Бизнес портал

Финансовая система рф социального страхования. Финансирование государственной системы социального страхования. Виды социальных рисков

Статья 15. Бюджетный процесс в системе обязательного социального страхования

1. Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период утверждаются федеральными законами.

2. Проекты федеральных законов о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период вносятся в Государственную Думу Правительством Российской Федерации в установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации порядке.

Статья 16. Особенности бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования

Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.

Статья 17. Источники поступлений денежных средств в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования являются:

страховые взносы;

межбюджетные трансферты из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

штрафные санкции и пеня;

денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;

доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;

иные поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Статья 18. Установление тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование

1. Тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование устанавливаются федеральным законом.

2. Дифференциация тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование осуществляется с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможностей исполнения страховых обязательств.

3. Особенности установления тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование, порядок их разработки и рассмотрения определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Статья 19. Расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования и отчеты об их исполнении

1. Денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.

2. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Отчеты об исполнении бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования за конкретный финансовый год вносятся на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации и утверждаются федеральными законами.

Статья 20. Уплата страховых взносов

Уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Статья 22. Порядок назначения и выплаты страхового обеспечения

1. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.

2. Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Статья 23. Учет денежных средств обязательного социального страхования

1. Денежные средства обязательного социального страхования учитываются на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях Центрального банка Российской Федерации для учета операций со средствами бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

2. Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного социального страхования не взимается.

Статья 24. Государственные гарантии устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования

1. В случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи и иных установленных федеральными законами расходов Правительство Российской Федерации при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период предусматривает межбюджетные трансферты из федерального бюджета финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию.

2. Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования может осуществляться только под обязательства Правительства Российской Федерации, обеспечивающие их доходность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.


Похожая информация.


Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования наочередной финансовый год утверждаются федеральными законами.
Проекты федеральных законов о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год вносятся в Государственную Думу Правительством Российской Федерации в установленном федеральным законом порядке.
Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.
Источниками поступлений денежных средств в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования являются:
· страховые взносы и (или) налоги;
· дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
· штрафные санкции и пеня;
· денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;
· доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;
· иные поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование устанавливаются федеральным законом.
Дифференциация тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование осуществляется с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможностей исполнения страховых обязательств.

Особенности установления тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование, порядок их разработки и рассмотрения определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год.
Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отчеты об исполнении бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования за конкретный финансовый год вносятся на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации и утверждаются федеральными законами.
Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством Российской Федерации.
Условия, порядок и сроки уплаты страховых взносов устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Суммы страховых взносов, уплачиваемые работниками, удерживаются страхователями-работодателями при выплате заработной платы и перечисляются страховщику одновременно со страховыми взносами страхователя-работодателя.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Денежные средства обязательного социального страхования хранятся на счетах Центрального банка Российской Федерации, а также на счетах иных банков, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.
Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного социального страхования не взимается.
В случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и иных установленных федеральными законами расходов Правительство Российской Федерации при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматривает дотации финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию.
Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования может осуществляться только под обязательства Правительства Российской Федерации, обеспечивающие их доходность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.



Виды социальных рисков

Особую группу рисков составляют социальные риски. Социальные риски - риски, связанные с утратой дохода из-за потери трудоспособности (в связи с болезнью, старостью, несчастным случаем); с отсутствием работы, источника дохода. Данные риски являются чистыми (возможен отрицательный или нулевой результат), их специфика заключается в том, что возникают они у экономического субъекта - физического лица.

Виды социальных рисков

Перечень социальных рисков обширен и включает практически все стороны жизнедеятельности человека: утрату дохода в связи с наступлением преклонного возраста, связанную с заболеванием необходимость получения медицинской помощи, потерю трудоспособности, кормильца или работы, ухудшение здоровья вследствие воздействия вредных факторов, как связанных, так и не связанных с профессиональной деятельностью, риски производственного и бытового травматизма, ухудшения демографической ситуации, потребности в посторонней помощи в старости. К социальным рискам относятся риски алкоголизма, наркомании, самоубийств, отравлений,

разводов в семьях, риски родителей в отношении ответственности за действия несовершеннолетних детей и другие.

Во всех случаях реализация социальных рисков ведет к ухудшению благосостояния граждан, невозможности или ограничению удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей, к снижению качественных характеристик личности в обществе.Статья 39 Конституции РФ, базовая при рассмотрении вопросов социальной защиты населения, определяет основные виды социальных рисков: возраст, болезнь, инвалидность, потеря кормильца, воспитание детей. В международном праве, в частности, в Руководящих принципах Международной организации труда (МОТ), перечень социальных рисков, защиту от которых необходимо осуществлять на государственном уровне, выглядит следующим образом:

 болезнь;

 материнство;

 инвалидность;

 старость;

 смерть кормильца;

 безработица;

 расходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами;

 производственная травма.

Эволюция общественного сознания играет определяющую роль в расширении представлений о риске. Несколько веков назад в основе концепции управления рисками находились только природные риски, затем взоры 11устремились в промышленность и торговлю, а еще позже – к сохранению целостности человека как биологической единицы. В современном обществе наука об управлении рисками уделяет все больше внимания социальным рискам - рискам, негативно влияющим на материальное, социальное и духовное положение человека как члена общества.

Кроме того, что социальное страхование представляет собой важнейший элемент социальной защиты населения, оно является и особой финансовой системой. Основными составляющими финансовой системы социального страхования выступают: уплата страховых взносов, создание фондов социального страхования, осуществление социальных выплат (рис. 2.5).

Рис. 2.5.

Специфика любого страхового механизма заключается в создании целевых фондов денежных средств для защиты имущественных интересов участников этих фондов. По своему экономическому содержанию фонды социального страхования имеют ту же страховую природу. Однако обязательный и социально регулируемый характер этих фондов привнес определенные особенности в их организацию и практическое функционирование:

  • - обязательное участие работодателей в уплате страховых премий;
  • - установление "ограниченной" в целях реализации принципа социальной солидарности эквивалентности между взносами и выплатами;
  • - определение размеров, порядка расчета взносов и выплат и иных существенных условий страхования нормами государственного законодательства;
  • - наличие обязательной ответственности государства за финансовую устойчивость и платежеспособность системы социального страхования, включающую предоставление государственных дотаций и субсидий;
  • - подконтрольность фондов органам государственной власти.

