаг;

– изъятие из обращения сертификатов ценных бумаг в соответствии с условиями их обращения;

– регистрация сделок с ценными бумагами. Депозитарная и сопутствующая ей деятельность осуществляется только при

наличии лицензии на осуществление такой деятельности, полученной в Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте Российской Федерации или уполномоченном ею органе (лицензирующем органе).

Пенсионные и другие подобные фонды создаются для обеспечения доходов людям, прекратившим свою трудовую деятельность, в течение которой они вносили туда деньги так же, как и их работодатели. Фонд куда-либо инвестирует эти средства, а потом или периодически выплачивает накопленные средства уволившемуся работнику, или предоставляет аннуитет. В период накопления поступающие средства налогами не облагаются, вкладчик платит налоги, когда деньги ему возвращаются. Коммерческие банки через свои трастовые отделы, страховые фирмы, а также федеральное правительство, местные администрации и некоторые другие нестраховые организации предлагают свои средства пенсионным фондам. Ввиду того что пассивы пенсионных организаций имеют долгосрочный характер, у фондов есть возможность инвестировать средства в долгосрочные ценные бумаги. Поэтому основная часть инвестиций приходится на корпоративные акции и облигации. Пенсионные фонды на самом деле являются крупнейшими среди институциональных инвесторов держателями корпоративных финансовых инструментов. Хотя наибольшей частью корпоративных ценных бумаг владеют физические лица, в последние годы наблюдалась чистая реализация таких ценных бумаг физическими лицами. А пенсионные и тому подобные фонды на настоящий момент являются основными покупателями ценных бумаг данного вида.

Фонды взаимного кредита тоже вкладывают значительные средства в корпоративные акции и облигации. Они принимают деньги от физических лиц и помещают их в активы специфических видов. Обычно подобный фонд связан с компанией, которая за некоторую плату управляет инвестициями. Каждое физическое лицо владеет определенной долей фонда, зависящей от размера его вклада. В любое время граждане могут продать свои акции, поскольку фонды обязаны их приобретать. Одни фонды помещают свои деньги в обыкновенные акции, другие специализируются на корпоративных облигациях, рыночных, денежных обязательствах, например, краткосрочных коммерческих векселях, выпускаемых корпорациями, или муниципальных ценных бумагах. Инвестиционная политика различных фондов значительно варьируется от политики получения стабильного дохода и обеспечения безопасности вкладчиков до крайне агрессивной погони за прибылью. В любом случае частное лицо получает диверсифицированный портфель инвестиций, управляемый профессионалами.

1.3. Финансовые инструменты

Существуют различные подходы к трактовке понятия «финансовый инструмент». В наиболее общем виде под финансовым инструментом понимается любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств другого предприятия.

Под термином «финансовые инструменты» понимаются различные формы краткосрочного и долгосрочного инвестирования, торговля которыми осуществляется на финансовых рынках. К ним относятся денежные средства, ценные бумаги, опционы, форвардные контракты, фьючерсы и свопы.

Финансовые инструменты подразделяются на первичные (денежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям) и вторичные, или производные (финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы).

Ценные бумаги – это денежные документы, удостоверяющие права собственности или займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту) и несущему по нему обязательства. Из имеющих хождение на территории России ценных бумаг выделим следующие: акции, долговые ценные бумаги, финансовые фьючерсы, коммерческие бумаги (чеки, коносаменты, закладные, залоговые свидетельства и др.). Специфическим видом ценных бумаг, предназначенных для начального этапа процесса приватизации в России (чековой приватизации), были приватизационные чеки (ваучеры).

В соответствии с законодательством на территории России обращаются следующие виды ценных бумаг:

акции акционерных обществ – любые ценные бумаги, удостоверяющие право их владельца на долю в собственных средствах общества и получение дохода от его деятельности. Акции – финансовые вложения в собственный капитал предприятия с целью получения дополнительного дохода, складывающегося из суммы дивиденда и прироста капитала, вложенного в акции, вследствие роста их цены;

облигации – любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа между их владельцем (кредитором) и лицом, выпустившим документ (должником);

государственные долговые обязательства – любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают государство, органы государственной власти или управления;

производные ценные бумаги – любые ценные бумаги, удостоверяющие право их владельца на покупку или продажу указанных выше ценных бумаг.

