Бизнес портал

Новогодний подарок для тех, кто живёт за рубежом. О налогообложении физлиц, являющихся нерезидентами рф Менее 183 календарных дней

А. Балашова, гл. бухгалтер

Ставка налога на доходы физических лиц зависит от того, где гражданин провел больше времени в течение календарного года - в России или за ее пределами. Однако определить этот показатель в начале и даже в середине года еще невозможно. Как в таком случае рассчитать налог, чтобы не нарушить законодательство и не обидеть работника? Ответ вы найдете в статье.

Для расчета НДФЛ неважно, является ваш сотрудник гражданином России или нет. Имеет значение другое: подпадет ли он под определение резидента РФ. Таковыми признаются физические лица, которые в календарном году фактически находились на территории РФ не менее 183 дней (п. 2 ст. 11 НК РФ). Если физическое лицо является резидентом, то его доходы от выполнения трудовых обязанностей облагаются по ставке 13 процентов, в противном случае применяется ставка 30 процентов (ст. 224 НК РФ).

Но как при выплате доходов в течение года определить статус работника и, следовательно, верную ставку? Что касается российских граждан, то принято считать, что на начало налогового периода они являются резидентами. Однако на практике возникают ситуации, когда россиянин перестает быть резидентом. Тогда он, как и иностранный сотрудник, становится головной болью бухгалтера.

В уходящем году Минфин уделил данной проблеме большое внимание: из-под пера специалистов финансового ведомства вышло несколько полезных для бухгалтеров писем.

Сотрудник из-за границы

Первое разъяснение касается ситуации, когда фирма привлекает для работы специалистов, являющихся гражданами иностранных государств (письмо Минфина России от 30 июня 2005 г. № 03-05-01-04/225).

Предположим, что организация выплачивает доходы физическим лицам на основании срочных и бессрочных трудовых контрактов. До того, как гражданин сможет документально подтвердить, что он фактически находился на территории РФ в календарном году не менее 183 дней, НДФЛ с его доходов фирма удерживает по ставке 30 процентов. Многие задаются вопросом: а если у работника есть перспектива стать налоговым резидентом РФ в течение года, можно ли применять ставку 13 процентов еще до истечения 183 дней в календарном году? И если да, то какие документы должны быть для этого представлены?

Ответ Минфина порадовал многие фирмы и особенно их иностранных работников. Сотрудники финансового ведомства указали следующее. В некоторых случаях иностранные граждане могут рассматриваться в качестве налоговых резидентов РФ на начало налогового периода и уплачивать НДФЛ по ставке 13 процентов. Это возможно, если трудовой договор, заключенный между российской организацией и иностранным гражданином, предусматривает продолжительность работы в РФ в текущем календарном году свыше 183 дней.

Таким образом, у бухгалтера есть выбор. Первый вариант таков. С начала года удерживать с доходов иностранных сотрудников НДФЛ по ставке 30 процентов. Затем, в случае изменения их налогового статуса (если работники находятся на территории РФ уже более 183 дней в календарном году) произвести перерасчет сумм налога с начала календарного года по ставке 13 процентов.

Второй вариант основан на упомянутом письме Минфина и состоит в следующем. Если между иностранным работником и организацией заключен трудовой договор сроком более чем на 183 дня данного календарного года, то 13-процентная ставка применяется сразу с начала года (или начала работы). А в случае необходимости перерасчет сумм налога производится на дату фактического завершения пребывания иностранного гражданина на территории РФ. Очевидно, что второй вариант намного более выгоден для работника.

Россиянин за рубежом

В письме Минфина России от 30 июня 2005 г. № 03-05-01-04/226 рассматривается несколько иная ситуация. Гражданин РФ работал в начале года в российской организации, а затем в течение года уволился и переехал работать по найму в другую страну. Российская организация-работодатель с начала года рассчитывала, удерживала и перечисляла в бюджет НДФЛ по ставке 13 процентов, так как на дату фактического получения доходов сотрудник являлся налоговым резидентом РФ.

После того как в текущем году бывший сотрудник пробыл за границей 183 дня, он перестал считаться налоговым резидентом РФ. А значит, его доходы, полученные еще до отъезда за границу, должны были облагаться налогом по ставке 30 процентов. Как поступить бухгалтеру в подобной ситуации?

Минфин постарался успокоить всех, кто оказался в таком положении. Действительно, в описанном случае бывший работник перестал считаться резидентом РФ и фирме необходимо произвести перерасчет сумм НДФЛ с начала календарного года. Но при этом специалисты финансового ведомства напомнили, что налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ). И если удержать у физического лица исчисленную сумму невозможно, то налоговый агент должен в течение одного месяца с момента возникновения таких обстоятельств письменно сообщить в налоговую инспекцию по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности гражданина. На этом обязанность фирмы считается выполненной.

С гражданином будет разбираться уже сама налоговая служба. Сдавать декларацию по форме 3-НДФЛ в такой ситуации инспекторы не потребуют, а вот погасить задолженность придется. В противном случае ее взыщут с гражданина в судебном порядке (ст. 45 НК РФ).

Брат-белорус

Отдельное разъяснение Минфина адресовано бухгалтерам фирм, где трудятся граждане республики Беларусь (письмо от 15 августа 2005 г. № 03-05-01-03/82).