Первоначально финансовое участие государства в социальном страховании не предполагалось. Однако в силу социальных и политических факторов государство было вынуждено подключиться к финансированию страховой системы, что определялось следующими обстоятельствами:

  • - необходимостью вносить страховые взносы за те категории населения, которые не имели трудового дохода, но нуждались в социальной помощи (дети, пенсионеры, безработные);
  • - предоставлением дополнительных средств для социальных выплат в повышенных размерах тем гражданам, которые в силу специфики своего труда и социального положения требовали более высоких социальных гарантий (профессии повышенного риска, граждане, проживающие в особых территориальных зонах, и др.);
  • - обязательствами государственного регулирования социального страхования, что предполагало прямое дотирование бюджета системы при обоснованной нехватке собственных средств.

В любом случае финансовое участие государства диктовалось главным образом принятием на себя новых социальных функций по защите необходимого уровня жизни населения, что в настоящее время стало основным признаком социально ориентированной экономики. Во-первых, достижение социальной стабильности требовало дополнительного перераспределения доходов в системе социального страхования не только в соответствии с действием социальных рисков, но и с учетом материального положения застрахованных. Во-вторых, государство было вынуждено корректировать меру компенсации ущерба определенными стандартами, ограничивая социальную нагрузку на экономику.

Социальное страхование является не просто обязательным страхованием социальных рисков граждан, а социально ориентированным обязательным страхованием основного контингента населения от социальных рисков, определяемых государственной социальной политикой.

Чем меньше нарушается принцип эквивалентности страховых взносов и социальных выплат, тем ближе финансовый механизм социального страхования к собственно "страховому" механизму. Чем больше используется принцип солидарности в противовес эквивалентности между страховыми взносами и выплатами, тем ближе механизм социального страхования к государственному бюджетному социальному обеспечению (табл. 2.3).

Таблица 2.3. Финансовые источники формирования бюджетов фондов социального страхования

Финансовые источники, определяемые страховыми отношениями

Финансовые источники, определяемые императивными отношениями

Страховые взносы работников

Дотации государственного бюджета

Страховые взносы работодателей

Целевые субсидии государственного бюджета

Страховые взносы государства

Специальные целевые налоги

Средства, возмещаемые страховщикам в результате применения регрессных требований к лицам, виновным в причинении ущерба застрахованным

Целевые отчисления со страховых премий по коммерческому страхованию

Инвестиционные доходы от размещения временно свободных средств фондов

Штрафные санкции и пеня

Страховые фонды создаются по определенным правилам и преследуют цель максимальной компенсации рисков при минимально необходимых затратах участников страховой схемы. Социальное страхование использует два метода покрытия рисков: 1) распределение вероятного ущерба между всеми участниками фонда за счет предварительной уплаты взносов; 2) капитализацию, предусматривающую индивидуальное накопление взносов каждого из участников к моменту страховой выплаты. Капитализация в страховании не используется в качестве самостоятельного механизма, а только в сочетании с распределением. Это означает, что часть взносов поступает в так называемый рисковый фонд, средства которого направляются на страховые выплаты тем застрахованным, кто в силу раннего наступления риска не смог накопить свой индивидуальный страховой фонд. Механизм капитализации применяется в основном к долгосрочным видам страхования, например пенсионному.

Метод формирования страховых фондов, основанный на распределении ущерба, в социальном страховании получил название "pay-as-you-go", т.е. текущие расходы - за счет текущих доходов.

Метод формирования страховых фондов, основанный на накоплении, имеет несколько названий: "фондированная система", "капитализация", "система индивидуальных накопительных счетов". Страховые выплаты будут равны уплаченным страховым взносам, увеличенным на определенную норму доходности или, наоборот, страховые взносы будут зависеть от размера планируемых выплат с учетом дисконтирования.

Существуют объективные факторы, ограничивающие использование фондированных страховых систем для покрытия социальных рисков в государственном масштабе, на которые указывают многие современные экономисты.

Во-первых, капитализация предполагает весомое превышение доходов над расходами в страховых фондах, чтобы всегда были временно свободные деньги для инвестирования, причем в долгосрочной перспективе. Иначе рисковый фонд на покрытие выплат в пользу современных бенефициаров в капитализированной системе не даст возможности формировать индивидуальные страховые фонды.

Во-вторых, существенные ограничения на капитализацию в долгосрочном масштабе оказывают инфляция и рост заработной платы. Перед фондированными системами стоит трудно разрешимая задача поддержания современной стоимости взносов и выплат. Производимые отчисления от заработной платы с учетом инвестиционного дохода должны в будущем обеспечить такую же покупательную способность, как в момент уплаты страхового взноса.

В-третьих, наиболее вероятным для государственно регулируемой системы социального страхования инвестиционным инструментом будут государственные ценные бумаги, которые одновременно являются серьезным долговым обязательством государства. Следовательно, экономически активное население должно будет оплачивать не только свои будущие выплаты, но и тот инвестиционный доход, который гарантируют государственные ценные бумаги, т.е. налоговая нагрузка объективно будет возрастать.

В-четвертых, учитывая социально ориентированный характер социального страхования, необходимо иметь в виду, что государство имеет право законодательно корректировать уровень социальных выплат в зависимости от сложившейся финансовой ситуации или текущих социальных приоритетов. Установление государством общественных стандартов меры покрытия социального риска может свести на нет всю индивидуальность накоплений.

Взносы на социальное страхование представляют собой периодические платежи, производимые в обязательном порядке законодательно установленными группами населения, хозяйствующими субъектами и при необходимости - государством, аккумулируемые в специальных фондах на цели социальной защиты.

Взносы на социальное страхование часто отождествляют либо с налогами, либо со страховыми премиями в коммерческом страховании. Такое отождествление логично по форме, но неправомерно по сути (рис. 2.6). Взносы на социальное страхование и налоги объединяют характер и порядок их уплаты. Страховые премии и взносы тождественны по принципу возвратности и эквивалентности. Однако эквивалентность в социальном страховании существенно ограничена принципами социального регулирования.

Рис. 2.6.

В 2001 г. в целях включения взносов на социальное страхование в Налоговый кодекс РФ они были приравнены к налогам и объединены в единый социальный налог (с 2010 г. ЕСН вновь заменен страховыми взносами). Однако сугубо налоговая трактовка платежей на социальное страхование неправомерна не только с финансовой, но и с правовой точки зрения. Она полностью нивелирует страховые отношения, отчуждает страховые фонды в государственный бюджет, тем самым позволяя государству осуществлять социальную защиту на принципах социального обеспечения по нуждаемости, а не по страховой эквивалентности взносов и выплат.

