Бизнес портал

Платежи по обслуживанию внешнего государственного долга равны. Государственный долг. Расходы на обслуживание

Государственный долг - результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.

Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа государственного долга:

* Внутренний - задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.

* Внешний - задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.

В случае конвертируемой валюты, все кредиторы (держатели облигаций), как внутренние, так и внешние, имеют равные права, и государственный долг на внутренний и внешний не разделяется.

Для измерения государственного долга, оценки его влияния на экономику, а также возможности международного сравнения в мировой практике был разработан ряд показателей и индикаторов государственного долга. Все они базируются на трех основных данных:

· нетто-задолженности, представляющей собой сумму кредитов, полученных государством за определенный период, за вычетом суммы погашенных за этот период займов (в отличие от брутто-задолженности, которая не учитывает погашаемых кредитов);

· совокупном объеме государственного долга;

· величине расходов по обслуживанию и оплате внутреннего и внешнего долга.

Размер ежегодных поступлений чистой выручки от реализации государственных заимствований является абсолютным показателем и характеризует масштабы мобилизации ресурсов для финансирования дефицита бюджета.

где П – поступления по системе государственных заимствований

Р – расходы по системе государственного долга

Исходя из этой величины, эффективность управления государственным долгом (Э) можно рассчитать по следующей формуле:

Э = (П–Р)/Р · 100%.

В мировой практике используются следующие показатели и индикаторы гос. долга.

1) отношение гос. долга в ВВП (в %) - этот показатель определяет возможность обслуживания долга, погашения платежей за счет произведенного продукта данного года. Если наблюдается рост ВВП, то не страшен и рост долга. Главное, чтобы темпы роста ВВП не отставали от темпов роста долга.

2)отношение внешнего долга к ВВП (в %)

3) Для оценки долговой нагрузки важным является также показатель отношение внешнего долга к экспорту. Этот показатель характеризует, насколько объем экспорта сопоставим с объемом государственного внешнего долга. Он позволяет судить, насколько страна в состоянии покрывать валютными доходами от национального экспорта свою внешнюю задолженность. Очевидно, чем ниже этот показатель в пределах 100%-ной экспортной выручки, тем благополучнее страна как мировой дебитор. Считается, что те страны, у которых отношение внешнего долга к экспорту ниже 10–20%, не имеют трудностей с погашением внешней задолженности. У традиционно проблемных должников он может превышать 500%.

4) отношение стоимости обслуживания внешнего долга к экспорту товаров и услуг (в %).

5) отношение суммы платежей по обслуживанию внешнего долга к стоимостному объему ВВП (в %) , показывающее, какая часть ВВП направляется на погашение внешних долговых обязательств государства.

6) средний срок обращения государственных долговых обязательств

Серьезные проблемы и негативные последствия большого государственного долга, заключаются в следующем:

· Снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;

· Перераспределяется доход от частного сектора к государственному;

· Усиливается неравенство в доходах;

· Рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны;

· Необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов;

· Создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде;

· Возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния;

· Выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж;

· Может появиться угроза долгового и валютного кризиса.

Государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.

  • Внешний долг — это обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте.
  • Внутренний долг — обязательства перед резидентами в рублях.

Государственный долг обеспечивается в федеральной собственности.

Долговые обязательства Российской Федерации существуют в форме:

  • кредитных соглашений, подписанных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • государственных ценных бумаг;
  • договоров о предоставлении государственных гарантий;
  • переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг.

Государственный долг может быть краткосрочным (до одного года), среднесрочным (от одного года до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до тридцати лет).

Государственный долг погашается в сроки, установленные условиями займов, но эти займы не могут превышать 30 лет.

Управление государственным долгом осуществляется правительством РФ .

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если они не были гарантированы федеральным правительством.

Максимальные объемы государственного внутреннего и внешнего долга определяются законом о федеральном бюджете на очередной год. В соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.

Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждается Программа государственных внешних заимствований. Эта программа представляет собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата и общего объема заимствований. В ней оговариваются все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл.

Решение об эмиссии государственных ценных бумаг принимается соответственно правительством в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного долга, установленными в соответствии с законом о бюджете, а также с Программой внутренних заимствований.

В решении об эмиссии государственных ценных бумаг отражаются сведения об эмитенте ценных бумаг, объем и условия эмиссии.

Государственной гарантией является способ обеспечения правовых обязательств, в силу которого Российская Федерация как гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, получившим гарантию, его обязательств перед третьими лицами.

Законом о федеральном бюджете на очередной год определяется максимальный размер суммы государственных гарантий. Общая сумма государственных гарантий, выраженных в рублях, включается в состав государственного внутреннего долга.

Общая сумма государственных гарантий, выраженных в иностранной валюте, включается в состав государственного внешнего долга.

В соответствии со статьей 118 Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения не имеют права брать кредиты у кредитных организаций. Но они обладают правом получать ссуды из бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Реестр задолженности государственных унитарных предприятий ведется Казначейством.

Государственные книги внутреннего и внешнего долга Российской Федерации ведутся Министерством финансов РФ.

В Государственную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований по эмитированным ценным бумагам.

Информация о заимствованиях вносится эмитентом в Государственную долговую книгу Российской Федерации в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства.

Для снижения долгового бремени может применяться реструктуризация долга . Под ней понимается погашение прежних долговых обязательств с одновременным осуществлением новых заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств и с установлением новых условий обслуживания долга.