В начале письма сотрудники главного финансового ведомства страны описали общее правило применения понятия "налоговый резидент" к иностранным гражданам. Те из них, кто получил разрешение на постоянное проживание или вид на жительство в нашей стране, считаются налоговыми резидентами РФ на начало налогового периода. И, следовательно, к их доходам от работы по найму применяется ставка НДФЛ в размере 13 процентов. По отношению ко всем остальным иностранцам в начале года используется ставка 30 процентов, а после истечения 183 дней пребывания физического лица на территории РФ налог пересчитывается.

Однако вновь прибывшие в Россию граждане Республики Беларусь являются исключением из этого правила. Дело в том, что между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь заключено Соглашение об избежании двойного налогообложения от 21 апреля 1995 г. В соответствии с пунктом 1 статьи 21 "Недискриминация" этого документа, граждане Беларуси не должны подвергаться в России более обременительному налогообложению, чем граждане РФ в сходных обстоятельствах. В то же время доходы российских граждан по трудовым договорам с первого дня налогового периода облагаются налогом по ставке 13 процентов.

Поэтому для граждан Беларуси с первого дня их пребывания в нашей стране ставка НДФЛ равна 13 процентам. Однако специалисты Минфина отмечают, что при этом необходимо учитывать срок заключаемого с работником трудового договора. Иными словами, "резидентская" ставка применяется только в том случае, если работник потенциально сможет пробыть в текущем календарном году на территории РФ более чем 183 дня.

Внимание

Налоговые вычеты (стандартный, социальный, имущественный и профессиональный) применяются только к тем доходам, которые облагаются по ставке 13 процентов (п. 3 ст. 210 НК РФ). В отношении доходов, по которым предусмотрены иные налоговые ставки, вычеты не применяются (п. 4 ст. 210 НК РФ).

09.12.2016

1. Автоматический обмен информацией о счетах физических лиц

Россия вступает в автоматический обмен в сентябре 2018 г.

Обмену подлежит следующая информация: ФИО владельца счета, страна его налогового резидентства, ИНН, дата рождения, номер счета, название банка, остаток средств на счете, сумма процентов (если это вклад).

Первым «отчётным» годом для счетов российских резидентов будет 2017 год.
То есть в сентябре 2018 г. иностранные налоговые органы передадут в Россию данные о банковских счетах резидентов РФ, актуализированные на конец 2017 года.

Однако, даже если физическое лицо – резидент РФ закроет иностранный счет в течение 2017 г., данные о таком счёте всё равно будут направлены в РФ.

Чтобы информация об иностранном счёте физического лица – резидента РФ не направлялась в РФ в сентябре 2018 года, такое лицо может:
a) закрыть счёт до 31 декабря 2016 года; или
b) изменить своё налоговое резидентство (перестать быть налоговым резидентом РФ - и это должно быть зафиксировано иностранным банком до того, как банк завершит актуализацию данных о резидентстве клиентов).

2. Чем отличаются налоговое и валютное резидентство РФ?

Налоговые резиденты РФ – это физические лица (независимо от гражданства), фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Число дней пребывания в РФ обычно подсчитывается по штампам в загранпаспорте.
Для целей автоматического обмена будет использоваться именно критерий налогового резидентства.

Валютные резиденты РФ – это все граждане РФ (кроме граждан РФ, постоянно проживающих за рубежом не менее 1 года), а также иностранные граждане, постоянно живущие в России на основании ВНЖ.

3. Как изменить страну своего налогового резидентства?

Чтобы утратить налоговое резидентство РФ, физическое лицо должно фактически находиться в России меньше 183 дней (то есть от 0 до 182 дней включительно) в течение 12 следующих подряд месяцев.

Обычно, чтобы приобрести налоговое резидентство другой страны, в ней нужно фактически находиться не менее 183 дней в течение 12 месяцев (но в разных странах это правило может отличаться). Лицо должно иметь возможность получить в налоговом органе данной страны сертификат (справку) о налоговом резидентстве. Также предполагается наличие у лица регистрации в данной стране в качестве налогоплательщика (с номером ИНН или аналогом).

Национальные правила каждой из участвующих в автоматическом обмене стран, касающиеся идентификационных номеров налогоплательщика (ИНН и его аналогов), включая вопросы их получения, применения и действительности, собраны на портале ОЭСР в разделе "Tax identification numbers (TINs) ".

4. Если налоговое резидентство не определить (напр., если лицо не проводит ни в одной стране больше 183 дней)?

Если лицо проводит в РФ менее 183 дней, оно может стать либо
- налоговый резидентом какой-то другой страны; либо
- лицом, чьё налоговое резидентство определить невозможно. Но:

Иностранный банк должен в любом случае определить налоговое резидентство своего клиента (т.е. ситуация, когда у лица нет налогового резидентства, не допускается).

Клиент сам сообщает банку (в специальной анкете банка) страну своего налогового резидентства и свой ИНН (его аналог) в этой стране. Такое сообщение не должно быть бездоказательным (банк примет меры к его проверке).

В ином случае банк самостоятельно определяет страну налогового резидентства клиента по совокупности имеющейся у банка информации, документов и пояснений клиента. В эту страну и будут отправлены данные о счете клиента.

5. Как происходит обмен данными о счетах юридических лиц?

Для не крупных счетов компаний - предусмотрено исключение: Если остаток на счете компании на конец отчетного периода меньше 250 000 долларов США , обмен информацией по нему не осуществляется.