По традиции разделение ответственности по уплате страховых взносов между работниками и работодателями существует во всех западных странах, демонстрируя солидарную ответственность и самого работника, и его работодателя в финансировании необходимой социальной помощи. Пропорции же, по которым делится обязательная ответственность по уплате взносов между работодателями и работниками, в разных странах различны. В основном преобладают взносы работодателей, хотя существуют системы с классическим распределением - 50:50 (как в Германии, Великобритании) или близким к нему (в Нидерландах, Австрии).

Базой начисления взносов на социальное страхование обычно выступает заработная плата , а тарифы взносов устанавливаются в процентном отношении. Их значение существенно различается по странам: от 24,4% в Великобритании до 55% в Италии и Нидерландах. Реже применяются фиксированные ставки в абсолютном денежном выражении.

История вопроса

В 1980-е гг. активно обсуждалась возможность выбора иных финансовых источников социального страхования. Предпринимались попытки заменить заработную плату как базу страховых взносов на добавленную стоимость, а сами взносы - на налог на добавленную стоимость (НДС). Однако на практике замена страховых взносов на НДС нигде не была осуществлена полностью. Так, в 1980 г. в Аргентине взносы работодателей заменили увеличением ставки НДС. В Бельгии уменьшение взносов работников произвели путем предоставления субсидий из государственного бюджета, покрываемых за счет соответствующего увеличения НДС. В Португалии с 1996 г. НДС был увеличен на 1%, который используется исключительно для целей социального страхования. В Дании взносы в абсолютной сумме установлены в зависимости от оборота, являющегося предметом НДС, но только для работодателя, работники платят взносы из заработка. Однако НДС как альтернативный метод финансирования социальной защиты все-таки не получил широкого распространения.

Система социальных выплат, сложившаяся в социальном страховании, несмотря на все многообразие конкретных видов и наименований, в основе своей имеет достаточно традиционную и несложную структуру.

По временному характеру все выплаты делятся:

  • - на единовременные;
  • - периодические;
  • - постоянные.

Единовременные выплаты связаны с "единичными" рисковыми событиями и выплачиваются один раз полной суммой, компенсирующей полученный ущерб. В зарубежной практике такие выплаты называют грантами. Периодические выплаты покрывают повторяющиеся и длящиеся определенный промежуток времени рисковые события и в основном связаны с временной нетрудоспособностью и безработицей. Постоянные выплаты назначаются пожизненно или на очень длительный срок и связаны с постоянной утратой трудоспособности. Такие выплаты имеют общее название - пенсии.

По форме выплаты могут быть:

  • - денежные;
  • - натуральные;
  • - в виде оплаты социальных услуг.

В основном в социальном страховании используются денежные выплаты. Однако иногда используются и такие натуральные формы помощи, как детские подарки, продуктовые наборы, предоставление медикаментов. Оплата социальных услуг подразумевает защиту индивидуальных доходов застрахованных граждан от непредвиденных расходов при наступлении риска за счет бесплатного предоставления различных видов помощи. Социальное обслуживание используется в различных видах всеми отраслями социального страхования.

По методикам расчета социальные выплаты разделяют:

  • - на фиксированные;
  • - расчетные.

Фиксированные выплаты представляют собой твердо установленные, абсолютные суммы денежных средств, которые не зависят от величины потерянного дохода, равны для всех застрахованных и определяются только фактом наступления рискового события. Иногда используется не один размер выплаты, а некоторая шкала значений, которые применяются для отдельных групп населения. Расчетные выплаты определяются исходя из потерянного заработка. Обычно для исчисления размера таких пособий или пенсий учитывают кроме заработка страховой стаж, семейное положение, число иждивенцев в семье и некоторые более частные характеристики.

В каждой отрасли социального страхования перечисленные типы социальных выплат объективно приобретают существенные функциональные особенности, что в конечном счете определяет функциональную самостоятельность каждой отрасли и позволяет ей наиболее полно решать задачи по защите населения от конкретных видов социальных рисков.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

финансовый казначейство бюджет социальный страхование

Элементы финансовой системы РФ

Контрольные функции Федерального казначейства

Процедуры составления проекта федерального бюджета

Фонд соц. страхования: назначение и формирование

Обязательное страхование

Оборотные средства предприятия

Литература

Элементы и звенья финансовой системы РФ

Финансовая система представляет собой структуру взаимосвязанных подсистем, которая включает в себя государственные и муниципальные финансы и финансы хозяйствующих субъектов. Которые делятся следующим образом на звенья:

Государственные и муниципальные финансы:

а) бюджетная система;

б) государственный кредит

Финансы хозяйствующих субъектов:

а) коммерческие организации;

б) некоммерческие организации;

в) финансовые посредники.

"Финансовая деятельность государства и муниципальных образований представляет собой процесс планомерного образования, распределения и использования государством и муниципальными образованиями финансовых ресурсов через свои денежные фонды для выполнения поставленных задач" - пишет М.В. Карасёва.

Государственная бюджетная система Российской Федерации - основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда государства. Он обеспечивает выполнение функций государства, заключающихся в проведении государственной политики, главным образом посредством перераспределения доходов, полученных, в первую очередь, через систему налогообложения. В настоящее время бюджетная система России представлена следующими составляющими:

федеральный бюджет - это республиканский бюджет РФ;

территориальные бюджеты субъектов РФ (бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные автономных областей, автономных округов и городские Москвы и Санкт-Петербурга);

бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) - это

окружные, городские, районные бюджеты, бюджеты поселков и сельских

населенных пунктов; районные бюджеты в городах.

Государственный бюджет выполняет следующие функции:

перераспределительную (через государственный бюджет перераспределяется до 50% национального дохода страны);

регулирующую (через госбюджет осуществляется регулирование темпов и пропорций развития экономики);

стимулирующую (бюджетные, отношения имеют своей целью стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов и, в первую очередь, бюджетных средств);

контрольную (через госбюджет осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов).

Государственный кредит выделяется в самостоятельное звено государственных финансов, так как ему присущи специфические формы финансово-кредитных отношений по привлечению средств в централизованные фонда государства. Государственный кредит - особая форма денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, а также зарубежными государствами и международными организациями по поводу финансирования государственных расходов. Государственный кредит основан на добровольности платежей в казну государства.

Необходимость государственного кредита обусловлена темпами роста государственных расходов, опережающими возможности расширения собственной доходной базы. Кредит позволяет обеспечить финансирование запланированных расходов бюджета при его дефиците. Очевидно, что в условиях тесной взаимосвязи денежно-кредитной и финансовой политики традиционное представление о системе звеньев государственных финансов должно быть расширено. В широком, современном понимании она должна включать в систему Центрального Банка РФ.