Долговые ценные бумаги представляют собой обязательства, размещенные эмитентами на фондовом рынке для заимствования денежных средств, необходимых для решения текущих и перспективных задач. К ним относятся облигации, депозитные и сберегательные сертификаты банков, государственные краткосрочные обязательства, краткосрочные банковские векселя, казначейские векселя и ноты, векселя, акцептованные банком, долговые сертификаты и др.

Наиболее распространенной формой долговых обязательств является облигация. Это ценная бумага, удостоверяющая внесение ее владельцем денежных средств и подтверждающая обязательство возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок с уплатой фиксированного процента, если иное не предусмотрено условиями выпуска.

Различают облигации внутренних государственных и местных займов и облигации хозяйствующего субъекта (акционерное общество, коммерческий банк и др.); первые выпускаются только на предъявителя, вторые могут эмитироваться как именные, так и на предъявителя.

Облигации внутреннего валютного займа Внешэкономбанка (вэбовки) появились 14 мая 1993, когда ВЭБ выдал их предприятиям, имевшим корреспондентские счета, сроком на 1, 3, 6, 10 и 15 лет. Номинал облигации – 1, 10, 100 тыс. долл. Ежегодный доход выплачивается в размере 3 % годовых. Вторичный рынок этих бумаг развит относительно слабо ввиду их невысокой доходности. Однако у этих бумаг есть одно выгодное отличие – они котируются на мировых фондовых рынках.

Жилищные сертификаты – одна из разновидностей облигаций с индексируемой номинальной стоимостью, удостоверяющая право их собственника на приобретение квартиры при условии приобретения пакета жилищных сертификатов или получение от эмитента по первому требованию индексированной номинальной стоимости жилищного сертификата. Номинал сертификата устанавливается в единицах от общей площади жилья (не менее 0,1 кв. м), а также в его денежном эквиваленте. В качестве эмитентов могут выступать банки, кредитные учреждения, товарные и фондовые биржи.

Депозитный сертификат представляет собой письменное свидетельство кредитного учреждения (банка-эмитента) о депонировании денежных средств, удостоверяющих право владельца на получение по истечении установленного срока суммы депозита и процентов по нему. Существуют различные виды сертификатов: на именные и на предъявителя; до востребования и срочные. Привлекательность ДС состоит в том, что он может быть передан другому лицу.

Сберегательный сертификат банка имеет тот же механизм действия, как и депозитный сертификат, но предназначен для физических лиц. Сертификат может выдаваться на определенный срок или до востребования. В случае досрочного возврата средств по срочному сертификату по инициативе его владельца выплачивается пониженный процент, величина которого указывается в договоре, заключаемом при взносе денег на хранение.

Вексель представляет собой безусловное письменное долговое обязательство векселедателя уплатить при наступлении срока обозначенную в векселе денежную сумму владельцу векселя (векселедержателю). Как долговое денежное обязательство вексель имеет четыре существенные особенности:

абстрактность, заключающуюся в том, что, возникнув как результат определенной сделки, вексель от нее обособляется и существует как самостоятельный документ;

бесспорность, состоящую в том, что векселедержатель свободен от возражений, которые могут быть выдвинуты по отношению к другим участникам вексельного договора;

право протеста, позволяющее векселедержателю в случае, если должник не оплачивает вексель, совершить протест, т. е. на следующий день после истечения даты платежа официально удостоверить факт отказа от оплаты в нотариальной конторе по месту нахождения плательщика;

солидарную ответственность, состоящую в том, что при своевременном совершении протеста векселедержатель имеет право предъявить иск ко всем лицам, связанным с обращением этого векселя, и к каждому из них в отдельности, не будучи принужденным при этом соблюдать последовательность, в которой они обязались.

Векселя могут быть по предъявлению (срок платежа не указан, платеж совершается в момент предъявления векселя) и срочные (с указанием либо точной даты платежа, либо периода от момента составления векселя, по истечении которого он должен быть оплачен, либо периода от момента предъявления векселя, в течение которого он должен быть оплачен).

Различают векселя простые и переводные. В операции с простым векселем участвуют два лица: векселедатель, обязанный уплатить по векселю, и векселедержатель, имеющий право на получение платежа. Переводной вексель (тратта) выписывается и подписывается кредитором (трассантом) и представляет собой приказ должнику (трассату) об уплате в указанный срок обозначенной в векселе суммы третьему лицу – первому держателю (ремитенту). Переводные векселя получили большее распространение на практике. Переводной вексель может быть передан одним держателем другому посредством специальной передаточной надписи – индоссамента, выполненной индоссантом на оборотной стороне векселя или при нехватке места для передаточных записей на дополнительном листе – аллонже. Посредством индоссамента вексель может циркулировать среди неограниченного круга лиц, превращаясь в средство погашения долговых требований.