Для целей обмена информацией иностранные банки должны подразделить своих клиентов - юридических лиц на “активные” и “пассивные”.

Пассивная компания - это компания, пассивный доход которой за прошедший календарный год составил более 50%. Если пассивных доходов менее 50% - компания активная.
Пассивный доход - это доход в виде дивидендов, процентов, роялти (лицензионных платежей), доход от сдачи имущества в аренду и некоторые другие.

Банк проверяет налоговое резидентство компании и проводит “тест на активность” компании (на основании информации, полученной от клиента).

Если банк определил, что компания-клиент является “пассивной”, то информация передается:

  • о счете компании - в страну налогового резидентства компании ;
  • о счете компании + о ее бенефициаре - в страну налогового резидентства бенефициара .

Если же компания является “активной”, то в страну компании передается только информация о счете компании; в страну бенефициара информация не направляется.

6. Каковы текущие обязанности по контролируемым иностранным компаниям (КИК)?

Контролирующие лица (резиденты РФ) должны будут

  1. подать в налоговые органы уведомление о КИК не позднее 20 марта 2017 года (форма уведомления о КИК утверждена Приказом ФНС России от 13 декабря 2016 г. № ММВ-7-13/679@);
  2. включить прибыль КИК за 2015 г. в налоговую базу по НДФЛ за 2016 г., если прибыль КИК за 2015 год превысила 50 000 000 руб.;
  3. подать налоговую декларацию 3-НДФЛ с приложением финансовой отчетности КИК или иных документов до 30 апреля 2017 г.

ВАЖНО: Прибыль КИК учитывается у налогоплательщика на 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом, на который приходится дата окончания финансового года КИК.
Контролирующее лицо считается фактически получившим сумму прибыли КИК за 2015 год 31 декабря 2016 года.

Таким образом, если КИК будет ликвидирована до даты признания дохода в виде прибыли КИК (то есть до 31 декабря 2016 года), прибыль этой КИК не будет учитываться при определении налоговой базы контролирующего лица. В этом случае не потребуется и подача уведомления о КИК.

Указанная позиция (правда, в отношении не НДФЛ, а налога на прибыль) была сообщена в Письме Минфина России от 3 августа 2016 г. № 03-01-23/45751.

О налогообложении физических лиц, являющихся нерезидентами Российской Федерации 1. Определение статуса физического лица
Для целей уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) физические лица делятся на налоговых резидентов Российской Федерации и на лиц, ими не являющихся - нерезидентов. К доходам резидентов и нерезидентов применяются разные налоговые ставки - 13 процентов и 30 процентов (п.п. 1 и 3 ст. 224 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговыми резидентами признаются физические лица, находящиеся на территории нашей страны не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).
Данный период не прерывается даже тогда, когда физическое лицо выезжает за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Подтвердить нахождение за границей в целях лечения или обучения можно следующими документами:
- договором (либо справкой) с образовательным (медицинским) учреждением;
- копией паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы (письмо Минфина России от 26 июня 2008 г. № 03-04-06-01/182).
Независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ.

2. Как считать 183 дня?
Статьей 6.1 НК РФ установлено, что течение срока, исчисляемого днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
В связи с этим течение срока фактического нахождения работника на территории РФ начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем его прибытия на территорию РФ. День отъезда за рубеж считается днем нахождения в РФ.
При определении налогового статуса имеет значение только фактическое, документально подтвержденное время нахождения физического лица в РФ. Намерения физического лица относительно времени нахождения в Российской Федерации при определении его налогового статуса в расчет не принимаются. Определение налогового статуса исходя из предполагаемого (в том числе исходя из трудового договора) времени нахождения в Российской Федерации Кодексом не предусмотрено (Письма Минфина России от 07.11.2007 N 03-04-06-01/377, от 25.06.2007 N 03-04-06-01/200, от 13.06.2007 N 03-04-06-01/185).
Исключение составляют случаи приема на работу граждан Белоруссии, которые признаются налоговыми резидентами РФ с момента заключения трудового договора с работодателем - российской организацией на срок не менее 183 дней в календарном году (см. Письма Минфина РФ от 29.03.2007 N 03-04-06-01/94, от 26.12.2005 N 03-05-01-04/396, от 15.08.2005 N 03-05-01-03/82).

3. Какими документами подтвердить нахождение на территории РФ?
Даты прибытия на территорию России и отъезда из России устанавливаются по отметкам пограничного контроля в загранпаспорте.
Если физическое лицо является гражданином иностранного государства, с которым у Российской Федерации существует действующее соглашение о безвизовом режиме, то для целей получения подтверждения за указанный в заявлении период представляются дополнительные документы, подтверждающие фактическое нахождение этого лица на территории Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Такими документами могут быть, например, справка с места работы в Российской Федерации, копия табеля учета рабочего времени из других организаций, копии договоров возмездного оказания услуг, копии авиа- и железнодорожных билетов и др. (Письмо Минфина России от 05.02.2008 N 03-04-06-01/31).
Следует иметь ввиду, что вид на жительство не является документом, свидетельствующим о фактическом времени нахождения гражданина на территории страны, а лишь подтверждает право физического лица на проживание в ней, а также его право на свободный выезд и въезд в страну (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"). Налоговый кодекс не предусматривает специального порядка определения налогового статуса физических лиц в зависимости от гражданства. Ответственность за правильность его определения у физического лица - получателя дохода лежит на организации, являющейся налоговым агентом (Письмо Минфина России от 26.10.2007 N 03-04-06-01/362).