Внебюджетные фонды - это форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых для удовлетворения социальных потребностей и дополнительного финансирования территориальных нужд. Данные фонды создаются в различных государствах на определённый срок или действуют постоянно. Государственные внебюджетные фонды предназначены для финансирования различных социально-экономических услуг населения, для стимулирования развития отсталых отраслей инфраструктуру, обеспечения дополнительными ресурсами приоритетных сфер экономики. Поэтому правомерно выделение внебюджетных фондов в самостоятельное звено государственных финансов.

По признаку целевой направленности использования средств внебюджетные фонды можно объединить в две группы: социального назначения; межотраслевого и отраслевого характера. Кроме того, образуются внебюджетные фонда территориального назначения. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов, имеют определённую самостоятельность.

В России концентрация огромных средств (почти равных федеральному бюджету) в многочисленных внебюджетных фондах при ослаблении государственного финансового контроля привела к малоэффективному использованию этих средств, злоупотреблениям. В целях усиления контроля над использованием государственными финансовыми ресурсами была произведена консолидация государственных внебюджетных фондов в федеральном бюджете Российской Федерации. Это касалось тех фондов, доходы которых формировались за счёт обязательных платежей предприятий и организаций. Целевая направленность консолидированных фондов сохранилась. Консолидация не распространяется на государственные целевые внебюджетные фонды социального назначения: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования.

ПФ Российской Федерации создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением.

ФСС Российской Федерации создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования.

ФОМС предназначен для аккумулирования денежных ресурсов на обязательное медицинское страхование граждан, обеспечение стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивание финансовых ресурсов его проведения.

Следующей сферой финансовой системы являются финансы хозяйствующих субъектов - предприятий и организаций различных форм собственности, созданными в порядке, установленным законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей. Именно в этом звене создаётся основная часть доходов, которая в последующем в результате перераспределения по установленным государством правилам формирует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. В то же время определённая часть бюджетных (финансовых) средств государства в форме прямого бюджетного финансирования, бюджетных ссуд, гарантий направляется на финансирование деятельности предприятий, как текущей, так и инвестиционной.

В сфере хозяйствующих субъектов, несмотря на различия и особенности предприятий и организаций в этой сфере финансовой системы, финансовые отношения имеют общую структуру, где следует выделить:

отношения, связанные с формированием первичных доходов и целевых фондов внутрихозяйственного назначения (уставный фонд, фонды развития производства, поощрительные и др.);

отношения, возникающие между предприятиями, если эти отношения носят распределительный характер, а не обслуживают обмен (инвестирование средств в ценные бумаги, получение дивидендов, штрафы при нарушении договорных обязательств);

отношения, возникающие со страховыми организациями в связи с формированием и использованием страховых фондов;

отношения, возникающие с банками в связи с получением ссуд и другим обслуживанием;

отношения, возникающие с бюджетной системой;

отношения, возникающие с вышестоящими управленческими структурами в связи с перераспределением финансовых ресурсов.

Особенности этих отношений зависят от следующих факторов: формы собственности, характера деятельности (коммерческие или некоммерческие), отраслевой принадлежности. Эти особенности находят своё отражение в источниках финансирования, порядке образования и использование целевых денежных фондов, в характере взаимоотношений с бюджетом.

В сфере финансов домохозяйств выделяют три группы отношений:

между домохозяйствами и бюджетной системой (бюджет и внебюджетные фонды) по поводу уплаты налогов и финансирования доходной части бюджетов домохозяйств (социальные трансферты и заработная плата работников бюджетной сферы);

между домохозяйствами и различными участниками финансового рынка в связи с осуществлением инвестиций в различные виды доходных финансовых инструментов;

между домохозяйствами и хозяйствующими субъектами по поводу формирования доходов домохозяйств (оплата по труду и другие выплаты, приравненные к ним)

Коммерческие организации - юридические лица, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Некоммерческие организации - организации, которые не ставят своей целью извлечение прибыли и не распределяют коммерческую прибыль между участниками. Такие предприятия могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Звенья первой сферы - государственных и муниципальных финансов - относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуровне. Звенья второй подсистемы включают децентрализованные финансы и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Контрольные функции Федерального казначейства

Начиная с 1992 г. задачи исполнения федерального 6юджета, обеспечения предварительного и текущего его контроля, подготовке отчета об исполнении федерального бюджета были возложены на вновь созданные органы федерального казначейства.

Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 "О федеральном казначействе" в целях проведении государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств в Российской Федерации была образована единая централизованная система органов федерального казначейства, включающая ГУФК Минфина России и территориальные органы по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам, районам и районам в городах. Этим Указом органам федерального казначейства были предоставлены значительные права по контролю за движением и использованием средств федерального бюджета. Данный контроль позволяет гарантировать эффективное управление государственными федеральными финансами.

Дальнейшие изменения в работе органов федерального казначейства в области контроля за исполнением федерального бюджета нашли отражение в нормативных документах, постановлениях Правительства РФ. В соответствии с п. 13 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 "0 системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" федеральное казначейство получило статус федеральной службы с правоприменительными функциями Министерства финансов Российской Федерации по обеспечению исполнения федерального бюджета. При этом иерархия органов федерального казначейства представлена следующим образом: федеральное казначейство (казначейство России) в Москве, управление федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, отделения Управления федерального казначейства по субъекту Российской Федерации.

Подготовка к переходу на новую систему исполнения федерального бюджета включала кроме создания центрального органа - Главного управления казначейства (ГУФК) в составе Министерства РФ - формирование соответствующих территориальных органов - управлений федерального казначейства по субъектам РФ (УФК). В городах (за исключением городов районного подчинения), районах, районах в городах сформированы отделения федерального казначейства (ОФК).

Полномочия, организация деятельности федерального казначейства (казначейства России) закреплены в Положении о федеральном казначействе, утвержденном постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004г. № 703 "О федеральном казначействе". В соответствии с этим Положением федеральное казначейство (казначейство России) находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации и является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Анализ нормативных документов, изменений в Бюджетном кодексе Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что в работе органов федерального казначейства произошел определенный сдвиг с последующего контроля в сторону предварительного и текущего. Это обусловлено прежде всего изменением концепции государственного финансового контроля и переходом от фискального подхода к процессу управления финансовыми потоками. В связи с этим значительно смягчились санкции за нарушения бюджетного законодательства и сделан упор на предупредительные (профилактические) меры.