Чтобы приказ трассанта имел силу, трассат должен подтвердить свое согласие произвести платеж в указанный в векселе срок. Такое согласие называется акцептом, оформляется надписью на лицевой стороне векселя («акцептован», «обязуюсь заплатить» и т. п.) и сопровождается подписью трассата. Наиболее ликвидными являются векселя, снабженные гарантией крупных банков в виде специальной надписи на векселе – аваля. Аваль может оформляться либо на лицевой стороне векселя, либо на дополнительном листе, либо в виде отдельного документа. Лицо, совершившее аваль, несет вместе с должником солидарную ответственность за оплату векселя.

Различают казначейские, банковские и коммерческие векселя. Казначейский вексель выпускается государством и представляет собой краткосрочное обязательство государства со сроком погашения три, шесть или двенадцать месяцев. Банковский вексель выпускается банком или объединением банков (эмиссионный синдикат). Доход владельца банковского векселя рассчитывается как разница между ценой погашения, равной номиналу, и ценой продажи, осуществляемой на условиях дисконта. Коммерческий вексель применяется для кредитования торговых операций. В сделке, как правило, используется переводной вексель, а в роли ремитента выступает банк. Процедура обращения трассанта в банк-ремитент с акцептованным векселем с целью получения взамен него денег называется учетом векселя. Сумма кредита, выдаваемая в этом случае банком трассанту, меньше суммы, указанной в векселе; эта разница и составляет доход банка.

  • 5. Система органов, осуществляющих финансовую деятельность государства.
  • 6. Полномочия Министерства финансов рф в сфере финансовой деятельности.
  • 7. Понятие, предмет, метод и система финансового права.
  • 8. Финансово-правовые нормы, их особенности и виды.
  • 9. Финансовые правоотношения, их особенности и виды.
  • 10. Правовые основы финансового контроля.
  • 11. Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие.
  • 12. Основные методы финансового контроля.
  • 13. Государственный финансовый контроль.
  • 14. Счетная палата рф как орган финансового контроля.
  • 15. Федеральное Казначейство: правовой статус и полномочия.
  • 16. Федеральная Служба финансово-бюджетного надзора как орган финансового контроля.
  • 17. Правовые основы аудита.
  • 18. Государственный бюджет: Понятие, правовая сущность, структура государственного бюджета.
  • 19. Закон о бюджете. Его структура.
  • Часть 1. Общие положения
  • 21. Бюджетный процесс и его стадии.
  • 23. Правовое регулирование составления бюджета.
  • 26. Правовое регулирование межбюджетных отношений.
  • 27. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.
  • 28. Правовое регулирование государственных доходов, их виды.
  • 29. Правовое регулирование государственных расходов, их виды.
  • 30. Налоги и сборы: понятие, функции и значение. Классификация налогов.
  • 31. Налоговая система рф.
  • 33. Общая характеристика налоговых правоотношений. Субъекты налоговых правоотношений, основы их правового статуса.
  • 34. Элементы налогообложения, их характеристика.
  • 35. Налоговый контроль: правовая основа. Цели, задачи, формы налогового контроля.
  • 36. Налоговые проверки. Акт выездной налоговой проверки.
  • 37. Ответственность за совершение налоговых правонарушений.
  • 38. Обжалование актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
  • 39. Государственный и муниципальный кредит. Понятие, формы, виды, принципы.
  • 40. Правовое регулирование государственного и муниципального долга: понятие, виды и формы. Методы управления государственным долгом.
  • 41. Правовые основы банковской системы рф.
  • 42. Правовое положение Центрального банка рф. Его полномочия как органа банковского регулирования и надзора.
  • 43. Субъекты финансовых правоотношений.
  • 44. Банковские операции: виды, порядок лицензирования.
  • 45. Правовое регулирование страхования вкладов физических лиц.
  • 46. Эмиссионное право Центрального банка рф.
  • 47. Страхование Понятие, значение и функции.
  • 48. Участники страховых отношений, взаимодействие страховщиков.
  • 49. Виды и объекты страхования, виды лицензий.
  • 50. Правовое регулирование дефицита государственного бюджета.
  • 51. Правовое регулирование обязательного государственного страхования.
  • 52. Правовое регулирование страхового надзора.
  • 53. Правовые основы регулирования денежного обращения в рф.
  • 54. Правовые основы регулирования наличного денежного обращения.
  • 55. Правовые основы регулирования безналичного денежного обращения.
  • 56. Правовое регулирование расчетов в Российской Федерации.
  • 57. Правовое регулирование расчетов аккредитивами.
  • 58. Правовое регулирование расчетов инкассо.
  • 59. Правовое регулирование расчетов чеками и платежными поручениями.
  • 60. Понятие и структура валютных правоотношений.
  • 61. Понятие, направления и органы валютного регулирования в рф.
  • 62. Понятие и виды валютных операций.
  • 63. Валютный контроль: понятие, направления и субъекты.
  • 64. Права и обязанности органов и агентов валютного контроля.
  • 2. Финансовая система рф Понятие, принципы, институты.