4. Ставка налога на доходы физических лиц (НДФЛ)
Налоговые ставки устанавливаются также в зависимости от того, является ли физическое лицо резидентом:
- для резидентов - 13%, если иное не предусмотрено настоящей статьей;
- для нерезидентов - 30% (за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка равна 15%).
В случае изменения налогового статуса работника перерасчет сумм НДФЛ производится с момента, когда его статус за налоговый период более изменяться не может, либо по окончании налогового периода.
Если по итогам налогового периода сотрудник будет являться налоговым резидентом, то по его доходам от источников в РФ сумму налога, ранее рассчитанную по ставке 30%, следует пересчитать по ставке 13% как с резидента (Письмо Минфина России от 22.11.2007 N 03-04-06-01/406).
Если по итогам какого-либо налогового периода физическое лицо не будет являться налоговым резидентом (например, в случае окончательного отъезда из РФ до достижения 183 дней нахождения в РФ в данном календарном году), а налог с доходов, выплаченных до отъезда, удерживался исходя из наличия на каждую дату фактического получения дохода (с учетом предшествующего каждой такой дате 12-месячного периода) статуса налогового резидента по ставке 13%, то сумма налога, подлежащая уплате, должна быть пересчитана по ставке 30% (Письмо Минфина России от 04.07.2007 N 03-04-06-01/210).
Данный перерасчет осуществляется с начала налогового периода, в котором произошло изменение налогового статуса.

5. Устранение двойного налогообложения
В соответствии с пунктом 3 статьи 224 НК РФ налоговая ставка в размере 30 процентов устанавливается в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно статье 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 232 НК РФ для получения налоговых привилегий, предусмотренных международным договором, налогоплательщик должен представить в налоговые органы Российской Федерации официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения. Подтверждение может быть представлено как до уплаты, так и в течение одного года после окончания того налогового периода, по результатам которого налогоплательщик претендует на получение налоговых привилегий.
В случае отсутствия такого подтверждения налогообложение доходов, полученных лицом, не являющимся налоговым резидентом Российской Федерации, производится по ставке 30 процентов.

6. Налогообложение единым социальным налогом (ЕСН)
По общему правилу выплаты работникам-иностранцам облагаются ЕСН в том же порядке, что и выплаты работникам-россиянам. Начислять ЕСН нужно на выплаты и вознаграждения, которые производятся иностранцам по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг) или авторским договорам, согласно п. 1 ст. 236, п. 1 ст. 237 НК РФ.
Несмотря на то, что по общему правилу выплаты иностранцам облагаются ЕСН так же, как и выплаты россиянам, одна особенность здесь все-таки есть. И заключается она в том, что на порядок исчисления суммы ЕСН к уплате в федеральный бюджет оказывает влияние статус иностранца в России. В частности, является иностранец постоянно проживающим, временно проживающим или временно пребывающим на территории РФ.
Это связано с тем, что сумма ЕСН определяется отдельно по федеральному бюджету, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС (п. 1 ст. 243 НК РФ). При этом налог, исчисленный для уплаты в федеральный бюджет по каждому физическому лицу, подлежит уменьшению на сумму начисленных за тот же период страховых взносов на ОПС (налоговый вычет). Это установлено абз. 2 п. 2 ст. 243 НК РФ.
В свою очередь, взносы на ОПС начисляются только на выплаты тем иностранцам, которые постоянно или временно проживают в РФ (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), т.е. застрахованным. Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства
Таким образом, если работник-иностранец находится на территории РФ в статусе временно пребывающего, то налоговый вычет по ЕСН в отношении этого работника не применяется.

7. Об уведомлении налоговых органов
В соответствии с пп.4 п.8 ст.18 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику.
Работодатель обязан уведомлять налоговый орган при наступлении хотя бы одного из перечисленных оснований, но в отношении каждого из привлекаемых к осуществлению трудовой деятельности иностранных граждан.
За неуведомление налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства на основании ч.3 ст.18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях работодатель - юридическое лицо может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо в виде приостановления деятельности на срок до девяноста суток. На должностных лиц за указанное правонарушение налагается штраф в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на граждан - в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей.

Отдел налогообложения физических лиц
Управления Федеральной налоговой службы
по Камчатскому краю

Это связано с тем, что для этих категорий предусмотрены:

  • разные перечни доходов, с которых нужно платить налог (ст. 209 НК РФ);
  • разные ставки налога (ст. 224 НК РФ).

Кроме того, резидент вправе получить налоговые вычеты по НДФЛ, а нерезидент – нет (п. 3 и 4 ст. 210 НК РФ).

Большинство граждан России являются налоговыми . Если человек часто выезжает за границу (либо приехал в Россию недавно), он может быть .

Определение статуса

Статус получателя дохода определяется по количеству календарных дней, которые человек фактически находился на территории России в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый резидент РФ – это человек, который находился на территории России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый нерезидент – это человек, который находился в России менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Исключение предусмотрено только для:

  • российских военных, служащих за границей;
  • сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированных на работу за пределы РФ.

Такие граждане признаются резидентами независимо от того, сколько времени они проводят в России. Об этом сказано в пункте 3 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, иной порядок установления резидентства могут содержать соглашения об устранении двойного налогообложения , подписанные Россией с другими государствами.