Система реализации контрольных функций основывается на линейно-функциональной структуре организации органов федерального казначейства.

Горизонтальная структура управления базируется на функциональном разделении осуществляемой деятельности. В состав Управления федерального казначейства по субъектам Российской Федерации включены следующие структурные подразделения, осуществляющие контрольные функции: отдел анализа доходов, отдел операций по доходам на едином казначейском счете, отдел платежей из федерального бюджета, отдел кассового исполнения бюджета, отдел учета внутреннего долга и бюджетных кредитов, главная бухгалтерия по операциям со средствами федерального бюджета, контрольно-инспекторский отдел.

Каждое подразделение проводит контрольную работу по своему направлению специализации. Например, контрольные функции отдела анализа доходов и отдела операций по доходам на едином казначейском счете заключаются в следующем:

· контроль за поступлением налоговых и неналоговых доходов на едином казначейском счете в соответствии с Бюджетной классификацией доходов;

· выяснение неклассифицированных поступлений;

· контроль за распределением доходов между уровнями бюджетов в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством по нормативам отчислений;

· контроль за возвратом доходов на счета плательщиков в соответствии с бюджетным законодательством по представлениям администраторов доходов.

Для обеспечения контроля за поступлением доходов в Управлении федерального казначейства по субъектам Российской Федерации ведется большая работа по внесению в базу данных изменений по классификации доходов бюджетов Российской Федёрации в соответствии с изменениями в бюджетном законодательстве. Например, в 2004 г, (согласно со ст. 7 Закона о федеральном бюджете на 2004 год) появились новые источники формирования доходов федерального бюджета:

· доходы от сдачи в аренду иностранным государствам вооружения и военной техники, находящихся в федеральной собственности;

· плата за услуги (работы), оказываемые государственными учреждениями по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней при Минфине России (Гохран России) при осуществлении операций с ценностями из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации;

· средства, которые юридические лица и индивидуальные предприниматели, реализующие и производящие товары или услуги, возмещают Государственной инспекции по торговле, качеству товара и защите прав потребителей Минэкономразвития России за проведение экспертиз, испытаний (исследований) образцов (продукции);

· плата за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям;

· средства, полученные за выдачу лицензий, разрешений и сертификатов, предусмотренных Федеральным законом от 13 декабря l996г. № 150-ФЗ "Об оружии", а также за продление срока их действия;

· прибыль Банка России.

С 1 января 2005 г. в соответствии с этими дополнениями были внесены изменения в Бюджетную классификацию доходов.

Отдел платежей, главная бухгалтерия по операциям со средствами федерального бюджета организуют контрольно-экономическую работу по вопросам, входящим в компетенцию отделов:

· предварительный контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, в том числе сбор и учет лимитов бюджетных обязательств распорядителей и бюджетополучателей;

· текущий контроль и учет принятых распорядителями и бюджетополучателями денежных обязательств.

Контрольные функции контрольно-инспекторского отдела:

· координация работы отделов управления и отделений по районам

· проверка финансово-хозяйственной деятельности отделений (целевого использования средств федерального бюджета, выделенных на содержание отделения; постановка бухгалтерского учета; анализ контрольной работы, выполняемой отделением, эффективности работы отделов);

· проверка осуществления отделениями предварительного контроля при финансировании организаций через лицевые счета казначейства с целью определить правильность и своевременность работы соответствующих отделов отделений со средствами федерального бюджета, выделенными бюджетополучателям.

В начале года территориальные органы федерального казначейства разрабатывают план основных вопросов экономической и контрольной работы, в котором предусмотрены следующие основные направления:

· исполнение доходной части бюджетов;

· исполнение расходной части федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, а также работа по обслуживанию лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; учет и отчетность;

· контроль за использованием средств федерального бюджета, выделенных на возвратной и безвозвратной основе;

· контрольно-инспекторская работа;

· правовое обеспечение органов федерального казначейства;

· повышение квалификации, совершенствование кадровой работы;

· развитие и защита информационного обеспечения.

На базе годового плана, в котором отражены основные вопросы экономической и контрольной работы, каждый отдел Управления федерального казначейства по субъектам Российской федерации (УФК) формирует индивидуальный план работы отдела по вопросам, входящим в его компетенцию. Каждым отделом УФК составляется отчет о выполнении плана экономической и контрольной работы за I квартал, полугодие, девять месяцев и год. Работа отделов строится на взаимодействии с другими подразделениями (проведение совместных контрольных мероприятий, анализ проводимой работы, составление отчетов). В целом контрольная деятельность отделов УФК составляет единую систему, направленную на реализацию стоящих перед органами казначейства задач по выполнению контрольных функций.

Вертикальная или линейная структура органов казначейства предполагает несколько уровней руководства и представляет собой систему "федеральное казначейство - управление - отделение", где каждый элемент выполняет свои контрольные функции.

Основные контрольные функции управления - организационно-методическая работа, проведение комплексных контрольных мероприятий, анализ результатов проводимой контрольной работы, а также подготовка отчетов, информации, предложений для передачи в федеральное казначейство.

Отделения федерального казначейства участвуют непосредственно в контрольных мероприятиях, подготавливают отчеты о своей работе. В условиях перевода средств на лицевые счета бюджетополучателей перед отделениями встает задача предварительного и текущего контроля за целевым использованием средств федерального бюджета.

Связь в системе двусторонняя. При прямой связи "управление - отделение" направляются задания на проведение контрольных мероприятий, методические рекомендации по проведению проверок и оформлению их результатов, различные запросы. При обратной связи "отделение - управление" направляются материалы контрольных мероприятий, ежемесячные отчеты по их итогам, сведения о приостановлении операций по лицевым счетам распорядителей и получателей средств федерального бюджета в случаях нарушений законодательства Российской Фёдерации.

Процедуры составления проекта федерального бюджета

1. Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год осуществляется в соответствии с бюджетной политикой Российской Федерации, определенной в Бюджетном послании Президента Российской Федерации.

Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета, а также порядок работы над документами и материалами, обязательными для представления одновременно с проектом федерального бюджета, определяются Правительством Российской Федерации.

2. Уполномоченный орган исполнительной власти организует разработку прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и уточнение параметров среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, положенного в основу перспективного финансового плана.

3. Министерство финансов Российской Федерации организует разработку:

проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу;

проекта Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

4. Проектировки основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу разрабатываются одновременно с проектом федерального бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочной программы Правительства Российской Федерации, среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогноза Сводного финансового баланса по территории Российской Федерации.