Также используются следующие инструменты управления государственным долгом:

  • консолидация — объединение нескольких займов в один более долгосрочный с изменением ставки процента;
  • конверсия государственного займа — изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности. Чаще всего в ходе конверсии правительство снижает ставку процента;
  • конверсия внешнего долга — средство сокращения внешнего долга путем выполнения долговых обязательств перед кредиторами передачей им векселей и акций в национальной валюте;
  • новация — замена первоначального обязательства между сторонами другим обязательством между этими же сторонами, предусматривающим другой способ исполнения.

В 1985 г. внешний долг СССР составлял 22,5 млрд. долл., в 1991 г. — 65,0 млрд. долл. Внешний долг России, включая долг СССР, составил на 1 января 2003 г. 124,5 млрд. долл. Для его полного погашения в течение 30 лет вместе с процентными платежами предстоит выплатить не менее 300 млрд. долл.

Таблица 6 Динамика государственного внешнего долга Российской Федерации (млрд. долл. США)

Наименование

Внешний долг РФ, включая обязательства СССР В том числе:

по кредитам правительств иностранных государств

по кредитам иностранных банков и фирм

по кредитам международных финансовых организаций

государственные ценные бумаги РФ в иностранной валюте

по кредитам Центрального банка РФ

гарантии и резервы на изменение процентных ставок и валютных курсов

В целях обеспечения своих внешнеполитических и внешнеэкономических интересов Россия предоставляет кредиты иностранным государствам. Программа предоставления таких кредитов утверждается законом о федеральном бюджете на очередной год. Эта программа состоит из перечня кредитов с указанием целей их предоставления, получателей и суммы. Договоры о реструктуризации задолженности или списании задолженности иностранных государств перед Российской Федерацией должны быть ратифицированы Государственной думой.

Понятие и структура внешнего финансирования и внешнего долга

Внешнее финансирование государства — следствие объективной необходимости привлечения дополнительных источников для финансирования госрасходов и дефицита госбюджета при исчерпании всех возможных источников мобилизации денежных ресурсов внутри страны.

Внешнее финансирование привлекается государством для финансирования своих расходов и дефицита госбюджета при невозможности мобилизовать эти средства внутри страны. Другими словами, международное финансирование используется тогда, когда государственные финансы имеют высокую дефицитность и потребности в финансировании расходов. Внешнее финансирование привлекается по двум направлениям: государственному и частному (по источникам) (рис. 50).

Рис. 50. Структура внешнего финансирования по источникам

Внешнее финансирование различается также по формам . Оно осуществляется как в форме безвозмездного финансирования , так и в форме возвратного кредитования (рис. 51).

Рис. 51. Структура внешнего финансирования и кредитования по формам

Международное финансирование структурируется и по срокам (в части кредитования) на кратко- (до 1 года), средне- (от 1 до 7 лет) и долгосрочное.

Управление государственным долгом

Система создает систему государственных долгов : внутренних и внешних

Система обслуживания долгов требует создания системы управления долгами.

Система госдолгов требует создания системы управления долгами. Обслуживание госдолгов, внутренних и внешних, включает в себя поэтапно: погашение процентов; погашение капитальной суммы долга и его рефинансирование в случае необходимости.

Если условный долг государства 100тыс.ед. и представлен он из 20% годовых (обычный процент на международном рынке ссудных капиталов для государств — сомнительных заемщиков) на 4 года с однолетним льготным периодом (период, когда гасятся только проценты), а сумма долга не гасится, то к реальной сумме долга (100 тыс. ед.) нужно добавить 80 тыс. ед. процентов (80% годовых умноженные на 4 года). Тогда график обслуживания такого долга будет выглядеть следующим образом (рис. 52): 180тыс. ед. за 4 года.

Рис. 52. График обслуживания госдолга (со сроком 4 года из 20% годовых)

Таким образом, самая простая схема обслуживания госдолга иллюстрирует достаточную сложность управления им. В связи с высокой стоимостью госдолгов в систему управления ими включены и переговоры по изменению условий долгов, и сам механизм рефинансирования долга, и мониторинг показателей объема и уровня долга, и сопоставление их с другими показателями госфинансов (ВВП, госбюджета и т. п.).

Рефинансирование долгов — это целый механизм (другое название — реструктуризация) (рис. 53).

Управление государственным долгом — одно из основных направлений государственной финансовой политики.

Рефинансирование долгов — это система мер по изменению условий кредитов: сроков, объемов, стоимости (процентов).

Рис. 53. Методы рефинансирования государственного долга

Аннуляция подразумевает полную отмену долга (применяется лишь в случае полного банкротства государства как должника).

Пролонгация — это удлинение сроков долга и погашения процентов.

Секьюритизация — это перепродажа облигаций госзаймов на открытом рынке (фондовой бирже).

Капитализация — это реструктурирование гособлигаций в частные акции через их перепродажу на бирже.

Государственный долг и методы управления государственным долгом

Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Долговые обязательства РФ могут быть в форме:

  • кредитов, полученных Правительством РФ;
  • государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;
  • других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ. Эта деятельность называется: управление государственным долгом.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, и осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Контроль за состоянием государственного долга производится представительными и исполнительными органами государственной власти.

Под управлением государственным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ.