Дата отсчета

Если НДФЛ удерживает и перечисляет в бюджет налоговый агент, то датой, с которой нужно вести обратный отсчет , будет дата выплаты дохода . Такой вывод подтверждают положения пункта 2 статьи 207, статьи 223 и пункта 4 статьи 226 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения высказана в письмах Минфина России от 25 мая 2011 г. № 03-04-06/6-122, от 19 марта 2007 г. № 03-04-06-01/74.

Если НДФЛ со своего дохода человек платит сам , то датой обратного отсчета является 1 января года, следующего за годом, в котором получен доход. В этом случае 12-месячный период равен календарному году, в котором человек получил доход. То есть определять налоговый статус для расчета обязательств по НДФЛ нужно по итогам этого года. Такой вывод подтверждают положения пункта 2 статьи 207, статей 216 и 228 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 25 апреля 2011 г. № 03-04-05/6-293.

Расчет времени пребывания в России

Период пребывания в Российской Федерации (менее или более 183 дней) отсчитывается со дня прибытия (въезда) в Россию по день отъезда (выезда) из нее включительно. Такой порядок расчета подтверждают контролирующие ведомства (письма Минфина России от 21 марта 2011 г. № 03-04-05/6-157, ФНС России от 24 апреля 2015 г. № ОА-3-17/1702).

Если человек выезжает за границу, то до его возвращения отсчет 183 дней прерывается.

Исключения составляют только зарубежные поездки для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Продолжительность таких поездок включается в расчет 183 дней, которые необходимы для получения статуса резидента.

Цель поездки, дни которой включаются в расчет 183 дней, необходимо подтвердить документально.

Ситуация: на основании каких документов можно установить время пребывания в России, чтобы определить свой налоговый статус (резидент или нерезидент) в целях расчета НДФЛ?

В законодательстве нет перечня документов, по которым можно установить количество дней нахождения в России для определения налогового статуса. Следовательно, это могут быть любые документы, подтверждающие факт нахождения человека в стране. Так, даты въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее можно установить по отметкам российской пограничной службы:

  • в загранпаспорте;
  • в дипломатическом паспорте;
  • в служебном паспорте;
  • в миграционной карте;

Отметки, сделанные в документах пограничными службами иностранных государств (в т. ч. государств – участников Таможенного союза), при определении налогового статуса не учитываются: они не могут подтверждать продолжительность пребывания человека на территории России (письмо Минфина России от 26 апреля 2012 г. № 03-04-05/6-557).

Если отметка в паспорте отсутствует (например, человек приехал с Украины или из Республики Беларусь), то в качестве доказательства пребывания в России можно использовать другие документы. Например, квитанции о проживании в гостинице, а для работающих граждан – табели учета рабочего времени или справки с места работы, выданные на основании данных табелей. Для граждан, обучающихся в России, такими документами могут быть справки с места учебы, которые подтверждают фактическое посещение учебного заведения в соответствующем периоде. Следует отметить, что документы с отметкой о регистрации по местожительству не могут использоваться в качестве подтверждения налогового статуса – сами по себе они не позволяют установить фактическую продолжительность пребывания в России. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 13 января 2015 г. № 03-04-05/69536, от 27 июня 2012 г. № 03-04-05/6-782, ФНС России от 25 мая 2011 г. № АС-3-3/1855.

Ситуация: как при определении налогового статуса (резидент или нерезидент) для целей расчета НДФЛ учесть дни нахождения в загранкомандировках и отпусках за рубежом?

Когда человек выезжает за границу, он покидает территорию России.

При определении налогового статуса (лицо нерезидент или резидент) учитываются только дни фактического пребывания человека в РФ.

.

.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

При этом в период пребывания в России (менее или более 183 дней) включается как день прибытия (въезда) в Россию, так и день отъезда (выезда) из нее. Такой порядок расчета подтверждает Минфин России в письмах от 21 марта 2011 г. № 03-04-05/6-157, от 4 июля 2008 г. № 03-04-06-01/187 и от 3 июля 2008 г. № 03-04-05-01/228.

Если человек выезжает за границу, то пока он не вернется, отсчет 183 дней прерывается. Исключения составляют только .

Во всех остальных случаях (в т. ч. при нахождении в загранкомандировке или отпуске за рубежом) период нахождения за границей не включается в число дней пребывания на территории России.

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ. Подтверждает данный вывод и Минфин России в письме от 26 июля 2007 г. № 03-04-06-01/268.

Пример определения налогового статуса человека (резидент или нерезидент) для целей НДФЛ. В течение года человек неоднократно ездил в загранкомандировки по работе

Работа гражданина Молдавии А.С. Кондратьева связана с командировками. В течение 2015 года (365 дней) его три раза направляли в загранкомандировки сроком на 100, 20 и 40 дней (исключая день выезда из России и возвращения в Россию). Всего продолжительность служебных загранкомандировок составила 160 дней.

Кроме того, Кондратьев выезжал в отпуск за границу на 24 дня (исключая день выезда из России и возвращения в Россию).

В общей сложности за последние 12 месяцев Кондратьев провел:

  • за границей – 184 дня (160 дн. + 24 дн.);
  • на территории России 181 день (365 дн. – 184 дн.), то есть менее 183 дней.

Кондратьев признается налоговым нерезидентом.