5. Первый этап формирования федерального бюджета - разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством Российской Федерации плана - прогноза функционирования экономики Российской Федерации на очередной финансовый год, содержащего основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики.

На основании выбранного Правительством Российской Федерации плана - прогноза функционирования экономики Российской Федерации на очередной финансовый год Министерство финансов Российской Федерации осуществляет разработку основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и распределение расходов федерального бюджета на очередной финансовый год в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов Российской Федерации и проектировок основных доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу.

Одновременно Правительством Российской Федерации рассматриваются предложения о соотношениях между величиной прожиточного минимума и минимальным размером оплаты труда, минимальным размером пенсии по старости, минимальными размерами стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, а также предложения о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий, денежного содержания федеральных государственных служащих, денежного довольствия военнослужащих в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу.

Принятые Правительством Российской Федерации основные характеристики федерального бюджета на очередной финансовый год и распределение расходов федерального бюджета на очередной финансовый год в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов Российской Федерации могут быть представлены в виде информации палатам Федерального Собрания по их запросам.

6. Министерство финансов Российской Федерации в двухнедельный срок со дня принятия Правительством Российской Федерации основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и распределения расходов федерального бюджета на очередной финансовый год в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов Российской Федерации:

направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств федерального бюджета;

уведомляет органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации о методике формирования межбюджетных отношений Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу, определенной законодательством Российской Федерации.

7. Второй этап формирования федерального бюджета - распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов Российской Федерации и по получателям бюджетных средств, а также разработка указанными органами предложений о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере, об отмене нормативных правовых актов, исполнение которых влечет расходование бюджетных средств, не обеспеченное реальными источниками финансирования в очередном финансовом году, о приостановлении действия указанных нормативных правовых актов или об их поэтапном введении.

Одновременно уполномоченный орган исполнительной власти формирует перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из средств федерального бюджета в очередном финансовом году, согласовывает объемы их финансирования в предстоящем году и на среднесрочную перспективу.

8. Несогласованные вопросы по бюджетным проектировкам в предстоящем году и на среднесрочную перспективу подлежат рассмотрению межведомственной правительственной комиссией, возглавляемой министром финансов.

Разработка и согласование федеральными органами исполнительной власти показателей проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, представляемых одновременно с ним документов и материалов, законопроектов о минимальном размере оплаты труда, о минимальном размере государственных пенсий, о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий в очередном финансовом году, а также составляемого в виде приложения к проекту федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год перечня законодательных актов (статей, отдельных пунктов статей, подпунктов, абзацев), действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию, завершаются не позднее 15 июля года, предшествующего очередному финансовому году.

9. С 15 июля по 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство Российской Федерации рассматривает прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и уточненные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год, проект перспективного финансового плана, другие документы и материалы, характеризующие бюджетно-финансовую политику в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу, представленные Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономики Российской Федерации, другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу.

Фонд социального страхования: его значение и формирование

Фонд социального страхования Российской Федерации -- фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и предназначенный для реализации прав граждан на социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей (ст. 143 БК РФ). Следует подчеркнуть, что за счет средств данного фонда финансируется только часть рисков государственного социального страхования. Пенсионное и медицинское страхование, являющиеся частью социального страхования, осуществляются за счет средств других социальных внебюджетных фондов.

История создания Фонда социального страхования Российской Федерации, как и история Пенсионного фонда Российской Федерации, берет свое начало в 1991 г., когда из состава Бюджета социального страхования СССР, являвшегося составной частью Государственного бюджета СССР, были выделены Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.

В настоящее время через Фонд социального страхования Российской Федерации проводится два вида социального страхования: социальное страхование на случай нетрудоспособности в результате общего заболевания, материнства и смерти, а также социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Первый из названных видов социального страхования на данный момент законодательно полностью не оформлен, выплаты по нему регламентируется разрозненными правовыми актами, включая Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 № 191 "О пособиях по государственному социальному страхованию". Страховое обеспечение в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определено Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Основными правовыми актами, регулирующими формирование доходной части Фонда социального страхования Российской Федерации являются Налоговый кодекс Российской Федерации, а также ежегодно принимаемый федеральный закон о тарифах страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Бюджет Фонда социального страхования РФ и отчет о его исполнении утверждаются в форме федерального закона. С 2003 г показатели бюджета этого Фонда, как и других внебюджетных фондов, разрабатываются в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Доходы Фонда социального страхования Российской Федерации.

Оборотные средства предприятия

Оборотные средства -- это совокупность оборотных производственных фондов и фондов обращения в денежном выражении. Эти составные части оборотных средств по-разному обслуживают процесс воспроизводства: первые -- в сфере производства, а вторые -- в сфере обращения.

Условия производства и реализации продукции требуют, чтобы на складах производственного предприятия постоянно находились запасы материальных ценностей, потребляемых в процессе производства, а также готовой продукции. Кроме того, для обеспечения бесперебойной работы необходимо, чтобы в цехах находились определенные заделы незаконченной продукции. И наконец, предприятие должно располагать определенными денежными средствами в кассе, на счетах в банке, в расчетах.

Активы предприятия, которые в результате его хозяйственной деятельности полностью переносят свою стоимость на готовый продукт, принимают однократное участие в процессе производства, изменяя или теряя при этом натурально-вещественную форму, называются оборотными средствами.

Оборотные средства представляют собой наиболее подвижную часть активов. В каждом кругообороте оборотные средства проходят три стадии: денежную, производственную и товарную.

На первой стадии денежные средства предприятий используются для приобретения сырья, материалов, топлива, тары, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий и т.п., необходимых для осуществления производственной деятельности. На второй стадии производственные запасы превращаются в незавершенное производство и готовую продукцию. На третьей стадии происходит процесс реализации продукции и получения денежных средств. Оборотные средства по составу и характеру участка в производственном процессе подразделяются на две составляющие: оборотные производственные фонды и фонды обращения.

Оборотные производственные фонды обслуживают сферу производства. Они составляют материальную основу производства и необходимы для обеспечения процесса производства продукции, образования стоимости. Во вторую часть оборотных средств входят фонды обращения, состоящие из готовой продукции и денежных средств предприятия. Фонды обращения не участвуют в образовании стоимости, но являются носителями уже созданной стоимости. Основное их назначение -- обеспечить денежными средствами ритмичность процесса обращения.