К основным методам управления государственным долгом следует отнести:

  • Рефинансирование — погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
  • Конверсия — изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.
  • Консолидация — увеличение срока действия уже выпущенных займов.
  • Унификация — объединение нескольких займов в один.
  • Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не эффективно для государства.
  • Аннулирование долга — отказ государства от долговых обязательств.
  • Реструктуризация долга — погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Внешний долг постоянно был для России тяжелым бременем. Это связано прежде всего с тем, что ей достался в наследство от СССР большой объем внешней задолженности, что отчасти стало причиной привлечения новых внешних кредитов, в том числе и для обслуживания долга бывшего СССР. Наибольшие сложности с обслуживанием внешнего долга у Российского Правительства возникли после экономического кризиса 1998 г. В 1998 г. по внешнему долгу Российской Федерации было выплачено только 9,1 млрд. долл. из 14,6 млрд. долл.

Значительная часть долга страны подверглась реструктуризации. Когда говорят о еврооблигациях Минфина России, необходимо понимать, что существует только часть "классических еврооблигаций", поскольку большая их часть представляет собой форму реструктуризации задолженности по ГКО и Лондонскому клубу кредиторов. Тем не менее, выпуск этих еврооблигаций, с одной стороны, позволил реструктурировать часть имеющейся задолженности, а с другой – ужесточил требования к обслуживанию, так как в случае возникновения просрочек по еврооблигациям к нашей стране могут быть применены достаточно жесткие санкции. По условиям переоформления задолженности Лондонскому клубу кредиторов предполагалось списание примерно 1/3 суммы задолженности. Таким образом, Минфином России были выпущены еврооблигации со сроком погашения 10 и 30 лет.

Часть внешнего долга представлена межгосударственными обязательствами, в отношении которых приходится вести трудные переговоры. Есть положительные моменты: уже существует договор о переоценке долгов СССР перед ГДР (по новому соглашению эта сумма составляет 500 млн. евро, что в 12,5 раз меньше предыдущей, и будет погашена в течение трех лет), с Финляндией согласовано погашение долга товарными поставками, аналогичные переговоры ведутся с Италией. Долг в основном краткосрочный. Его погашение осуществляется из федерального бюджета. Имеются проблемы в отношениях со странами СНГ, долг которых по новым российским требованиям составляет около 6 млрд. долл. Это - резерв для зачетных операций, признания нулевого варианта в отношении требований и обязательств республик бывшего СССР. Например, через Парижский клуб удалось побудить Грузию к признанию нулевого варианта и к решению о выплате долгов России.

Российские официальные лица неоднократно ставили вопрос о необходимости реструктуризации долга бывшего СССР, но кредиторы требовали соблюдения графика платежей. Одна из главных причин такого поведения кредиторов – макроэкономические показатели России, так, по данным Госкомстата темп прироста ВВП в 2000 г. составил 8,3%, а профицит государственного бюджета – 207,4 млрд. руб.

Торговый баланс России складывался традиционно положительным. За 2000 г. он составил 60,7 млрд. долл., а экспорт за тот же период составил 105,6 млрд. долл., т.е. весь долг федерального правительства по состоянию на 1 января 2001 г. был больше годового торгового баланса только в 2,1, а экспорта – в 1,2 раза. Следовательно, отказ кредиторов реструктурировать задолженность бывшего СССР был вполне логичен. Однако, кроме сравнительно небольших платежей 2000 г., в ближайшем будущем предстоят большие платежи по внешнему долгу с пиком платежей в 2003 г.

    Внутренний государственный долг

Под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками перед резидентами (юридическими и физическими лицами) или нерезидентами, выраженными в валюте РФ.

Структура государственного внутреннего долга РФ включает следующие основные элементы:

1) рыночные долговые обязательства. К ним относятся эмитированные государством и свободно обращающиеся на внутреннем рынке государственные ценные бумаги. Это государственные краткосрочные обязательства (ГКО); облигации федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК); государственный сберегательный заем; облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД); облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК); облигации государственного нерыночного займа (ОГНЗ); векселя Министерства финансов РФ и др.;

2) нерыночные долговые обязательства – это обязательства, которые не могут свободно продаваться и покупаться. К ним относятся:

Некоторые виды займов, размещенных среди населения, например целевой заем 1990 г.; целевые вклады и чеки на автомобили и др.;

Целевые долговые обязательства по гарантированным сбережениям граждан РФ;

Задолженность Правительства РФ по кредитам, полученным от Центрального банка РФ (например, на покрытие дефицита бюджета в 1991–1994 гг.), включая задолженность по процентам;

Задолженность предприятий отдельных отраслей, переоформленная в государственный внутренний долг (например, задолженность по агропромышленному комплексу, переоформленная в вексель Минфина РФ; задолженность предприятий текстильной промышленности Ивановской области; задолженность по финансированию затрат на формирование мобилизационного резерва, переоформленная в вексель Минфина РФ; задолженность Пенсионному фонду и др.);

3) государственные гарантии и поручительства, представленные федеральным правительством, субъектами РФ и муниципальными образованиями.

Рост внутреннего долга РФ в 90-е гг. был обусловлен выпуском в 1993–1998 гг. государственных бумаг для покрытия дефицита бюджета и принятием на государственный долг задолженности, возникшей до и сразу после распада СССР. На государственный долг списывалось также все текущее бюджетное недофинансирование, приобретая суррогатные формы в виде переоформленных задолженностей предприятиям АПК, текстильной, топливной промышленности и др.