    Финансовая система – это совокупность финансовых учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность и институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов.

    В финансовую систему РФ входят следующие институты:

      Бюджетная система, состоящая из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований. К их числу относятся отношения по формированию, распределению и использованию денежных средств в бюджеты и из бюджетов – федерального, субъектов РФ и муниципальных образований. Это звено наиболее мобильное и на его долю приходится наибольший денежный поток в стране.

      Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды – пенсионный фонд, фонд государственного обязательного медицинского страхования, фонд государственного социального страхования.

      Имущественное и личное страхование.

      Государственный и банковский кредит.

      Финансы хозяйствующих субъектов.

    Данную систему образует совокупность финансовых институтов, т.е. групп взаимосвязанных, однородных отношений. К ним относятся:

    1. Государственные финансы.

    2. Финансы юридических лиц (учреждений, организаций, предприятий с различной формой собственности).

    3. Кредитование.

    4. Страхование.

    Государственные финансы образуют:

    1. Бюджетная система – т.е. совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов.

    2. Внебюджетные целевые фонды (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования).

    3. Государственный кредит.

    Финансы юридических лиц состоят из:

    1. Финансов коммерческих предприятий.

    2. Финансов общественных организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность.

    3. Финансов учреждений, осуществляющих некоммерческую деятельность.

    Кредитование . Данный институт образуют отношения между коммерческими банками и лицами, заключившими с ними договоры банковского счета или банковского вклада, отношения по поводу предоставления банковских ссуд.

    Страхование . Этот институт образуют социальное страхование, личное страхование, страхование имущества, ответственности, страхование предпринимательских рисков.

    Принципы построения финансовой системы могут быть различными. В настоящее время и Россия, и большинство стран СНГ перешли к построению своих финансовых систем на принципе фискального федерализма , при котором осуществляется четкое разграничение функций между различными уровнями системы. Так например, правительство полностью независимо в целях, касающихся нации в целом - расходы на оборону, космос, внешних сношений государства, а местные органы власти финансируют развитие школ, охрану общественного порядка, уборку населенных пунктов и т. п.

    Принципы построения финансовой системы предполагают:

    ♦ экономическую самостоятельность и четкое разграничение функций между отдельными звеньями финансовой системы (федеральный, республиканский, областной). Правительство финансирует решение задач общегосударственного значения - оборона, космос, внешнеэкономическая деятельность; местные органы - развитие школ, коммунальных учреждений, организаций общественного порядка и т. д. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет;

    ♦ формирование бюджета осуществляется на нормативной основе;

    ♦ взаимодействие между бюджетами различных уровней внутри государства строится на основе соглашений;

    ♦ доходная часть бюджетов формируется в основном за счет налогов.

    В основе построения финансовой системы положены следующие принципы:

    1) Принцип единства:

    a. Единая материальная база, на которой происходит формирование финансовых ресурсов в различных сферах и звеньях финансовой системы.

    b. Единая нормативно-правовая база, с помощью которой осуществляется управление всеми сферами и звеньями финансовой системы.

    c. Единые финансовые планы, которые составляются в различных сферах и звеньях финансовой системы и взаимосвязаны между собой основным финансовым планом страны - бюджетом.

    2) Принцип функционального назначения отдельных элементов финансовой системы, который выражается в том, что каждому звену финансовой системы присущи конкретные задачи, оно выполняет свои функции, а управление финансовыми отношениями в этих звеньях осуществляют определенные органы управления.

    Деньги.