Объединение оборотных фондов и фондов обращения в единую систему оборотных средств вытекает из непрерывности авансированной стоимости по трем названным стадиям их кругооборота.

Рассмотрим отдельные элементы оборотных производственных фондов. Подавляющую часть оборотных производственных фондов составляют производственные запасы. Производственные запасы -- это запасы сырья и материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, топлива, тары, хозяйственного инвентаря, запчастей для ремонта, инструментов.

Сырье и основные материалы -- это предметы труда, составляющие материальную (вещественную) основу изготовляемого продукта. Сырьем называют продукцию сельского хозяйства (зерно, шерсть, хлопок, плоды, овощи) и добывающей промышленности (нефть, руда, газ и др.). Основными материалами считают продукцию обрабатывающей промышленности (мука, сахар, ткань, металл, кожа и др.).

Полуфабрикаты -- это предметы труда, изготовление которых полностью закончено в одном цехе, но которые подлежат дальнейшей обработке в других цехах того же предприятия или могут быть реализованы.

Вспомогательные материалы, в отличие от сырья и покупных полуфабрикатов, не образуют основного содержания изготовленного продукта, а лишь содействуют выполнению технологического процесса и образованию продукта.

Наряду с производственными запасами в оборотные производственные фонды входят средства в производстве, включающие незаконченную продукцию и расходы будущих периодов. Незавершенное производство (НЗП) -- это предметы труда, вступившие в производственный процесс, но не прошедшие всех операций обработки, предусмотренных технологическим процессом.

Единственный невещественный элемент оборотных производственных фондов -- расходы будущих периодов, необходимые для создания заделов, установки нового оборудования и т.п. Расходы будущих периодов включают затраты на подготовку и освоение новых видов продукции, новой технологии, производимые в данный период, но подлежащие погашению в будущем.

Соотношение отдельных составляющих оборотных средств в общей их стоимости характеризует структуру оборотных средств. Это соотношение между отдельными элементами оборотных средств (сырье, основные материалы, топливо, тара, запасные части, готовая продукция и т.д.), выраженное в процентах к итогу.

По источникам формирования и пополнения оборотные средства подразделяются на собственные и приравненные к ним средства и заемные.

Собственными называются оборотные средства, которые выделены участниками (учредителями) для бесперебойного функционирования их предприятия. Основными источниками образования собственных оборотных средств являются прибыль, внутрихозяйственные финансовые ресурсы и их перераспределение.

Приравненными к собственным оборотным средствам считаются средства, не принадлежащие предприятию, но по условиям расчетов постоянно находящиеся в его обороте. Это так называемые устойчивые пассивы. К ним относятся минимальная задолженность по заработной плате, начисления на заработную плату, резерв на покрытие предстоящих платежей, кредиторская задолженность и прочие устойчивые пассивы.

Устойчивые пассивы по заработной плате УПзп рассчитывают по формуле:

УПзп = ЗПкв? Пд / 90,

где ЗПкв -- фонд заработной платы IV квартала планируемого года, принимаемый за основу при расчете норматива собственных оборотных средств, руб.;

Пд -- разрыв между начислением и выплатой заработной платы, дни.

Сумма минимальной задолженности по заработной плате Ззп определяется по следующей формуле:

Ззп = Зпл? Пд / 90,

где ЗПпл -- плановый фонд заработной платы за соответствующий квартал, руб.;

Пд -- количество дней с начала месяца до дня выдачи заработной платы.

Заемными называются оборотные средства, полученные из финансовых организаций в установленном порядке в виде займов и кредитов.

Обязательное страхование

Обязательное страхование для любой страны служит толчком для развития всего страхового дела. Выписывая полис обязательного страхования, есть возможность предложить страхователю другие, уже добровольные виды. Классический пример обязательного страхования в современной России - это продажи полисов добровольной гражданской ответственности (ДАГО), расширяющие лимит ответственности страховщика, предусмотренный законом обязательного страхования ОСАГО.

Обязательное страхование возникает при наличии одного из следующих условий:

Добровольное страхование подобных рисков коммерчески невыгодно страховщикам;

Добровольное страхование слишком дорого для страхователя;

Сам страхователь недооценивает серьезность таких рисков.

Но в то же самое время должна существовать объективная общественная потребность в защите от подобных рисков. В этом случае государство и принимает закон об обязательном страховании.

Несмотря на уже почти 18 лет свободного рынка, следует констатировать, что в России обязательное страхование развивается не слишком быстро. Перечислим "работающие" виды:

1. ОСАГО. Принятие в 2003 году Закона об "Обязательном страховании автогражданской ответственности", несомненно, оказало положительное влияние как на ситуацию на дорогах, так и на развитие всего российского страхования. Несмотря на многочисленные недочеты, страхование ОСАГО продолжает развиваться.

2. Обязательное медицинское страхование. В соответствии с Законом РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" по ОМС застрахован любой гражданин РФ. При нынешнем уровне здравоохранения подобную защиту можно рассматривать лишь как минимально возможную.

3. Обязательное страхование пассажиров на транспорте (в соответствии с Указом Президента РФ № 750 от 07.07.1992). Является чистой формальностью. Наиболее известная ее часть - пресловутые 2,3 руб. страховки в стоимости железнодорожного билета. Конечно же, денег, полученных по такой страховке, не хватит даже на первоначальное лечение. Минтранс с 2006 года разрабатывает полноценный вариант закона обязательного страхования об ответственности всех видов перевозчиков перед пассажирами. Однако если первоначальные варианты не получили поддержки заинтересованных министерств, то редакцией образца 2008 года недовольны уже страховщики - в частности, слишком широким набором санкций по отношению к ним.

4. Обязательное страхование ответственности при эксплуатации опасных производственных объектов. Также является легко исполняемой обязанностью, далекой от истинного смысла и задач подобного вида страхования. (Закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"). Хотя прямой обязанности страховаться для компаний не предусмотрено, получить одобрение (т.е. лицензию) Ростехнадзора по определенным видам деятельности возможно только при наличии полиса. Обычно на это хватает страховой суммы 100 000 руб. Серьезной такой защиту назвать никак нельзя. Соответствующий Закон также в настоящий момент застрял в Госдуме.

5. Обязательное страхование военнослужащих - Федеральный Закон от 28.03.1998 № 52-ФЗ.

Остальные виды обязательного страхования находятся только на стадии обсуждения:

обязательное страхование жилья - продвигает подобный законопроект Госстрой;

Обязательное страхование всех физических и юридических лиц, оказывающих медицинские услуги на территории Российской Федерации;

Обязательное страхование ответственности производителей товаров, работ, услуг. Несмотря на ужесточение требований "Закона о потребителях" в 2007 году, страхуют свою ответственность лишь самые "послушные" фирмы. Как правило, это филиалы западных компаний, нуждающиеся в отчетах перед Советом акционеров.