В 1995 г. только за счет размещения государственных облигаций было профинансировано 60 % дефицита государственного бюджета. К октябрю 1997 г. внутренний долг, оформленный в ГКО-ОФЗ и облигациях сберегательного займа, достиг 12,5-13 % ВВП. В 1998 г., когда обрушился рынок государственных ценных бумаг, все невыплаты по государственным ценным бумагам составили значительную часть государственного внутреннего долга РФ.

Существенную долю составляют сегодня компенсации населению в связи с обесценением вкладов. Еще в 1991 г. в соответствии с Указом Президента СССР от 22 марта 1991 г. № УП-1708 «О компенсации населению потерь от обесценивания сбережений в связи с единовременным повышением розничных цен» была произведена первая компенсационная выплата по всем видам имеющихся вкладов, исходя из их остатка на 1 марта 1991 г. Она рассчитывалась как 40 %-я выплата на остаток вклада.

В соответствии с Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2297 «О единовременных компенсациях вкладчикам Сберегательного банка, имевшим вклады на 1 января 1992 г.» в 1994 г. проводилась вторая компенсация обесценившихся сбережений граждан. При этом остатки вкладов по состоянию на 1 января 1992 г. были увеличены в 3 раза.

Начиная с 1996 г. Правительством РФ ежегодно разрабатывается порядок предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан в Сберегательном банке по состоянию на 20 июня 1991 г. В 1996 г. выплата Сбербанком предварительной компенсации по гарантированным вкладам началась с категории граждан, родившихся в 1916 г. и ранее. Сегодня постепенно круг лиц, имеющих право на получение предварительной компенсации по вкладам в Сберегательном банке РФ, расширяется.

В 2006 г. предполагается осуществить выплату предварительной компенсации по вкладам (взносам) в размере до 1 тыс. руб. гражданам РФ по 1953 г. рождения включительно, инвалидам II группы по 1960 г. рождения включительно.

Гражданам РФ по 1940 г. рождения включительно (в том числе наследникам, относящимся к указанным категориям граждан) предусматривается выплата компенсации в размере остатка вклада в Сбербанке России по состоянию на 20 июня 1991 г. и взносов в организациях государственного страхования по состоянию на 1 января 1992 г. Гражданам РФ по 1930 г. рождения включительно, помимо указанных компенсаций предусматривается также выплата повторной компенсации в размере остатка вкладов (взносов). В случае смерти владельца вкладов (взносов) предусматривается продолжить выплату компенсации на оплату ритуальных услуг в размере до 6,0 тыс. руб.

В настоящее время основными принципами государственной политики РФ в области внутренних заимствований являются следующие:

1. Замещение государственного внешнего долга РФ внутренними заимствованиями, т. е. увеличение размеров государственного внутреннего долга в ближайшие годы будет обусловлено использованием его на погашение внешнего долга.

2. Удлинение сроков заимствования. В настоящее время планируется отказаться от краткосрочных (до 1 года) заимствований и перейти на обслуживание ценных бумаг, носящих средне– и долгосрочный характер. Для решения этой задачи доходность краткосрочных ценных бумаг будет сокращаться до 6,5 % годовых, а среднесрочных и долгосрочных повышаться – до 8,5 – 10,5 %. Предполагается, что в 2006 г. на средне– и долгосрочные заимствования будет приходиться около 96 % от запланированного объема заимствований.

3. Повышение уровня рыночной ликвидности и расширение круга «активных инвесторов». Для этого совместно Минфином РФ и Банком России подготовлена Программа введения института первичных дилеров и эталонных выпусков на рынке ГКО-ОФЗ. В частности, в настоящее время предусматривается, что одним из активных инвесторов на рынке государственных ценных бумаг должен стать Пенсионный фонд РФ. С этой целью в 2004 г. было принято решение осуществить первое размещение нового вида государственных ценных бумаг – государственных сберегательных облигаций – ГСО. Часть этих бумаг будет использоваться для инвестирования средств пенсионных накоплений.

Государственный внутренний долг является важным инструментом перераспределения доходов в обществе и мобилизации временно свободных средств граждан и хозяйствующих субъектов. С его помощью государство может регулировать многие экономические процессы, включая уровень ссудного процента, степень инвестиционной активности и др.

Размер внутреннего долга, как правило, не имеет каких-то четко выраженных границ, которые можно считать критическими. В большей степени это касается внешнего долга. Предельный размер внутреннего долга, с одной стороны, определяется возможностями государства обслуживать его, а с другой стороны, зависит от того, насколько население терпимо относится к самому факту наличия долга, готово мириться с его размерами и с тем, что государство не торопится его погашать.

    Государственные финансы: понятие и функции

Государственные финансы - это совокупность экономических отношений между государством и обществом, возникающих в реальном денежном обороте в процессе которых происходит сбор и использование денежных средств для удовлетворения государственных потребностей в интересах всего общества.

Функции государственных финансов: -перераспределительная (перераспределение национального дохода между населением, предприятиями и государством; производственной и непроизводственной сферами экономики; между отраслями материального производства; между регионами страны; между социальными группами и прочее); -воспроизводственная (предусматривает участие государства в воспроизводстве трудовых, естественно природных, материальных, финансовых и иных ресурсов, в развитии науки, социальной и производственной инфраструктуре, стимулировании развития экономики и прочее); -регулирующая; -стимулирующая (сводится к тому, чтобы заинтересовать всех субъектов, связанных с формированием и расходованием гьсударственных финансовых ресурсов в более эффективной и производительной работе, в ускорении научно технического прогресса и повышении конкурентноспособности продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынке); -плановая (реализуется в процессе составления и исполнения бюджетов всех уровней, а так же через вне бюджетные фонды); -контрольная; -социальная (гос.финансы направляются на решение социальных проблем (обеспечение занятостинаселения, содержание нетрудоспособных, сокращение соц.неравенства)).