Ситуация: прерывается ли 12-месячный период при определении налогового статуса иностранца, который в связи с окончанием срока разрешения на пребывание в России выезжает из страны? В следующем году он вновь въезжает в РФ .

Нет, не прерывается.

Законодательством установлен единый порядок, по которому определяется налоговый статус человека при расчете НДФЛ для недезидентов.

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России 183 календарных дня и более, он признается налоговым .

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России менее 183 календарных дней, он является налоговым .

Это следует из положений пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 5 мая 2008 г. № 03-04-06-01/115.

Использование именно 12-месячного периода для определения налогового статуса плательщика НДФЛ обязательно. При этом если НДФЛ со своего дохода человек платит самостоятельно, то 12-месячный период равен календарному году, в котором получен доход (п. 2 ст. 207, ст. 216 и 228 НК РФ). Прерывание данного срока законодательством не предусмотрено (в т. ч. по причинам, например, расторжения или повторного заключения трудового договора, выезда и обратного въезда на территорию России). В то же время количество дней пребывания человека в России (менее или более 183 дней) в течение 12-месячного периода прерываться может. Это подтверждают положения пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Если человек выезжал за границу для лечения или обучения (на срок не более шести месяцев), то 12-месячный период не прерывается. Продолжительность поездок включается в расчет 183 дней (п. 2 ст. 207 НК РФ). При этом цель поездки необходимо подтвердить документально (например, при прохождении лечения – договором с медицинским учреждением, справкой с указанием времени его проведения и копией паспорта с отметкой пограничного контроля) (письмо Минфина России от 26 июня 2008 г. № 03-04-06-01/182).

Если человек покидал РФ по другим причинам (в т. ч. в связи с переоформлением миграционных документов, прекращением трудового договора), то 12-месячный период, по которому определяется налоговый статус человека, также не прерывается. Однако дни пребывания за границей из расчета 183 дней нужно исключить (письмо Минфина России от 26 мая 2011 г. № 03-04-06/6-123).

Документы, подтверждающие краткосрочное пребывание за рубежом

К документам, подтверждающим нахождение человека за пределами России для краткосрочного лечения или обучения, можно отнести:

  • договоры с медицинскими (образовательными) учреждениями на лечение (обучение);
  • справки, выданные медицинскими (образовательными) учреждениями, свидетельствующие о проведении лечения (прохождении обучения) с указанием его времени;
  • копии страниц паспорта со специальными визами и отметками пограничного контроля о пересечении границы.

При этом ограничений по возрасту, видам учебных заведений и изучаемых дисциплин, лечебных учреждений и заболеваний, перечню стран, в которых проходит обучение или лечение, нет.

Об этом сказано в письмах Минфина РФ от 26 июня 2008 г. № 03-04-06-01/182, ФНС России от 15 октября 2015 г. № ОА-3-17/3850 и от 20 июля 2012 г. № ОА3-13/2525.

Выезд за рубеж имеет значение только для подсчета количества дней пребывания в России (менее или более 183 дней). Он не прерывает течение 12-месячного периода.

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Возможно, что в течение года (например, за семь месяцев) количество дней пребывания человека в России достигнет 183 дней. В этом случае он становится . И этот статус до конца года измениться уже не может. Это подтверждают письма Минфина России от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/94 и от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/95.

Пример определения налогового статуса человека (резидент или нерезидент) в целях НДФЛ

В июне 2014 года А.В. Львов получил доход от продажи автомобиля.

НДФЛ с полученной суммы Львов должен рассчитать и перечислить в бюджет самостоятельно (подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ).

Чтобы узнать, какую ставку взять для расчета НДФЛ, Львов должен определить свой налоговый статус (резидент или нерезидент).

Налоговым периодом по НДФЛ является год (ст. 216 НК РФ). Рассчитать и перечислить налог в бюджет Львов должен по его итогам – когда год закончится (п. 4 ст. 228 НК РФ). Поэтому свой налоговый статус Львов определил по состоянию на 1 января 2015 года (когда закончился 2014 год, в котором он получил доход от продажи автомобиля).

12 месяцев, которые предшествуют этой дате, – это период с 1 января по 31 декабря 2014 года (365 дней).

За этот период Львов покидал Россию только один раз – на 28 дней во время отпуска (исключая день выезда из России и возвращения в Россию). На это время не прерывается течение 12-месячного периода, за который Львов должен определить свое время нахождения в России (более или менее 183 дней). Однако 28 дней, которые Львов отдыхал за рубежом, в расчет времени нахождения в России (более или менее 183 дней) не включаются.

Таким образом, за 12 следующих подряд месяцев 2014 года Львов провел в РФ:
365 дн. – 28 дн. = 337 дн.

Так как Львов провел в России более 183 дней (337 дн. > 183 дн.) за 12 следующих подряд месяцев 2014 года, он является налоговым резидентом России.

Ситуация: подтверждает ли вид на жительство время фактического пребывания человека в России? Фактическое время пребывания в РФ необходимо рассчитать, чтобы определить налоговый статус человека (резидент или нерезидент) для целей расчета НДФЛ

Нет, не подтверждает.

В законодательстве нет перечня документов, по которым можно установить количество дней нахождения в России для определения налогового статуса. Это могут быть любые документы, подтверждающие факт нахождения человека в стране. Так, даты въезда в Россию и выезда из нее можно установить по отметкам:

  • в загранпаспорте;
  • в дипломатическом паспорте;
  • в служебном паспорте;
  • в паспорте моряка (удостоверении личности моряка);
  • в миграционной карте;
  • в проездном документе беженца и т. д.