Литература

1. Понятие и принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований / Э.Д. Соколова // Государство и право. - М.: "Наука". - 2007. - №5. - с.95-100;

2. Государственные финансы в финансовой системе России / Е.А. Ермакова // Финансы и кредит. - М.: Финансы и Кредит. - 2007. - №3. - с.35-36; определение Финансовой системы http://essencefinance.ru/index. htm ;

3. Финансы и кредит: учебник / М.Л. Дьяконова, Т.М. Ковалева, Т.Н. Кузьменко [и др.]; под ред. проф. Т.М. Ковалевой. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2006.

4. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/ О.В. Врублевская и др.; Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. - 3-е изд., испр. И перераб. -М.: Юрайт-Издат, 2004.

5. http://3ontik.ru/obyaz_strax.html

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Структура Федерального казначейства в Российской Федерации. Анализ действующего механизма казначейской системы исполнения доходов федерального бюджета. Проблемы исполнения доходной части бюджета и поиск путей совершенствования по ее формированию.

    курсовая работа , добавлен 21.06.2012

    Влияние функций федеральной казначейской системы на бюджетный процесс. Взаимодействие Федерального казначейства с участниками бюджетного процесса. Финансирование расходов федерального бюджета органами Федерального казначейства. Правила учета обязательств.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2013

    Формирование и функционирование Федерального казначейства Российской Федерации. Роль казначейства в исполнении бюджета. Структура, основные полномочия и функции органов Федерального казначейства РФ. Основное отличие казначейской системы от банковской.

    контрольная работа , добавлен 18.09.2014

    Этапы становления деятельности, основные функции и полномочия Федерального казначейства. Перспективы, проблемы и пути совершенствования казначейской системы Российской Федерации. Роль и значение Федерального казначейства в процессе исполнения бюджета.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2011

    Порядок подачи на рассмотрение и утверждения федерального бюджета Российской Федерации. Составление проекта бюджета района и принятие законопроектов на федеральном уровне. Подача на рассмотрение Государственной Думы, внесение поправок в чтениях.

    контрольная работа , добавлен 08.11.2011

    Виды контроля и их классификация. Главное управление Федерального Казначейства Российской Федерации. Роль Казначейства в области прогнозирования исполнения и исполнения федерального бюджета. Бухгалтерский учет операций органов государственного управления.

    реферат , добавлен 17.10.2010

    Понятие, состав и структура национальной финансовой системы. Характеристика основных звеньев финансовой системы: федерального бюджета, внебюджетных фондов, государственного кредита, финансового рынка. Перспективы развития российской финансовой системы.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2015

    Исполнение федерального бюджета и необходимость организации Федерального казначейства, задачи и функции соответствующих государственных органов, сфера их полномочий, организационная структура. Принципы управления исполнением Федерального бюджета.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2015

    Рассмотрение теоретических основ финансирования бюджетных расходов. Анализ сущности и принципов бюджетных расходов. Ознакомление с результатами организационно-экономической характеристики управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю.

    дипломная работа , добавлен 10.02.2018

    Структура бюджетной системы России и роль федерального бюджета в ее составе. Основные виды налоговых доходов и расходов бюджета. Условия предоставления бюджетных дотаций, субсидий и ссуд. Анализ динамики оказания финансовой помощи из федерального бюджета.

Страхование вкладов - вид имущественного страхова­ния, по которому вкладчикам гарантируется возврат их вкладов в случае банкротства коммерческого банка.

Система страхования вкладов призвана выполнять следующие две функции:

1) финансовую поддержку банков (кредитных учреждений), ока­завшихся на грани неплатежеспособности;

2) защиту вкладчиков от полной потери их вкладов (депозитов) в случае финансовых затруднений у банковских учреждений.

Фонд обязательного страховании вкладов - это совокупность денежных средств и иного имущества, которые формируются и используются в соответствии с ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ».

Фонд обязательного страхования вкладов формируется за сет:

1) страховых взносов;

2) пеней за несвоевременную и (или) неполную уплату страховых взносов;

3) денежных средств и иного имущества, которые получены от удовлетворения прав требования Агентства, приобретенных в результате выплаты им возмещения по вкладам;

4) средств федерального бюджета в случаях, предусмотренных ФЗ;

5) доходов от размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов;

6) первоначального имущественного взноса в соответствии с ФЗ;

7) других доходов, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Допускается размещение и (или) инвестирование временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов.

42. Прекращение договора страхования, причины признания его недействительным.

Договор страхования прекращается в случаях:

1) истечение срока действия;

2) исполнения страховщиком обязательств перед страхователем по договору в полном объеме;

3) неуплата страхователем взносов в установленные сроки;

4) ликвидация страхователя, являющегося юридическим лицом, или смерть страхователя, являющегося физическим лицом;

5) ликвидация страховщика;

6) принятия судом решения о признании договора недействительным.

Прекращается досрочно по требованию страхователя или страховщика (не обходимо уведомить сторону не менее чем за 30 дней), если это предусмотрено условиями договора, а также по соглашению сторон.

Если договор прекращается по требованию страхователя:

Страховщик возмещает ему сумму выплаченных страховых взносов за истекший период за вычетом понесенных расходов;

При нарушении правил страховщиком, он должен вернуть страхователю выплаченные страховые взносы без всяких вычетов.

Если договор прекращается по инициативе страховщика:

Внесенные страховые взносы должны быть выплачены страхователю полностью;

При нарушении правил страхователем, страховая компания возмещает ему выплаченные страховые взносы за вычетом понесенных расходов.

Договор страхования считается недействительным:

1) договор страхования имущества заключен при отсутствии у стра­хователя или выгодоприобретателя интереса в сохранении застра­хованного имущества;

2) отсутствие письменного согласия застрахованного лица на заключение договора личного страхования в пользу другого лица;

3) сообщение страхователем страховщику заведомо ложных све­дений, имеющих значение для определения вероятности страхо­вого случая и размера возможных убытков;

4) завышение страховой суммы, явившееся следствием обмана со стороны страхователя;

5) если он заключен после страхового случая;

6) если объектом страхования является имущество, под­лежащее конфискации на основании вступившего в закон­ную силу соответствующего решения суда. Договор страхования признается недействительным судом, арбитражным или третейским судами.