    Государственный бюджет: сущность и значение

Государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. Финансовые отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), и во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Бюджетные отношения характеризуются большим многообразием, поскольку опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (государственный, республиканский, местный).

Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля ВВП, необходимая для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления.

В процессе функционирования бюджетные отношения получают соответствующее им материально-вещественное воплощение; они материализуются (овеществляются) в бюджетном фонде страны, имеющем сложную организационную структуру. Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень централизации финансов. Для эффективного использования финансов большое значение имеет осуществление финансового планирования и прогнозирования, нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений. Таким образом, основными звеньями (элементами) финансового механизма являются:

Финансовое планирование и прогнозирование;

Финансовые показатели, нормы, нормативы и лимиты;

Управление финансами;

Финансовые рычаги, стимулы и санкции;

Финансовый контроль;

Финансовое законодательство.

В зависимости от особенностей отдельных подразделений общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, механизм функционирования государственных финансов и т.п. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья. Например, механизм государственных финансов подразделяется на бюджетный и механизм функционирования внебюджетных фондов и т.д.

Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет - это совокупность экономических отношений, складывающихся у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода _(частично- и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Будучи экономической формой существования реальных, объективно обусловленных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории . Эта категория, являясь частью финансов характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу таких особенностей относятся следующие:

Государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанных с обособлением части ВВП в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований;

С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже - национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;

Пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;

Область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.

Государственный бюджет с позиций экономической сущности может рас-сматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, а с позиций законодательного установления финансовой базы государства - как его финансовый план .

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную (перераспределительную) и контрольную функции.

Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.

    Дефицит и профицит государственного бюджета и источники его покрытия

Бюджетный дефицит - состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета.

Дефицит бюджета должен быть сбалансирован, для чего существует целый ряд специальных методов.

Механизм образования дефицита или профицита государственного бюджета может быть представлен следующим образом (рис.31):

    Сбалансированный бюджет - равенство доходов и расходов бюджета.

    Дефицит бюджета- это превышение расходов госбюджета над его доходами.

    Профицит бюджета - превышение бюджетных доходов над расходами.

Возникновение бюджетного дефицита не является идеальной ситуацией для национальной экономики . Покрытие дефицита бюджета осуществляется специальными финансовыми методами:

    выпуск в обращение дополнительной денежной массы (инфляция );

    выпуск облигаций государственного займа (внутренний долг);

    финансирование и кредитование других государств (внешний долг ).

Все источники финансирования дефицита госбюджета можно представить следующим образом (рис. 32):

Рис. 32. Структура источников финансирования дефицита государственного бюджета

Дефицит госбюджета - показатель «нездоровья» национальной экономики. Он подлежит урегулированию в направлении сокращения.

Общими же мерами по регулированию (сокращению) дефицита госбюджета являются:

    реорганизация налоговой системы в сторону повышения ее эффективности;

    реструктуризация государственного внешнего долга;

    усиление контроля за расходованием бюджетных средств;

    сокращение расходов бюджета на дотации убыточным отраслям;

    упорядочение действующей системы социальных льгот.

Крайне редко при составлении бюджета складывается противоположное дефициту бюджета состояние - его профицит , т. е. превышение доходов над расходами.

Если в стране в течение ряда лет бюджет дефицитен, то первый шаг по его регулированию - создание бюджетного профицита или выработка возможностей по сокращению многолетнего дефицита.

Следует обратить особое внимание на понятие "первичный профицит". Это понятие используется при оценке возможностей сокращения государственного долга.

Первичный профицит означает, что доходы бюджета за вычетом привлеченных займов должны превышать расходы, уменьшенные на величину обслуживания государственного долга (проценты и погашение основной суммы).

Первичный профицит показывает, что часть доходов бюджета идет на погашение государственного долга (т. е. бюджетные доходы минус займы больше бюджетных расходов минус выплаты по государственному долгу).

Реально это означает следующее:

ДБ - К > РБ - ОГД ,

    ДБ - доходы госбюджета;

    К - кредиты и займы;

    РБ - расходы госбюджета;

    ОГД - обслуживание госдолга (выплата процентов и погашение капитальной части долгов).

В случае бюджетного профицита при составлении бюджета согласно статьи 88 Бюджетного кодекса РФ следует:

    сократить привлечение доходов от продажи государственной собственности;

    предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

    увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Возможной мерой является и сокращение налоговых доходов бюджета .

В ходе составления и рассмотрения бюджета может выясниться, что бюджет будет сведен с превышением расходов над доходами, т. е. с дефицитом.

В мировой практике безопасным уровнем бюджетного дефицита считается его объем не более 3% от ВВП . В 1991-1999 гг. бюджетные дефициты в России были значительными. В 1997 г. сложился особенно большой дефицит, и законодательная власть была вынуждена осуществить секвестр бюджетных расходов.