Если отметка в паспорте отсутствует (например, человек приехал из Украины или Республики Беларусь), то доказательством пребывания в России могут быть другие документы. Например, документы о регистрации по местопребыванию, квитанции о проживании в гостинице. Для работающих людей – табели учета рабочего времени или справки с места работы, выданные на основании данных табелей. Для учащихся – справка с места учебы, которая подтверждает фактическое посещение учебного заведения.

Это следует из писем Минфина России от 13 января 2015 г. № 03-04-05/69536, ФНС России от 25 мая 2011 г. № АС-3-3/1855.

Вид на жительство подтверждает только право иностранного гражданина (лица без гражданства) на постоянное проживание в России, а также на свободный въезд в Россию и выезд из страны. Для лиц без гражданства вид на жительство также является документом, удостоверяющим личность. Об этом сказано в пункте 1 статьи 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Таким образом, вид на жительство подтверждает право гражданина на проживание в Российской Федерации (удостоверяет его личность), но не является документом, подтверждающим фактическое время нахождения человека на территории страны.

С 1 января 2018 года все российские граждане считаются валютными резидентами. Однако тем, кто провёл в России менее 183 дней в году, больше не нужно уведомлять Федеральную Налоговую Службу об открытии/закрытии счетов за рубежом, не нужно сдавать отчёт о движении денежных средств по счетам в иностранных банках, и для них больше нет запрещённых операций по счетам в иностранных банках.

28 декабря 2017 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 28.12.2017 N 427-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», который стал долгожданным подарком для граждан России, постоянно живущих за рубежом. Начиная с осени 2017 года новости об проекте этого закона регулярно просачивались в СМИ, но я ждал окончательной редакции, прежде чем сделать обзор всех изменений закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

Гражданин России = валютный резидент

С 1 января 2018 года каждый гражданин Российской Федерации будет являться валютным резидентом, просто на основании наличия у него российского гражданства. Напомню, что раньше валютными резидентами являлись граждане России, за исключением тех, кто проживал в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющие вид на жительство, рабочую визу или учебную визу со сроком действия не менее года.

Однако на практике, согласно устоявшемуся мнению контролирующих органов, стоило постоянно проживающему за рубежом гражданину приехать в Россию хотя бы на один день, он или она становились валютными резидентами, и на них распространялись все обязанности закона «О валютном регулировании и валютном контроле», в том числе необходимость уведомлять об открытии счетов и , и список разрешённых операций по счетам в иностранных банках.

Повторюсь, с 1 января 2018 года все граждане России будут являться валютными резидентами (пп. «а» п.6 ст. 1 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», далее «Закон»). Можно было бы подумать, что это плохая новость, но это не так. Другие изменения в Законе существенно облегчают жизнь тех, кто находится за рубежом более 183 дней в году.

Если вы провели за рубежом более 183 дней в году

Больше всех от изменений в Законе выиграли те российские граждане, кто постоянно проживает за рубежом (проводят за пределами России более 183 дней в году). Для них с 1 января 2018 года вступают в силу следующие изменения:

  • Не нужно уведомлять Федеральную Налоговую Службу (ФНС) об открытии/закрытии счетов в иностранных банках;
  • Не нужно ежегодно подавать отчёт о движении денежных средств по счетам в иностранных банках;
  • И, возможно самое главное, нет никаких ограничений по разрешённым операциям по счетам в иностранных банках.

И в качестве бонуса, всё вышеперечисленное также относиться к тем, кто в 2017 году провёл за рубежом более 183 дней (часть 2 ст.2 Федеральный закон от 28.12.2017 N 427-ФЗ).

Пример

Гражданка России, постоянно проживающая в Австралии, в 2017 году 2 раза ездила в Россию навестить родных. В первый раз на 4 недели и второй раз на 2 недели. Так как суммарное количество дней, проведённых ей в России, меньше 183 дней, ей не нужно подавать отчёт о движении денежных средств за 2017 год, на неё также не распространяются ограничения по операциям по её счетам в австралийских банках.

Для сравнения, до вступления в силу изменений в Законе, в аналогичной ситуации эта гражданка стала бы валютным резидентом после первого же приезда в Россию и оставалась бы валютным резидентом ещё год после возвращения в Австралию из второй поездки. Как следствие, ей пришлось бы подавать отчёт о движении денежных средств по счетам в иностранных банках.

Если вы провели на территории Российской Федерации более 183 дней в году

Для тех, кто постоянно живёт в России (проводит на территории России более 183 дней в году), закон «О валютном регулировании и валютном контроле» не претерпел существенных изменений. С 1 января 2018 года расширился список разрешённых операций по счетам в иностранных банках:

  • Разрешено получать возврат налогов (tax refund) от иностранных налоговых органов (абзац первый часть 5 ст.12 Закона)
  • Только для счетов, открытых в иностранных банках стран ОЭСР или ФАТФ:
    • Разрешено получать деньги от продажи автотранспортных средств
    • Разрешено получать деньги от продажи недвижимости, при условии, что такая недвижимость находилась на территории страны ОЭСР или ФАТФ и эта страна обменивается в автоматическом режиме финансовой информаций с Российской Федерацией.