В случае принятия бюджета на очередной год с дефицитом, одновременно утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются: 1. Внутренние источники, а именно:

    кредиты, полученные от кредитных организаций в рублях;

    государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

Представляет собой государственную задолженность перед иностранными кредиторами. Она возникает вследствие активного участия правительства страны в различных сферах деятельности и необходимости привлечения дополнительных средств для полноценного финансирования экономических и производственных проектов. Сегодня возможность иностранных займов является мощным инструментом, используя который правительство может стимулировать общий экономический спрос.

Однако обслуживание внешнего долга становится проблематичным, когда денежные суммы, которые были предназначены для этих целей, превышают доходность государственных источников. В этом случае продолжать обслуживать внешний невозможно, так же как и рефинансировать его на внешнем и внутреннем рынке. Создается ситуация, когда правительство вынуждено приостановить выполнение своих финансовых обязательств относительно выплат денежных средств иностранным кредиторам, тем самым объявляя по внешнему долгу. Последствиями таких решений являются:

Обесценивание национальной валюты;
падение фондовых индексов;
увеличение долгового бремени страны и ее зависимости от других государств-кредиторов;
понижение заработных плат по стране в целом;
ослабление позиций во внешних экономических отношениях;
повышение уровня бедности среди населения страны.

Главные причины увеличения внешнего долга

Причинами роста внешнего государственного долга до неимоверно огромных сумм являются:

Высокие коэффициенты первичного бюджетного дефицита – именно этот фактор обуславливает собой необходимость займов на внешних рынках; вероятность долгового кризиса в этом случае возрастает, если решение проблем на внутреннем финансовом рынке откладывается правительством на неопределенное время;
Высокие процентные ставки по обслуживанию долга – они, как правило, повышаются, когда по мнению иностранных кредиторов величина внешнего долга возрастает до опасных отметок. Тогда правительство задействует все большее количество бюджетных средств для выплаты долгов или же рефинансирует их, занимая еще большие денежные суммы.
Рост валютного курса – отрицательно влияет на возможность обслуживания внешнего государственного долга за счет его увеличения при пересчете средств в национальную валюту.
Проблемы на внутреннем кредитном рынке, которые появляются в результате возрастания процентной ставки на внутреннем рынке и сокращения объема внутреннего долга. В этом случае правительство заимствует дополнительные средства на внешнем рынке, а часть внутреннего долга переводится во внешний долг.

Кроме правительства государства внешний дефолт нежелателен и для кредиторов, так как может стать причиной их фактического банкротства. Поэтому были созданы специальные международные кредиторские организации, участники которых призваны решать возникающие проблемы с обслуживанием внешнего долга в разных странах. Основным способом разрешения долгового кризиса государства является списание инвесторами части долга и структуризация экономических реформ в стране-должнике. Таким образом, обслуживание внешнего долга на уровне правительства предполагает создание баланса между макроэкономическим развитием страны и укреплением ее национальной безопасности.

Инструменты, регламентирующие обслуживание внешнего долга. Как они работают


В современной экономической системе используются три инструмента институционального механизма:

1. Формальные правила, которые регламентируют осуществление расчетных выплат по займам;
2. Неформальные ограничения и практики, влияющие на то, как экономические агенты в лице государства, определенных организаций и предприятий воспринимают формальные правила;
3. Механизмы принуждающего характера, при помощи которых производится уплата суммы долга.

Эффективность применения первого инструмента – формальных правил – повышается за счет четкого определения долговой политики государства посредством соответствующих законов, а также его фактической способностью уплаты внешних долгов. Однако на практике обслуживание внешнего долга зависит не только от экономической специфики вышеперечисленных инструментов институционального механизма, но и от транзакционных издержек. Именно транзакционные определяются количеством заключенных договоров на предоставление денежных ресурсов извне. Однако наибольшую значимость в управлении институционным механизмом внешнего долга имеет законодательная база государства – как правило, это бюджетное законодательство, основной целью которого является регулирование процессов иностранного кредитования и .

Если внешний долг государства возрастает до чрезмерных отметок, то последствием такого явления может стать потеря кредитоспособности предприятий. В этом случае задействуется институциональный инструмент в виде государственной поддержки и обеспечения кредитоспособности заявленных экономических агентов. Такой подход позволяет не только сформировать и использовать функциональный бюджет, но и наладить связь между экономическими агентами, различными платежными системами и принципами управления внешней задолженностью.

Посредством третьего институционального инструмента – механизмов, принуждающих к выплате долгов – кредиторами устанавливаются правила и обязанности долгового плательщика в лице правительства. Сюда включены как правовые нормы, регламентирующие применение различных мер по минимизации рисков в процессе управления внешним долгом, так и институциональные инструменты, обеспечивающие воспроизводство институтов внешнего долга и кредитоспособности задействованных экономических агентов.

Обслуживание внешнего долга должно быть организовано с учетом вероятности воздействия нескольких факторов: политических стратегий по управлению внешними займами, обязательств по уплате долга в государственном и частном секторе и экономических потрясений, вероятность проявления которых также не следует исключать. Основным же условием обеспечения макроэкономического равновесия в определенном государстве является финансирование дефицита внутреннего бюджета. Кроме того, такой подход позволит организовать полноценное управление государственными институтами внешнего долга, тем самым существенно уменьшить стоимость транзакционных издержек в процессе осуществления финансовых сделок, повысить эффективность в формировании бюджета и поднять позиции государства в рейтинге инвестиционной привлекательности.

Ключевыми показателями эффективности как бюджетной, так и финансовой политики являются именно объем и структура внешнего государственного долга. Они выражаются посредством взаимообусловленных факторов – уровнем финансовых резервов государства, темпом роста ВВП, объемами инвестирования реальных экономических проектов. Поэтому для реализации эффективного обслуживания внешнего долга важно:

Рассмотрение экономического содержания и теоретических аспектов управления внешними займами;
проведение своевременных исследовательских мероприятий в отношении состояния, причин, структуры и динамики роста внешнего долга в отдельных государствах;
анализ кредиторских задолженностей государства зарубежным финансовым организациям, так же как и задолженностей по ценным бумагам и коммерческим поставкам;
исследование внешних кредиторских факторов, уровня их влияния на общую динамику ВВП, а также взаимосвязи между зарегистрированными займами и имплементацией в государственную экономику модернизирующих решений;
разработка методологий и рекомендаций относительно управления и обслуживания внешнего долга в условиях настоящих изменений в государственной экономике.

Таким образом, для обеспечения необходимых условий качественного перераспределения полученных от инвесторов капиталов между разными субъектами рынка необходим рост капитализации банков. В противном случае недостаток собственных денежных средств вынуждает государственные предприятия прибегать к дешевым и долговременным зарубежным займам, как правило, для расширения производства и закупки нового оборудования. В целях минимизации риска огромных финансовых растрат и потери собственности важно, чтобы государство обслуживало внешние долги согласно установленным долговым стратегиям.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Государственный долг это сумма задолженности странысвоим и (или) иностранным юридическим, физическим лицам, правительствам других стран. Он состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций.

Различают внутренний долг и внешний .

Внутренний долг это долг государства населению, субъектам хозяйствования своей страны. Он порождается бюджетными дефицитами, их долговым финансированием. Большинство экономистов утверждают, что рост внутреннего долга не может привести к банкротству нации, так как это долг самим себе. Кроме того, государство всегда имеет возможность профинансировать его путем повышения налоговых ставок, выпуска денег, рефинансирования.

Вместе с тем , нельзя не дооценивать негативные последствия внутреннего долга, ибо при определенных условиях, он может стать серьезной проблемой для экономики страны, так как наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала ; государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с предпринимательским сектором, в результате чего ставка ссудного процента повышается, что ведет к сокращению частных инвестиций в экономику страны, чистого экспорта и частично потребительских расходов. Негативным последствием роста внутреннего долга является и увеличение суммы процентных выплат по нему. Поэтому необходимо постоянно отслеживать динамику соотношения между внутренним долгом и объемом национального производства. Если долг растет медленнее, чем объем валового внутреннего продукта, то это означает уменьшение его доли в национальном продукте и, наоборот.

Чтобы последствия долга не стали слишком тяжелыми для экономики, правительство должно предпринять определенные меры: снижение инфляции, введение специальных налогов и секвестирования бюджета, т. е. пропорционального снижения расходов (на 5 или 10, 15% и т. д.) ежемесячно, практически, по всем статьям бюджета до конца текущего финансового года. Секвестированию не подлежат защищенные статьи, состав которых определяется высшими органами власти. Существуют также статьи, секвестирование которых невозможно (выплата процентов по государственному долгу и др.).

Внешний долг это задолженность физическим, юридическим лицам, правительствам других стран.

Он может появиться по двум основным причинам :


а) в результате прямого заимствование средств у иностранных государств, частных компаний;

б) путем продажи государственных ценных бумаг иностранным юридическим и физическим лицам, государствам.

Последствия внешнего долга для страны тяжелее, чем внутреннего. При внешнем долге нация вынуждена отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает уровень жизни населения. Кроме того, при предоставлении займа страна-кредитор может потребовать выполнение ряда условий, которые «неудобны» для страны-заемщика. В связи с негативными последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит.

Большой внешний долг снижает международный авторитет страны и может осложнить получение новых иностранных займов.

Поэтому правительство предпринимает определенные меры , чтобы уменьшить внешний долг:

Использование для погашения части долга золотовалютных резервов страны;

Переоформление краткосрочной задолженности в долгосрочную или отсрочка выплаты внешнего долга (с согласия кредитора).

Величину общего ГД общ и первичного ГД перв государственного долга можно рассчитать по следующим формулам:

где G — государственные расходы;

N — выплаты по обслуживанию долга;

F — трансферты;

Т — налоговые поступления в бюджет;

,

При этом выплаты по обслуживанию долга рассчитываются как:

где D — величина долга;

R 1 — реальная ставка процента.

Таким образом , государственный долг является непосредственным итогом дефицитов бюджета и представляет собой сумму накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета . При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга, и коэффициент его обслуживания.

Механизм самовоспроизводства государственного долга , следовательно, имеет вид: рост первичного государственного долга → рост государственных займов → рост общей величины государственного долга → рост выплат по обслуживанию государственного долга → рост общей величины государственного долга → рост новых государственных займов → рост общей величины государственного долга → рост выплат по обслуживанию государственного долга → и т. д.

Для количественного описания взаимосвязи между государственным долгом и будущими налогами следует предположить, что экономика функционирует только в течение двух периодов. При этом первый период представляет настоящее, а второй — будущее. Необходимо проанализировать, как налоговые поступления в течение обоих периодов соотносятся с государственными закупками в эти же периоды.