Полный список разрешённых операций по счетам в зарубежных банках смотрите в конце этой статьи.

Пример

Гражданин России, живущий в Москве, после встречи нового 2018 года решил продать принадлежащую ему виллу в Испании. Так как Испания является членом ОЭСР (и ФАТФ), получение денег от продажи виллы на счёт в испанском банке является разрешённой операцией.

Для сравнения, до вступления в силу изменений в Законе, в аналогичной ситуации деньги от продажи недвижимости должны были бы быть сначала зачислены на счёт в российском банке. В противном случае гражданину грозил штраф за неразрешённую валютную операцию в размере от 75 до 100% от суммы операции.

Если вы переехали в Россию после нескольких лет жизни за границей

Для тех, кто после нескольких лет проживания за рубежом, вернулся в Россию (провёл в России в текущем году более 183 дней), изменённый Закон предусматривает следующие обязанности:

  • В срок до 1 июня следующего года уведомить налоговые органы обо всех открытых/закрытых счетах в иностранных банках
  • Сдать отчёт о движении денежных средств по счетам в иностранных банках

Пример

Гражданин России проработал 4 года по контракту в Италии. После окончания контракта в апреле 2018 года он вернулся обратно в Россию. До 1 июня 2019 года он должен будет сообщить ФНС обо всех открытых им счетах в итальянских банках, а также сдать отчёт о движении денежных средств по этим счетам за весь 2018 год.

Выводы

Изменения в Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» существенно облегчат жизнь законопослушных граждан России постоянно проживающих за рубежом, а также работающих или учащихся за рубежом.

Для российских граждан, постоянно проживающих в России, изменений немного. Кроме того, не решаются проблемы, связанные с получением денег от продажи имущества, находящегося в странах, не входящих в ОЭСР или ФАТФ, как например Болгария.

По моему мнению, принятые изменения продиктованы прежде всего двумя вещами. Во-первых, это базовая логика. Российский гражданин, который провёл в России менее 183 дней в году, не будет являться российским налоговым резидентом. Даже если он сообщит о своих зарубежных счетах и о движениях денежных средств по ним, ему всё равно не нужно будет платить в России налог на доходы физических лиц на доходы, полученные за рубежом.

Во-вторых, уже в 2018 году заработает автоматический обмен информацией между Россией и другими странами, в рамках которого ФНС начнёт получать финансовую информацию о российских налоговых резидентах, имеющих активы за рубежом.

Приложение: Разрешённые операции по счетам в зарубежных банках

  • Перевод денег с других своих счетов, находящихся как в Российских, так и в иностранных банках (часть 4 ст. 12);
  • Перевод иностранной валюты от физического лица со счёта в российском банке в сумме, не превышающей эквивалента 5 000 долларов в день (пункт 12 ст.9). Ограничение в 5 000 долларов не распространяется на близких родственников (супругов, родителей, детей, бабушек и дедушек, и внуков) (пункт 17 ст.9);
  • Начисление процентов на остаток на счёте (абзац 1 часть 5 ст.12);
  • Внесение наличных денежных средств (абзац 1 часть 5 ст.12);
  • Зачисление сумм налогов, возвращённых компетентными органами иностранного государства (абзац 1 часть 5 ст.12);
  • Зачисление минимального взноса, требуемого иностранным банком для открытия счёта (абзац 1 часть 5 ст.12);
  • Получение денег в дар от супруга или близких родственников (п.2 части 3 ст.14);
  • Зачисление зарплаты и командировочных сотрудникам зарубежных представительств российских юридических лиц (п. 2 и 3 ч.6.1 ст. 12);
  • Зачисление зарплаты от иностранного работодателя (абзац 3 п.5 ст.12);
  • Зачисление выплат по решению судов иностранных государств (абзац 4 п.5 ст.12);
  • Зачисление пенсий, стипендий, алиментов и иных социальных выплат (абзац 5 п.5 ст.12);
  • Зачисление страховых выплат от иностранных страховых компаний (абзац 6 п.5 ст.12);
  • Получение возвратов ошибочно уплаченных денежных средств, возврат денег за товар или услугу (абзац 7 п.5 ст.12);

Кроме вышеперечисленных, только для счетов, открытых в иностранных банках стран ОЭСР и ФАТФ, законными операциями являются (п. 5.1 ст.12):

  • Зачисление займов и кредитов, но лишь по договорам, заключенным на срок более 2 лет;
  • Получение арендной платы от сдачи в аренду недвижимости и другого имущества, расположенного за пределами России;
  • Получение дивидендов по иностранным акциям, выплат по иностранным облигациям или векселям;
  • Получение дохода от передачи денег или ценных бумаг в управление иностранному управляющему (например, через внесение их в траст);
  • Зачисление денег от продажи ценных бумаг, зарегистрированных на бирже (разрешено с 1 января 2018 года);
  • Зачисление денег от продажи автотранспортных средств (разрешено с 1 января 2018 года);
  • Зачисление денег от продажи недвижимости, при условии, что такая недвижимость находилась на территории страны ОЭСР или ФАТФ и эта страна обменивается в автоматическом режиме финансовой информаций с Российской Федерацией (разрешено с 1 января 2018 года).

Примечание: В данном списке я не отобразил такие специфические операции, как операции, разрешённые дипломатическим представительствам, консульствам и иным официальным представительствам Российской Федерации за рубежом.