В первом периоде государство собрало налоги Т 1 , а объем закупок составил G 1 , во втором периоде — налогов Т 2 и объем закупок — на сумму G 2 . В связи с тем, что правительство может допустить либо бюджетный дефицит, либо превышение доходов над расходами, налоги и затраты в каждый отдельный период не обязательно должны быть тесно взаимосвязанными.

В первый период бюджетный дефицит D равен государственным расходам G 1 за вычетом налогов T 1:

Правительство финансирует этот дефицит путем продажи соответствующего количества государственных облигаций. Во второй период государство должно собрать необходимую сумму налогов для выплаты задолженности, включая накопленные проценты, и оплаты государственных закупок за второй период, т. е.:

где r — ставка процента по долгу.

Это уравнение показывает зависимость между объемом закупок и налоговыми поступлениями в каждый из периодов. Преобразовав его в виде:

.

Получим тождество, называемое государственным бюджетным ограничением . Оно показывает, что приведенная стоимость государственных расходов равна текущей приведенной стоимости налоговых поступлений.

Государственное бюджетное ограничение показывает , как нынешние изменения в бюджетно-налоговой политике связаны с изменениями политики в будущем. Бюджетное ограничение предполагает, что текущая приведенная стоимость потребления не должна превышать текущей приведенной стоимости всего потока доходов. При снижении налогов на DТ доход также растет на DТ , но доход второго периода уменьшается на .

Количественная оценка государственного долга объективно усложняется различными факторами :

1) обычно при оценке величины государственных расходов не учитывается амортизация в государственном секторе экономики. Это приводит к завышению размеров бюджетного дефицита и государственного долга;

2) государственные расходы должны включать только реальный процент по государственному долгу , а не номинальный. При высоких темпах инфляции эта погрешность может быть весьма значительной и определяться соотношением:

где R r — реальная ставка процента

R n — номинальная ставка процента;

p = R n - R r — величина инфляции.

Завышение бюджетного дефицита связано с завышением величины государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию:

Реальный дефицит бюджета = Номинальный дефицит бюджета - Величина государственного долга · Темп инфляции.

3) при оценках дефицита государственного бюджета на макроэкономическом уровне обычно не учитывается состояние бюджетов субъектов государства, которые могут иметь излишки;

4) наряду с официальным дефицитом государственного бюджета существует скрытый дефицит, обусловленный квазифискальной деятельностью центрального банка, а также государственных предприятий и коммерческих банков, который занижает величину фактического бюджетного дефицита и государственного долга, что нередко делается целенаправленно, например, в рамках курса правительства на ежегодно сбалансированный бюджет.

Таким образом , абсолютные размеры бюджетного дефицита и государственного долга не могут служить надежными макроэкономическими показателями, тем более, что задолженность обычно увеличивается по мере роста ВВП. Поэтому целесообразно использовать относительные показатели задолженности.

Можно выделить следующие основные относительные показатели государственного долга:

- показатели запаса, характеризующие степень зависимости экономики государства от прошлого притока капитала (бремя долга), т. е.

Динамика соотношения долга и ВВП зависит от следующих факторов: а) величины реальной ставки процента, которая определяет размер процентных выплат по долгу; б) темпов роста реального ВВП; в) величины первичного дефицита госбюджета.

Для анализа внешнего долга целесообразно сопоставить его величину с валютной выручкой от экспорта товаров и услуг, т. е.

;

- показатели потока. Чем они выше, тем в более активной краткосрочной корректировкенуждается внешнеторговая ивалютная политика в целях уравновешивания платежногобаланса, а именно:

Сумма обслуживания долга (приведенная стоимость платежей по внешнему долгу) включает :

а) платежи по погашению основного долга;

б) уплату процентов;

в) поправочный коэффициент дисконтирования.

В макроэкономическом анализе также используется сравнительная динамика показателей, которую можно представить в виде:

Для анализа стран и международного сопоставления кроме нормы обслуживания долга, нормы процентных платежей, удельного веса долга в ВВП и экспорте товаров и услуг также используются показатели:

Жестко фиксированных критических уровней показателей кредитоспособности страны не существует, но есть эмпирические критерии отнесения задолженности к чрезмерной, умеренной и низкой. Приведенная стоимость платежей по внешнему долгу к ВВП при чрезмерной задолженности превышает 80%, при умеренной — находится в пределах 18—80%, при низкой — меньше 18%.

Приведенная стоимость платежей по внешнему долгу к экспорту товаров и услуг при чрезмерной задолженности состовляет более 220%, умеренной — в пределах 132—220%, низкой — менее 132%.

Действительное бремя государственного долга для той или иной страны предопределяется прежде всего способностью государства его обслуживать, способностью правительства мобилизовать наличные денежные ресурсы. Это в большой степени зависит от величины денежной массы (агрегата М

Механизм снижения внешней задолженности предполагает:

а) выкуп долга на вторичном рынке ценных бумаг за наличные средства со скидкой с номинальной цены;

б) обмен долга на акционерный капитал (своп) промышленных корпораций;

в) замену существующих долговых обязательств новыми обязательствами со снижением процентной ставки и (или) продлением срока возвращения займов.

Беднейшим странам-должникам предоставляется выбор одного из вариантов помощи со стороны официальных кредиторов:

Частичное аннулирование долга;

Дальнейшее продление срока долговых обязательств;

Снижение ставки процента по обслуживанию долга.

Расходы по обслуживанию долга являются наименее эластичной статьей расходной части государственного бюджета.